По данным Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР), потребительские цены на кондитерские изделия в среднем по России в марте 2018 года снизились на 0,1% по сравнению с мартом 2017 года. А с начала января цены на сладости в стране уменьшились на 0,07%.
«Снижение розничных цен на кондитерские изделия — это продолжающийся тренд уже в течение полугода, — рассказала исполнительный директор центра Елизавета Никитина. — Хотя в феврале 2018-го цены на отдельные виды кондитерских изделий в России выросли — в целом в этом месяце они увеличились на 0,3% по сравнению с февралем 2017 года». Но это в большей степени было связано с массовыми закупочными кампаниями к праздникам в феврале и марте. Тем более, что цены повышались в основном на шоколадные конфеты — наиболее распространенный вид подарка, поясняет эксперт.
Цены на кондитерские изделия снизились в большинстве федеральных округов страны: в Центральном (-0,4%), Южном (-1,8%), Северо-Кавказском (-0,8%), Приволжском (-0,3%) и Сибирском (-0,4%). Однако пока еще отмечается их рост в Северо-Западном (0,7%), Уральском (1,6%) и Дальневосточном (2,1%) федеральных округах.
За последние 12 месяцев наиболее заметное снижение цен произошло в категории сахаристых кондитерских изделий — в марте карамель, зефир и пастила стали дешевле на 0,5−1,5%. Продолжили снижаться цены на шоколадные конфеты (-0,4%), на кексы и рулеты (-3%). Цены на шоколад оказались практически на уровне прошлого года. С начала 2018-го вместе с сахаристыми кондитерскими изделиями стали дешеветь и отдельные виды мучных — печенье и пряники. Тогда как шоколад за этот период в среднем немного подорожал (+0,1%). Тем не менее, максимальные уровни цен на шоколад были пройдены в июле 2017 года и по сравнению с серединой прошлого лета в марте этот вид кондитерских изделий стал стоить дешевле на 0,6% — 832,8 руб./кг. А вот стоимость натуральных шоколадных конфет достигла своего максимума с начала кризиса как раз в феврале 2018-го (594,1 руб./кг), а уже в марте они подешевели до 593,4 руб./кг.
Цены на зефир и пастилу достигли пика в мае прошлого года, карамель — в октябре, и с тех пор их стоимость тоже понемногу снижается. Единственная категория, которая на протяжении 2017 и начала 2018 года продолжает дорожать — это торты и пирожные, рост цен на которые за год составил 3%. Причем их стоимость выросла во всех регионах страны, обращает внимание Никитина. Но это в большей степени связано со структурными изменениями на рынке и сменой потребительских предпочтений, нежели с влиянием цен на основное кондитерское сырье, как это происходит в других категориях сладостей.
Розничные цены на кондитерские изделия в первые годы кризиса росли двузначными темпами — на 20−40% в зависимости от категории в течение 2015 года и на 8−12% в течение 2016-го, сравнивает Никитина. В этот период сладости были одними из самых быстро дорожающих продовольственных товаров, и динамика цен на них в течение этих лет значительно превышала показатели продовольственной инфляции в целом по стране. Основной причиной роста розничных цен стала взлетевшая стоимость основных видов кондитерского сырья. «Шоколадные кондитерские изделия дорожали наиболее быстро по сравнению с другими сладостями, розничные цены на них за 2015 и 2016 годы выросли на 35−60%, — говорит она. — Резко снизившийся курс рубля и последовавшее увеличение рублевых цен на основное сырье для производства шоколада привели к резкому росту цен на него в России. Также на их повышение повлияло то, что как раз на эти годы пришелся пик мировых цен на какао-сырье из-за нескольких неурожайных лет в основных странах-производителях. В результате потребление шоколада сократилось, покупатели перешли на более доступные и не так быстро дорожающие виды кондитерских изделий». В 2015—2016 годах наиболее востребованными стали мучные кондитерские изделия длительных сроков хранения, такие как печенье, вафли или пряники, динамика роста цен на которые была в два-три раза ниже, чем на шоколадные кондитерские изделия.
Во втором полугодии 2017 года для российских кондитеров сформировались достаточно благоприятные условия с начала последнего кризиса, считает Елизавета Никитина. Цены на основное кондитерское сырье были на минимальных уровнях, потребительская активность существенно оживилась, и продажи кондитерских изделий росли. В частности среднедушевое потребление сладостей в конце 2017 года увеличилось до 24,5 кг на человека в год. Этому способствовали в основном стабилизация розничных цен на кондитерские изделия и улучшение потребительских настроений в целом. «С февраля-марта 2018-го началось повышение цен на многие виды сырья, используемого в кондитерской промышленности, — говорит эксперт. — Весьма вероятно, что начавшаяся в прошлом году коррекция розничных цен на сладости остановится, и цены могут снова начать увеличиваться».
Экспорт охватывает 70 стран
По данным ФТС, в 2017 году экспортные поставки всех кондитерских изделий российского производства выросли на 5,9% по сравнению с 2016-м и составили 430,4 тыс. т на сумму $982 млн. Основная доля принадлежит шоколаду и другим продуктам с какао. С 2013 года вывоз этих продуктов увеличился в натуральном выражении со 168 тыс. т до 184 тыс. т. А вот в стоимостном шоколад потерял: если пять лет назад объем экспорта составлял $671 млн, то в прошлом году, несмотря на прибавку в весе, в деньгах продажи снизились до $541 млн.
По мнению Елизаветы Никитиной, из основных кондитерских изделий именно шоколад, а затем шоколадные изделия типа конфет или батончиков отличает наиболее высокая добавленная стоимость. Также этот сегмент больше других консолидирован и демонстрирует хорошую динамику роста экспорта (+16% по итогам 2017-го). Кроме того, именно у шоколадных изделий самая широкая география продаж.
Сейчас Россия экспортирует достаточно широкий спектр кондитерской продукции, но больше всего шоколадных и мучных продуктов с длительными сроками хранения. В то же время сахаристые изделия не отличается высокими показателями как по экспорту, так и по импорту, хотя это достаточно крупный и очень разноплановый сегмент. Некоторые виды сахаристых сладостей могут получаться неоправданно дорогими в контексте экспорта и с точки зрения логистики (большой вес/малые сроки хранения), что не позволяет найти широкую аудиторию для того, чтобы начинать массовые поставки, прокомментировала эксперт «Агроинвестору». С другой стороны, культура потребления такого рода сладостей может очень сильно отличаться от рынка к рынку. Опять же, вести стабильные, централизованные поставки, выстраивать долгосрочные отношения с местной розницей могут достаточно крупные игроки, а они в основном присутствуют в сегментах шоколадных и мучных кондитерских изделий, добавляет Никитина.
Новый рынок для российских игроков кондитерского рынка — Китай. Хотя российские сладости туда поставлялись давно, но это было, скорее, уделом «челноков» и предприятий из соседних со страной регионов. На новый уровень экспортные поставки вышли в 2016 году благодаря активности крупных компаний. «Однако китайский рынок хоть и большой, но специфический и непростой, как с точки зрения понимания местных пристрастий, так и культуры ведения бизнеса, — знает Никитина. — Закрепиться на этом рынке, расширять поставки — задачи весьма непростыесс.
Из новых направлений также хорошо развивается Монголия. В целом же с 2016 до конца 2017 география продаж российских кондитерских изделий выросла с 50 до 70 стран. Так, на карте экспортных поставок появились экзотические направления, например, Бангладеш (240 кг шоколадных сладостей в 2017 году) или Коста-Рика (1,3 т). Однако практически неохваченными остаются страны Латинской Америки или Индия. Тем не менее, несмотря на широту географии продаж, основными рынками сбыта для российских сладостей остаются бывшие республики СССР.