Несмотря на то что рекордный урожай прошлого года привел к падению цен на зерно и некоторому снижению рентабельности фермерских хозяйств, наступивший сезон 2018/19 года, по мнению экспертов, обещает рост цен на агрокультуры. На фоне текущих прогнозов руководители финансово устойчивых сельскохозяйственных предприятий стали всерьез задумываться о технической модернизации и рассматривать покупку техники не только как плановое приобретение, но и как инвестиционное вложение.
2017 год стал, пожалуй, рекордным в истории России: с полей было собрано более 134 млн т зерна. При этом неубранными остались еще примерно 10 млн т урожая, что произошло в том числе по причине низкого уровня материально-технической базы в сельскохозяйственном секторе.
Из-за нехватки техники и ее износа ежегодно теряется часть урожая, который просто не успевают собрать. Например, в прошлом году Минсельхоз оценивал недобор подсолнечника в 1,4 млн т, зерна – на уровне 8–10 млн т.
По расчетам министерства, в России на 1 тыс. га пашни приходится только 2 трактора и 1,6 комбайна. Для сравнения: на ту же площадь в Германии приходится 65 тракторов и 11,5 комбайна, в США – 25,9 и 17,9, в Канаде – 16 и 7. Даже в соседних Белоруссии и Казахстане техники больше: в первом случае на 1 тыс. га есть 9,3 трактора и 5 комбайнов, во втором – 6,4 и 2,8.
По данным Росстата, количество сельхозтехники продолжает сокращаться. Так, тракторов в хозяйствах на конец 2017 года было 236,7 тыс. штук – на 3% меньше, чем годом ранее, зерноуборочных комбайнов – 57,6 тыс. (–2,8%), кормоуборочных – 0,7 тыс. (–4,4%), сеялок – 86,8 тыс. (–5,6%).
В результате на сегодняшний момент техническая модернизация отрасли стала для современных фермеров не просто необходимостью, а перспективой завтрашнего дня. Очевидно, наметившийся после кризисного 2015 года рост сельскохозяйственного сектора создал благоприятную почву для переоснащения производства. Вместе с тем остро обозначилась проблема выбора неподходящей техники и не всегда достаточной компетентности покупателей. Так, например, новым тракторам могло просто не хватать мощности или грузоподъемности для работы с прицепным оборудованием. Фермерам приходилось докупать лишние агрегаты, и в итоге затраты, как и сроки окупаемости, росли.
Рациональный подход
Сегодня деньги на сельхозтехнику тратятся взвешенно, и решение о покупке машины принимается с учетом перечня возделываемых культур, особенностей почвы и уже существующего парка техники. При таком компетентном подходе к инвестициям сами производители идут навстречу покупателям, стремясь продемонстрировать преимущества своих машин.
Уже сейчас ради покупки нового трактора не нужно ездить на выставки или смотреть, «как работает у соседей», – можно протестировать интересующие модели самостоятельно и в собственном хозяйстве. Такой длительный тест-драйв позволяет оценить технические характеристики машин в работе, а также рассчитать экономическую эффективность техники для конкретного фермера.
Интересный опыт в этой области у СП AGCO-RM и его дилеров, которые реализуют программу индивидуальных показов флагманских моделей своей техники по всей России. Программа демонстрационных показов разработана таким образом, что каждый участник может оценить преимущества техники на практике, пройдя привычные маршруты на своей земле. «Наши фермеры, как правило, выбирают технику самостоятельно на выставках или агрофорумах, пытаясь сориентироваться среди большого количества моделей и технической информации. Мы стараемся не просто рассказывать о преимуществах нашей техники, а демонстрировать их в работе в реальных условиях – не только на региональном Дне поля, но и в хозяйстве самого покупателя», – рассказывает Виталий Власов, представитель дилерского центра «АгроЦентрЛиски», недавно завершившего серию индивидуальных демонстрационных показов в Липецкой области.
Для человека, решившегося на покупку, например, трактора и остановившего выбор на конкретном производителе, это прекрасная возможность развеять все сомнения. Тестирование в реальных условиях на земле собственного хозяйства позволяет по-настоящему оценить ключевые характеристики машины, понять, действительно ли она отвечает всем требованиям бизнеса, и принять взвешенное решение.