Какие товары в Китае популярны настолько, что их подделывают? Как относятся к тем, кто предпочитает «Балтику №9»? Действительно ли они любят русскую водку?
Экспорт продовольствия и продукции агропромышленного комплекса из России в Китай в начале 2010-х был в пределах 1,2 млрд в год, по данным Российского экспортного центра (РЭЦ). С 2015 года он растет благодаря увеличению вывоза маслосемян, крупным поставкам переработанной сельхозпродукции (масла, мука) и готовых продуктов — кондитерских изделий, напитков, а также увеличению отгрузок рыбы и морепродуктов. В 2017-м экспорт в Китай достиг $1,78 млрд, а в прошлом году превысил $2,5 млрд (рост 42%). Производители рассказали ТАСС, какие продукты популярны в Китае.
Шоколад «Аленка», вафли «Коровка». И их китайские подделки
Шоколад — в числе любимых сувениров, которые увозят с собой китайские туристы из России. А кондитерские изделия входят в топ-10 экспортируемых товаров в Китай, по данным РЭЦ.
Одни производители изобретают товары специально для китайских потребителей: «Мы предлагаем печенье Oreo со вкусом манго, острых куриных крылышек и васаби», — рассказали в «Мондэлис Русь».
Другие ничего не меняют кроме упаковки — она, согласно китайским нормативам, обязательно должна быть герметичной, например конфеты, закрученные в обертку, не поставляют в страну. «У нас на первом месте по объемам поставки — вафельные конфеты «Коровка», — рассказывает Сергей Насенко, гендиректор ООО «Объединенные кондитеры». — Шоколад «Аленка» тоже хорошо покупают. Интересно, что мы долго продумывали дизайн обертки «Аленки» для китайского рынка. Думали: «Может быть, чуть-чуть вытянуть глаза?» Но передумали. Писали название китайскими иероглифами, на латинице — не пошло. Остановились на том, что название — «Аленка» — написано на кириллице, а все остальное — на китайском. Так мы попали в тренды с миловидной русской девочкой, но этикетка — не самое главное. Им нравится молочный шоколад, он для них не слишком сладкий».
Одна из проблем работы в Китае — небрежное отношение к авторскому праву. Китайские коммерсанты подделывают «Аленку» или выпускают якобы российский шоколад с портретом Путина. Эти товары появляются и исчезают регулярно. При этом экспорт кондитерской продукции в страну ежегодно растет, и производители оптимистичны в прогнозах о поставках в ближайшие годы.
Один пломбир в год
Китайцы с опаской относятся к молочным продуктам. Еще 30 лет назад считалось, что у представителей нации нет какого-то нужного фермента, который позволяет переваривать молоко. Китаец даже может погибнуть, говорили распространители этого мифа, если выпьет стакан сырого молока.
В последние два-три десятка лет они привыкли к йогурту. Правда, предпочитают не настоящий, а соевый сыр и творог. А вот наше мороженое поставляли в страну еще при Советском Союзе, потом были поставки и в 90-е, и в нулевые, сейчас спрос растет, и российские производители надеются, что смогут возить в Китай больше пломбиров.
В этом году 45 фабрик получили аккредитацию на поставки в Китай, сейчас они занимаются получением сертификатов CCIC (China Certification & Inspection Group) — прохождение экспертизы обязательно для поставок большей части продовольствия (от мяса до меда и фруктов). Участники надеются, что успеют начать поставки в этом сезоне.
«Сейчас в России производят 438 тыс. тонн мороженого в год. Это довольно много; для сравнения: в СССР производили 450 тыс. тонн. Большая часть мороженого остается в стране, на экспорт идет 4,5%, основной импортер — страны СНГ, Китай берет менее 1%», — рассказывают в Союзе мороженщиков России.
Самый востребованный вид мороженого в Китае — это пломбир. Ценовая категория — средняя. Но этот тренд виден по поставкам российских фабрик. Китайские предприниматели, которые ездят за российским мороженым на завод в амурский Благовещенск (это меньше километра до китайского Хайхэ), набирают коробки преимущественно с дешевым мороженым.
Китайский рынок сулит прибыль за счет количества потребителей, в целом китайцы не привыкли есть мороженое. Если россиянин в среднем съедает 3 кг мороженого в год (в Москве — больше), то китайцу хватает одного шарика или пломбира — 50 г.
В 2018 году российские компании экспортировали в Китай 19,66 тыс. тонн мороженого на сумму $46,43 млн. С начала этого года продажи выросли на 8% по сравнению с прошлым аналогичным периодом.
Пивные игры: кто сможет выпить «Балтику №9»
Китайский рынок — рай для пивоваров: он в семь раз больше российского, рекламировать пиво можно где угодно — на телевидении, в интернете, на баннерах, на билбордах — без ограничений, а не как в России. И спрос растет каждый год.
«Экспорт в Китай вырос на 91% за три года, — рассказывают в пивоваренной компании «Балтика». — Мы начали поставлять в 2000 году и были одними из первых в России, кто начал работать с Китаем. Сейчас продаем 50 видов пива под 13 брендами. Флагман — пиво «Балтика», которое продается в премиальном сегменте по средней цене».
Китайцы сами производят пиво с низким содержанием алкоголя — примерно 3%. «Слабая» «Балтика №3» с «оборотом» 4,8%, по идее, должна была их максимально впечатлить, но не менее популярными оказались «Балтика №7» и «Балтика №9» — один из самых «убойных» видом российского пива.
«У китайцев есть пивные игры: кто и какую «Балтику» может выпить? К тем, кто предпочитает «девятку», относятся с особым уважением», — добавили в компании. Прошлой осенью три вида «Балтики» — «№3», «№7» и «№9» — стали продаваться через агрегатор Tmall.com (еще одна площадка Alibaba Group).
Рекламируют пиво незатейливо, как и все российские товары, представление «пиво из России» или «пиво номер один в России» — это достаточный аргумент для китайцев. Большая часть спроса, по данным «Балтики», приходится на северо-восточные провинции Китая — это территории, которые граничат с Россией.
В компании AB InBev Efes («Белый медведь», «Клинское», «Сибирская корона») уточняют, что наибольшим спросом пользуется пиво лагер (это не слишком крепкое и самое популярное в мире) из низкоценового сегмента. Поставки начались в 2013 году. Состав пива, продаваемого в Китай, никак не меняется, производители только переводят упаковку на китайский.
30 марок русской водки
В Китае есть водка, которую производят по русскому рецепту, и местная 60-градусная водка. Но часть спиртного страна закупает у Швеции, США, Латвии, России, Белоруссии. Россия — крупнейший экспортер водки в мире с долей 15,2% — продала в Китай 1,12 тыс. тонн в прошлом году.
Если вы собираетесь с деловым визитом в Китай, очень вероятно, что местные попросят вас привезти с собой водку. Это один из самых популярных сувениров, которые китайские туристы увозят из России наряду с шоколадом. Но как видно из статистики, нельзя сказать, что российские экспортеры нашли золотую жилу в Поднебесной. Китай — 12-й по объему импортер отечественной водки.
Свинина, говядина, мясо птицы. Все через Гонконг
Российские производители долго не поставляли мясо и мясные продукты в Китай из-за ограничений, связанных с эпидемиями африканской чумы свиней в регионах. Сейчас поставки снова идут, впрочем, в прошлые годы компании поставляли мясо в Гонконг, а оттуда коммерсанты развозили пришедшие товары по Китаю.
«Начало поставок мяса птицы датируется 2009 годом. Пиковой отметки поставок в Гонконг россияне достигли в 2014 году — 24,5 тыс. тонн. В 2016 году экспорт в Гонконг снизился до 5,5 тыс. тонн, в 2016 году составил 10,8 тыс. тонн, в 2017 и 2018 годах практически не осуществлялся», — сообщили ТАСС в экспертно-аналитическом центре агробизнеса «АБ-Центр».
Всего в 2018 году экспорт мяса птицы из РФ составил 183,8 тыс. тонн, в январе — марте 2019 года — 37,7 тыс. тонн; это цифры по всем странам.
Экспорт свинины из РФ находится на относительно высоких отметках, оценивают в «АБ-Центре». По итогам 2018 года — 33,7 тыс. тонн. «В Гонконг было отгружено всего 0,23 тыс. тонн, в Китай — 0,14 тыс. тонн. В январе — марте 2019 года экспорт свинины из РФ составил 9,94 тыс. тонн. В том числе в Гонконг было отгружено 0,09 тыс. тонн, в Китай поставки практически не осуществлялись», — уточняют в центре.