Санкционный фактор является проблемой для продовольственного сектора российской экономики, несмотря на режим контрсанкций и программу импортозамещения – считает профессор, доктор экономических наук Леонид Холод.
Россия купирует риски от усиления западной санкционной политики
Так Леонид Иванович прокомментировал последнее решение Совета безопасности РФ внести изменения в Доктрину продовольственной безопасности в связи с угрозой ужесточения санкций, вследствие ухудшения наших отношений со странами коллективного Запада.
«Речь здесь не идет о том, что кто-то возьмет и перекроет поставки продовольствия в Россию, просто наша страна на сегодняшний день очень сильно зависит от импорта химических средств защиты растений, техники, ее компонентов, семян, племенного материала и прочего в этом духе. Все это завозится в Россию извне, и именно на это направлены данные предложения», — заключает Холод.
Действительно, Россия добилась существенных успехов в плане импортозамещения в сельском хозяйстве, но, во-первых, далеко не на всех направлениях, а, во-вторых, с использованием импортных компонентов, которые мы в основном закупаем на Западе.
В любом случае, это очень большой успех, но это оставляет возможность для введения вторичных санкций против России, которые на этот раз будут направлены против импорта в нашу страну товаров, необходимых для непосредственного производства продовольствия.
«Здесь можно посмотреть на санкционный опыт в других областях нашей экономики, в рамках которого запрещается поставка в Россию не только каких-то товаров, но и комплектующих, оборудования и даже сырья, как в случае с покрытием для МС-21», — констатирует Холод.
Как замечает эксперт, сельское хозяйство во многих своих проявлениях является технологичной сферой, поэтому отсутствие каких-то импортных закупок может нанести по нему значительный удар. Соответственно, государство хочет принять все возможные меры для того, чтобы защитить российский продовольственный сектор от подобных рисков, которые могут возникнуть в случае ухудшения ситуации.
«Например, это электронное оборудование, которое все больше внедряется в сельское хозяйство и которое практически не производится в России. И если мы этого лишимся, то это станет большой угрозой для продовольственной безопасности РФ», — резюмирует Холод.
По словам Леонида Ивановича, поставки семян, племенного яйца и эмбрионов в Россию очень значительны, поэтому если коллективный Запад вдруг ужесточит свои антиросийские санкции до предела, то эту проблему будет невозможно решить в сжатые сроки.
По этой причине мы и начинаем свою работу загодя, чтобы купировать все возможные риски до того, как в США началось обсуждение подобных санкций против России. Сфера влияния импорта здесь большая, поэтому эти меры противодействия надо принимать сейчас.
«Создание своего производства – это процесс долгий и непростой, поэтому необходимо все эти действия проводить заранее, даже в ситуации, когда вероятность подобных решений со стороны коллективного Запада не очень большая», — заключает Холод.
В качестве примера можно привести ситуацию с томатами, которые мы начали импортозамещать после того, как произошел инцидент с Су-24. За это время Россия сумела нормализовать свои отношения с Турцией и даже серьезно углубить их, но ограничения на импорт турецких томатов до сих пор сохраняются, поскольку для создания такого производства в России необходимо порядка пяти лет.
«Другой вопрос, что мы все эти закупки импортозаместить не сможем, тем более, в сжатые сроки, поэтому главным направлением усилий будет диверсификация поставок зарубежного сырья, чтобы не зависеть от политики западных санкций», — констатирует Холод.
Также нельзя забывать про смежные поставки в виде химии в «хорошем смысле» этого слова, которая нужна России для производства пищевой продукции, а также оболочек и всех других важных для производственного комплекса вещей.
Этот вопрос является чувствительным для России
Доцент кафедры экономической безопасности РАНХиГС Павел Грибов в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что такая проблема существует, причем главной ее особенностью является монополизм, существующий на мировом рынке.
«И здесь вопрос не столько санкций, а сколько монополизма различных зарубежных компаний. Ведь товары, которые являются основой нашего сельскохозяйственного импорта, производят не так много государств и не так много компаний», — резюмирует Грибов.
По мнению Павла Геннадьевича, самым уязвимым местом здесь является сельскохозяйственная химия, которая в России развита не так сильно, как хотелось бы. При этом, сегодня в лучшем состоянии, чем в 2014 году, находится производство семян.
«Впрочем, и по семенам достигнуты успехи только по отдельным направлениям культур. В целом, если будут введены санкции против России на поставку отдельных сельскохозяйственных материалов, то это будет очень чувствительно», — заключает Грибов.
Соответственно, это правильно, что данный вопрос был поднят на Совбезе РФ, поскольку перед нами фактор, на котором могут сыграть наши американские партнеры, которые сделали санкционную дубину основой своей внешней политики.