Как уже сообщалось на сайте «Крестьянских ведомостей», на состоявшемся на днях первом Московском экономическом форуме большое внимание было уделено перспективам развития АПК страны. Серьезно обсуждалась, в частности, разработанная группой авторитетных ученых и предпринимателей Дорожная карта развития сельского хозяйства России до 2020 года, о которой наш сайт информировал посетителей. Вот каково мнение о проблемах села и путях их решения Анатолия Алтухова, академика-секретаря Отделения экономики и земельных отношений, академика Россельхозакадемии.
Ученый констатирует, что в современных социально-экономических условиях развитие отечественного агропромышленного комплекса и его базовой отрасли – сельского хозяйства происходит в сложной и одновременно противоречивой ситуации.
С одной стороны, в стране получили дальнейшее развитие крупные агропромышленные формирования. В производство внедрялись новые технологии и техника, увеличилось количество адаптируемых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, пород и кроссов животных и птицы. Совершенствовалась и расширялась государственная поддержка. Складывалась более четкая система государственного регулирования агропродовольственного рынка и его отдельных продуктовых сегментов.
С другой стороны, остается фактом, что не удалось в полной мере реализовать три цели и пять задач, заложенных в Госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. Сказались сложившиеся неблагоприятные макроэкономические и погодные условия, в сочетании с несоответствием заложенных в Госпрограмму значений индикаторов с имеющимися в сельском хозяйстве и выделенными для него финансовыми ресурсами.
Из 12 основных индикаторов было достигнуто их прогнозное значение только по двум. За пятилетие средний темп прироста валовой продукции сельского хозяйства составил 3,1 против 4,0%, определенных в Государственной программе. Удельный вес отечественной продукции в структуре общего ее потребления достиг 67%.
За годы реализации Государственной программы по сравнению с 2003-2007 гг. импорт продовольственных товаров удвоился. Доля пищевых продуктов в расходах граждан превысила 35%, что в 2-3 раза выше, чем в экономически развитых странах. Оплата труда в сельском хозяйстве остается почти вдвое ниже, чем в среднем по экономике страны, медленно развивается социальная инфраструктура сельских территорий.
Не решены системные проблемы развития сельского хозяйства и агропродовольственного рынка. А это хронически препятствует преодолению двух разнонаправленных тенденций, связанных с одной стороны, с увеличением объемов государственной поддержки сельского хозяйства, но которая по-прежнему остается в несколько раз ниже, чем в экономически развитых странах (рис. 1), а с другой – ростом импорта продовольствия, превышающего почти вдвое пороговые значения продовольственной безопасности страны и составившего в 2012 г. 40,2 млрд долл. (рис. 2).
Именно низкая доходность и высокая закредитованность сельскохозяйственных организаций, превышающая почти в полтора раза их выручку, неспособность аграрной сферы экономики обеспечить население собственным продовольствием усиливают вероятность проявления разного рода рисков (природных, макроэкономических, социальных, внешнеторговых).
Источник: FAO
Рисунок 1 – Уровень государственной поддержки сельского хозяйства в различных странах (2007-2009 гг.), %
Продолжалось ухудшение макроэкономических показателей развития сельского хозяйства. Сокращался удельный вес отрасли в валовой добавленной стоимости, сальдированном финансовом результате, инвестициях в основной капитал, структуре расходов консолидированного бюджета (табл. 1).
Таблица 1. Удельный вес сельского хозяйства в экономике Российской Федерации, %
* Январь-сентябрь.
Весь парадокс заключается в том, что Россия,- обладая огромным аграрным потенциалом, самодостаточная по всем основным видам производственных ресурсов, занимая по размеру зернового клина и объему производства зерна четвертое место в мире, стабильно входя в пятерку крупнейших мировых экспортеров зерна и неуклонно наращивая его зарубежные поставки,- одновременно вынуждена увеличивать импорт продовольствия. Причем, даже тех его видов, которые она может производить в достаточном количестве не только для внутреннего потребления, но и для поставки их на мировой агропродовольственный рынок.
Именно на решение двух фундаментальных проблем развития АПК, — связанных с повышением доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и обеспечением страны собственным продовольствием, — в основном и направлена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Ее, реализация будет происходить в более сложных принципиально новых социально-экономических условиях, считает ученый.
В этой связи следует он отмечает, что Дорожная карта развития сельского хозяйства России до 2020 г. представляет концепцию выхода аграрной сферы экономики из длительного кризиса. В котором оно оказалось в ходе рыночных преобразований, последствий экономического кризиса 2008-2010 гг. и аномальной засухи 2010 г. В ней дана объективная оценка современного состояния сельского хозяйства и обоснованы меры, направленные на достижение целей его инновационного развития.
В целом Дорожная карта развития сельского хозяйства России до 2020 г. заслуживает одобрения за системный подход к решению накопившихся в отрасли проблем.
Однако работа содержит и ряд дискуссионных положений, полагает А.Алтухов. Он считает, к примеру, что ним можно отнести: недостаточно четко обоснованы этапы перехода аграрной сферы экономики к более современной экономической модели развития. К той, которая учитывает новые условия, сложившиеся в связи с членством России в ВТО, функционированием Таможенного союза и формированием Евразийского экономического союза;
По мнению эксперта, отсутствуют механизмы решения первостепенных задач, связанных с повышением доходности сельского хозяйства и обеспечением продовольственной безопасности страны. Между тем, главная проблема, вызывающая и усиливающая многие существующие негативные тенденции в аграрной сфере экономики, связана как раз с низкой доходностью сельского хозяйства. Вследствие чего основная часть сельскохозяйственных товаропроизводителей неспособна постоянно использовать достижения научно-технического прогресса для повышения эффективности и конкурентоспособности производимой ими продукции, осуществления технико-технологической модернизации производства.
Как показали результаты расчетов, в перспективе в сочетании с малоэффективным регулированием межотраслевых отношений ( когда продолжится существенный рост цен на основные виды материально-технических ресурсов, используемых в сельском хозяйстве), будет происходить дальнейшее падение доходности. Уже с 2016 г. реализация сельскохозяйственной продукции (без учета субсидий) станет убыточной: убыточность составит 0,1%, а в 2020 г. она достигнет 6,3% (рис. 3). Такая ситуация может привести к недополучению продукции сельского хозяйства на 1 трлн руб. Сократятся рабочие места и инвестиции, увеличится отрицательное сальдо внешнеторгового баланса по продовольствию, уменьшатся доходы федерального бюджета, произойдет дальнейшая стагнация сельскохозяйственного машиностроения.
Рисунок 3 – Прогноз рентабельности сельскохозяйственных организаций в Российской Федерации, %
Пока что слабо обоснован перечень финансовых и других ресурсов для реализации поставленных целей и задач. Это, на взгляд ученого, делает прогноз обеспечения страны, например, зерном и молоком, и их экспорта, нереальным. Следует подчеркнуть, что за годы реализации Государственной программы на 2008-2012 годы по сравнению с 2003-2007 гг. прирост зерна составил всего 9,7 млн т , из которого почти две третьих было экспортировано. Именно в обеспечении страны собственным продовольствием переплелись и сконцентрировались в сложный узел практически все современные проблемы функционирования аграрной сферы экономики вообще и сельского хозяйства в частности.
Наконец, недостаточно полно раскрыт механизм стимулирования инновационного развития аграрной сферы экономики путем использования более эффективных и прозрачных инструментов, способствующих созданию условий для перевода отдельных отраслей АПК на инновационно-инвестиционный путь развития. А это возможно только при их полноценном финансировании (рис. 4).
Рисунок 4 – Основные результативные показатели современного экономического механизма хозяйствования
Вывод Анатолия Алтухова таков: Дорожная карта развития сельского хозяйства России до 2020 г., как и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы не решают всех проблем функционирования агропромышленного комплекса и агропродовольственного рынка страны. Их решение ученый связывает с разработкой новой государственной аграрной политики, учитывающей изменения, которые произошли и могут произойти в перспективе как в мировой, так и особенно в российской экономике, и в первую очередь, в АПК страны.
И еще. Как сложная многофункциональная и динамичная система, включающая широкий спектр народнохозяйственных функций, аграрная сфера страны требует приоритетного внимания со стороны государства. Приоритет должен быть не разовым, а стать общей стратегией развития отрасли. И тогда возможно
преобразование сельского хозяйства в наукоемкий и высокотехнологичный сектор экономики. Для этого следует профинансировать отрасль хотя бы в объеме разрешенной поддержки ВТО, то есть на уровне 9,0 млрд долл. (рис. 5).
Только при таком условии рациональное использование огромного аграрного потенциала может снять практически все многочисленные вопросы надежного обес
Рисунок 5 – Функционирование сельского хозяйства России в условиях ее членства в ВТО
печения населения продовольствием. И это окажет значительное положительное влияние на доходность сельского хозяйства и экономику страны, усиление ее экономического и геополитического положения в мире.
Вот более менее реальная оценка того, что происходит в сельском хозяйстве страны.
глобально и подробно.вот таких авторов нужно привлекать к диалогу наСИА 2013
а с чего академик посчитал, что нужна новая современная сельскохозяйственная модель? я например продолжаю считать, что старая модель 100% государственного регулирования сельского хозяйства требует актуализации и мы сегодня к этому идем. только с другой стороны — то что было разрушили, что было можно украли (приватизировали), а теперь капиталисты пытаются строить социализм. Зачем надо было все крушить? изобретаем велосипед, который наша страна вымучила, создала, развила и теперь делаем вид, что ничего этого не было. пусть не 40 видов колбасы. а одна, но из мяса. Посмотрите экономическое развитие Китая, а то все про сша, евросоюз, вто — они развиваются на фундаменте идей нашей школы социализма и теперь уже смотрят на нашу страну с высока. Есть Госпрограмма вот и надо продолжать работать, каждый народ достоин своего правительства
Эпштейн. Молодец avanture75, но и Алтухов за максимально действенное госрегулирование.