Урожай зерна в России в перспективе может вырасти до 200 млн т в год, заявил вице-премьер Аркадий Дворкович на международном экономическом форуме в Давосе в четверг. По его словам, такого показателя удастся добиться за счет более эффективного использования земли и внедрения современных технологий.
При этом вице-премьер отметил, что в этом сельскохозяйственном году экспорт зерна будет очень высоким, а «проблемы с вывозом будут решены». О том, сможет ли Россия справиться с урожаем в 200 млн т, и как решаются проблемы транспортировки, «Агроинвестору» рассказал президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
— На ваш взгляд, может ли Россия взять планку в 200 млн т зерна?
— Увеличение сбора до 200 млн т само по себе не является проблемой — здесь лишь вопрос инвестиций в технологии, расширение производства. Поэтому по большому счету для страны с учетом ее территории, это невысокая потенциальная планка. Другое дело, что нынешний урожай [по предварительным данным Росстата, он составил рекордные 134,1 млн т] показывает, что даже такой объем нам пока не нужен — на территории страны практически не развита глубокая переработка, поэтому с учетом ограниченной емкости мировых рынков сбыта урожай в 200 млн т приведет просто к плачевным последствиям, особенно если это произойдет резко и неожиданно. Мы обрушим внутренний рынок, и каждая тонна будет просто в убыток обходиться крестьянскому карману, и на этом все инвестиции и свернутся. Поэтому наращивать производство необходимо постепенно, и ни в коем случае не торопясь. Вот в этом сезоне поторопились, в результате рынок упал на 30%, притом что многие ресурсы существенно подорожали, например, топливо, выросшее в цене на те же 30%. Все это негативно влияет на производственную экономику.
— То есть сами аграрии сейчас не готовы увеличивать производство с учетом падения цен?
— Конечно. Зачем им наращивать убытки?
— Какие инвестиции необходимы для роста производства до 200 млн т?
— Нужны вложения и в инфраструктуру, и в переработку. Но это очень дорогие проекты, которые невозможно реализовать за пару лет. К тому же они не могут быть ориентированы лишь на внутренний сбыт — нужна диверсификация и ориентация на внешние рынки, а это значит, что придется конкурировать с другими странами, в том числе с Китаем, где глубокая переработка налажена. Я уж не говорю про европейских и американских производителей.
— А какой задел есть у России в наращивании экспорта зерна и снижении стоимости его перевозки?
— Резерв сокращения стоимости железнодорожной перевозки по большому счету только один — волевое решение властей, то есть некая компенсация из бюджета для «Российских железных дорог». Во всех других случаях сокращение стоимости перевозки практически нереализуемо с учетом огромной территории страны. Даже если в России тарифы на каждый километр перевозки удастся привести в соответствие со странами-конкурентами, то все равно из-за больших расстояний возить мы будем дороже. В то же время есть определенный резерв по сокращению стоимости перевалки в портах. Сейчас идет увеличение мощностей портовых терминалов, благодаря чему должна повыситься конкуренция. Однако прежде всего это резерв для того, чтобы повысить внутренние закупочные цены, а, следовательно, влиять на увеличение производства зерновых как таковых.
— Сможет ли Россия решить в этом году транспортные проблемы?
— Их невозможно решить без принятия системных мер, которые быстро реализовать не удастся. Пока же речь может идти только о временных мерах, однако я не вижу, чтобы и здесь мы как-то продвинулись. Я просил правительство дать поручение РЖД обеспечить приоритет для зерновых грузов. Так решалась проблема перевозок в 2014 году во время олимпийской стройки: когда строительные грузы не успевали доставить для строительства объектов Олимпиады, им дали зеленый свет по отношению к остальным грузам. Я просил о таких же мерах для зерна в этом сезоне, однако такого поручения до сих пор нет. Поэтому мы очень медленно ездим из-за ограниченности самой инфраструктуры, нехватки маневровых тепловозов и т. д.
— Минсельхоз прогнозирует в этом сезоне рост экспорта зерновых до 45−47 млн т. Вы согласны с этим прогнозом?
— О 47 млн т мы говорили еще осенью. Сейчас мы рассчитываем, что вывоз будет под 50 млн т.