Рынок агробиомов становится все более привлекательным как для инвесторов, так и для конечных потребителей, но он находится только в самом начале пути.
Внимание к раскрытию потенциала микроорганизмов, известных под общим названием микробиом, стало приоритетом для многих компаний, которые активно инвестируют в исследования и разработки.
Тем временем аналитики заняты изучением размеров целевого рынка, экономики производства живых биопрепаратов и моментов регулирования, чтобы участники новой индустрии агробиомов смогли избежать коммерческого провала. Также эксперты считают, что залогом успеха для производителей будет являться разнообразный ассортимент продукции, основанный на более чем одном микробном виде.
Бактерии, дрожжи и грибы играли важную роль в сельском хозяйстве и производстве продуктов питания и напитков на протяжении тысячелетий. Сегодня они выступают как альтернатива синтетическим удобрениям и химическим пестицидам.
Микоризные инокулянты, стимулирующие здоровые корневые системы, почвенные фосфатные мобилизаторы, такие как Penicillium bilaii, биофунгициды для подавления грибных болезней, например, Bacillus subtilis, являются историческими предшественниками для разработки сельскохозяйственных продуктов на основе микробиомов.
Вместе с тем, информации все еще ничтожно мало. Знаете ли вы, что существует микроорганизм, который имеет два отдельных механизма фотосинтеза, может связывать азот и разрушать тяжелые металлы? Это только один пример из глобального микробиома, из которого было обнаружено и охарактеризовано менее 1% микроорганизмов.
Будущее мирового рынка агробиомных препаратов оценивается в миллиарды долларов, так как эти продукты имеют много долгосрочных преимуществ, включая экологически безопасное управление здоровьем почвы и устойчивость, два важных фактора для современного покупателя средств защиты урожая.
Конечно, ученым предстоит решение проблем со стабильным режимом действия и последовательностью полевых характеристик, потому что на заре рынка биопрепаратов различия в показателях год к году сослужили этому сектору плохую службу.
Хотя на самом деле, сезоны не бывают одинаковыми для всех в принципе, что обусловлено взаимосвязью между генетикой растений, местом выращивания и изменчивостью окружающей среды.
Коммерческие селекционеры называют это GxE (генотип по взаимодействию с окружающей средой).
Простым примером GxE является тот факт, что один конкретный кукурузный гибрид не будет лучшим урожаем в разные годы и в разных местах.
Теперь добавьте еще одну переменную, фенотип живого биологического продукта, и вы получите новый уровень сложности, который одна ведущая компания называет GxExP (генотип растения в зависимости от среды путем взаимодействия микробного фенотипа).
Поэтому эффективность биопродуктов нового поколения, как и срок годности, разработчики будут оценивать на основе статистически достоверных полевых данных, которые должны охватывать несколько лет и как можно большее количество мест.
Эта проблема GxExP также очень актуальна для подхода «консорциума», в котором продукт представляет собой не просто один микробиологический штамм, а популяцию микробов, предназначенных для обеспечения определенной пользы или выгод для конкретной культуры.
Опять же, предстоит выявить лучших соседей и антагонистов, определить совместимость био- и синтетических продуктов в принципе. Например, снижается ли жизнеспособность биологического продукта в результате смешивания с существующим химическим продуктом?
Следует тщательно определить способы применения для каждого продукта (обработка семян, внесение в борозду, опрыскивание, полив и так далее).
Существуют и другие уникальные требования к живому биологическому продукту, с которыми обычно не сталкиваются разработчики коммерчески успешной агрохимии. Неспроста компании, планирующие захватить лидерство на рынке агробиомов, имеют лицензии на критически важные портфели патентов, созданные исследовательскими фондами университетов.
Инвестиционная и научно-исследовательская деятельность, связанная с сельскохозяйственными микробиомными продуктами, несомненно, будет расти в течение следующего десятилетия.
Это неизбежно приведет к консолидации внутри сектора, аналогично тому, что произошло в семеноводческой отрасли, но со сроками примерно на 20 лет позже. Так что мы еще увидим много интересного – от появления инновационных продуктов до феерических слияний и поглощений. Наступает интересное время.