Ассоциация добросовестных участников рынка АПК запустила сервис, позволяющий проверить контрагентов на чистоплотность. Опрошенные МГ бизнесмены сомневаются, что нововведение обелит рынок, а некоторые полагают, что это уловка для давления на бизнес.
Новый сервис Ассоциации добросовестных участников рынка АПК предоставляет информацию о сельхозпредприятиях, которые согласились раскрыть налоговую тайну об уплате НДС.
Идентификационный номер налогоплательщика контрагента позволяет проверить наличие несформированного источника в цепочке поставщиков для вычета по НДС. При попадании компании в перечень недобросовестных поставщиков сервис выдаст: ИНН, название компании, квартал, когда обнаружен признак налогового разрыва, и дату публикации этих данных.
Участие в программе — добровольное: налоговые декларации защищены налоговой тайной. Чтобы рассекретить их, компания должна отправить запрос в налоговую службу. Когда его утвердят — фирма сможет присоединиться к сервису и доказать будущим партнерам благонадежность.
На такой шаг готовы пойти не все. Например, не представившийся представитель компании-экспортера зерна ООО «Хакан Агро-Русь» заявил МГ: «Ни к каким реестрам присоединяться не будем, сами всех проверяем», — и бросил трубку. А Алексей Мыльников, директор по налоговой политике Группы «ПРОДО», заявил, что компания уже подключилась к новому информресурсу. «Данный инструмент позволит принимать более взвешенные коммерческие решения, исключить риски включения в цепочки хозяйственных операций фирм-однодневок», — уверен Мыльников.
Никита Мельников, Учредитель ООО «Племенная Птицефабрика Лебяжье»:
У нас столько инициатив, что, когда они будут реализованы — просто никого не останется. Если человек недобросовестный, я ему продавать не буду. Он меня один раз обманет — и все, на этом дело закончится.
По-вашему, что, какой-то фермер будет сидеть и писать всякую ерунду? У него нет бухгалтера, у него нет денег на это. Пришло поколение людей, которые не понимают, что не бумагой живы люди. Требовать от предприятия, чтобы они сами какие-то цепочки делали — это только в шизофреническом мозгу гайдаровцев могло возникнуть.
У нас все время инициативы чего-нибудь зарегулировать. В добровольность этого предприятия я не верю. Что значит, добровольно? Сейчас посадят какое-то количество чиновников, которые скажут: не записались? Так мы устроим вам козью рожу, где-нибудь обязательно жизнь подпортим!
У меня такое ощущение, что каждая подобного рода инициатива направлена на то, чтобы закрыть все в стране. Пусть возят из-за границы. А «этих всех» — в СОБЕС.
Илья Березнюк, управляющий партнер консалтингового агентства Agro&Food communication:
Идея-то хорошая по обелению рынка. Вопрос в том, как она будет реализована. Сейчас пока она в пилотном режиме. Подключились к этой истории в основном зерновики и масло-жировики. Результаты этого проекта мы увидим минимум через год.
Вопрос пока вот в чем. Добросовестные компании, которые подключаются к этой системе — они и так были добросовестными. А как будут бороться с мелкими и недобросовестными компаниями-неплательщиками НДС? Пока не совсем понятно, как будет работать механизм.
Михаил Марышев, Председатель комитета АПК Ростовского областного отделения организации малого и среднего предпринимательства «Опоры России»:
Я эту инициативу поддерживаю. Бояться ее незачем. Она позволяет контрагенту подтвердить, что он является действительно добросовестным — и что у него есть четкая занятая ниша в рынке. Когда есть возможность посмотреть статус компании при получении контракта или участии в торгово-сырьевых операциях — у честных контрагентов появляется конкурентное преимущество в виде дополнительного продвижения и позиционирования в конкретном сегменте на данном ресурсе.
По большому счету, на сегодняшний день ничего и так не составляет никакой тайны. Если какой-то участник рынка захочет узнать какие-то сведения про контрагента — он будет это делать, затрачивая на это неимоверные силы, время, деньги, информационные ресурсы, кадровый потенциал, а иногда и привлекать юристов. Здесь функционал упростится: будет меньше работы для службы безопасности, какого-то внешнего мониторинга и как следствие вырастет оперативность принятия решений по каждой сделке в частности.
Этот сервис можно и дальше развивать. Можно добавить данные о количестве сотрудников, состыковать с ним арбитражную практику, графики по финансовым отчетам… Чтобы можно было посмотреть: компания динамично растет, судебных производств нет — и так далее. Если динамика по финансовому состоянию у контрагента колебалась вниз или вверх — то человек сможет сделать на это поправку и начать управлять уже четкой стратегией в зоне риска, прилагая совместные усилия по ее урегулированию. Было бы здорово сделать доступ к сервису еще легче — через мобильное приложение в формате «мягкой кнопки», например.
Многие на рынке бьют в набат: дополнительное регулирование, дополнительные административные барьеры, при этом не вникая в суть и глубину данной инициативы… Это нормально, любые нововведения воспринимаются всегда с некой формой сопротивления и противостоянием. Но лично я в этом вижу позитив. Самое главное — провести ювелирную настройку ресурса, обеспечить всем к нему доступ, научить работать с ним и обеспечить меры безопасности и контроля для всех участников рынка сельхозпроизводителей, трейдеров, перевозчиков, экспортеров и переработчиков…
Комитет АПК РОО перед Новым годом выступил с инициативой подписания соглашения о взаимодействии на Федеральном уровне с Ассоциацией добросовестных участников рынка АПК. Оно будет направлено на формирование комфортного присутствия в аграрном секторе всех малых и средних предприятий, что сделает рынок более мобильным и эластичным. Данный алгоритм позволит реализовать ряд проектов сельхозкооперации.
Владимир Матягин, глава ассоциации грузоперевозчиков «Грузавтотранс»:
Я полностью поддерживаю дополнительные проверки уплаты налогов. Законы должны всеми четко соблюдаться — и, если кто-то сможет уходить от уплаты налогов, он получит преимущество перед другими участниками рынка. Однако, если все это так и останется на добровольной основе — то эта история вряд ли будет до конца доведена. Если нет жесткого, тотального контроля — ничего не выйдет. У нас на рынке АПК большинство работает по серым схемам — так что они просто туда не пойдут.
Контроль должен осуществляться именно со стороны ФНС. Одна из основных идей нашей ассоциации — допуск на рынок и аккредитация только по результатам оплаты налогов и выполнения прочих требований. Сначала заплатить налоги, выполнить все-все-все — а потом уже получать прибыль. В результате у нас будет добросовестная конкуренция: выигрывать будет не тот, кто ушел от налогов или в два раза перегрузил зерновоз, а тот, кто качественно предоставил услугу.