К спору государства и бизнеса о переходе от исторического принципа вылова краба на аукционы подключились новые участники. В Высшей школе экономики (ВШЭ) предложили компромисс, предполагающий продажу с торгов не половины, а только 20% квот, с повышением ставок за вылов краба и введением экспортной пошлины. Такая схема обещает государству дополнительный доход в 190 млрд руб. в течение трех лет.
Проект изменения схемы распределения квот на вылов краба Институт аграрных исследований НИУ ВШЭ завершил в конце 2018 года. Как следует из документа (копия есть у “Ъ”), он был составлен в связи с началом обсуждения в правительстве возможного перехода от исторического принципа вылова краба к аукционам.
Впервые о такой идее стало известно из письма, направленного президенту Владимиру Путину (см. “Ъ” от 20 ноября 2017 года). Инициатива вызвала резкую критику краболовов, опасавшихся передела рынка с ежегодным оборотом в 120 млрд руб. В августе премьер Дмитрий Медведев подписал дорожную карту по развитию конкуренции, по которой на аукционах должна разыгрываться половина квот на вылов краба.
По расчетам ВШЭ, чтобы обеспечить нужный уровень бюджетных поступлений, достаточно распределять на аукционах 20% квот на добычу краба. В дополнение эксперты предлагают ввести трехлетнюю экспортную пошлину на этот продукт в размере 10% и повысить ставки сбора на вылов с предлагаемых сегодня 45 до 63 руб. за кг. По их оценкам, при ежегодном среднем значении общего допустимого улова краба в 84,4 тыс. тонн от уплаты ставок за вылов государство получит около 5 млрд руб. Общий сбор пошлины при экспорте 95% продукции, средней цене в $10,03 за кг и курсе на уровне 65,7 руб. за доллар в ВШЭ оценили в 5,2 млрд руб. в год. Доход от продажи 20% квоты может в среднем принести 57,3 млрд руб. В результате, отмечают в ВШЭ, за три года по такой схеме государство может получить 190,5 млрд руб., что вдвое больше, чем возможный доход от продажи 50% квот в 2019–2020 годах (81 млрд руб.).
Директор по аграрной политике НИУ ВШЭ Евгения Серова считает предложенный механизм самым компромиссным вариантом для всех сторон. Экспортную пошлину, к примеру, можно корректировать оперативно, тогда как одно лишь аукционное распределение квот, как правило, вводится сразу на несколько лет, отмечает она. Исполнительный директор Ассоциации краболовов Севера Татьяна Соколова, однако, утверждает, что даже распределение 20% квот на вылов краба через аукционы грозит серьезным ущербом участникам рынка. Ранее краболовы предупреждали, что из-за изменения правил выдачи квот могут отказаться от контрактов на строительство десяти судов стоимостью $320 млн (см. “Ъ” от 27 июня).
Вопрос в самом факте слома исторического принципа распределения квот на вылов краба, а не в степени изменений, вторит президент Северо-Западного рыбопромышленного консорциума Геннадий Миргородский. Госпожа Соколова добавляет, что участники рынка, к примеру, сами заявляли о готовности к значительному повышению ставок сбора на вылов краба. Но, предупреждает она, мера может быть рассмотрена только при отказе от аукционов.
В Росрыболовстве “Ъ” сообщили, что предложения по законопроекту, касающемуся крабовых квот, будут направлены в Минсельхоз до 31 января 2019 года. Представитель службы заверил, что документ будет обсуждаться с отраслевым сообществом. В Минсельхозе и аппарате профильного вице-премьера Алексея Гордеева на запросы “Ъ” не ответили.
Как отмечает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, хотя механизм ВШЭ и выглядит компромиссным, практика показывает, что такие предложения редко могут устроить обе стороны и еще реже получают форму какого-либо нормативного правового акта. Правительство, добавляет он, сейчас активно ищет источники дополнительного финансирования, а ВШЭ по факту предлагает только изменить процесс распределения квот, без гарантий значительного роста поступлений.