X5 Retail Group предлагает властям и бизнесу разработать национальную «дорожную карту» по обращению с упаковкой, которая используется в ритейле (например, пластиковыми и бумажными пакетами, упаковкой, которая используется в магазинах для овощей и фруктов, развесных товаров).
«Мы могли бы двигаться со всеми нашими инициативами быстрее, если бы получили поддержку от государства. Не финансовую, а организационную и экспертную. Бизнесу необходима некая национальная дорожная карта по обращению с упаковкой, ее отходами, которая определила бы единый подход к оценке экологического влияния разных видов упаковки, определила бы желательные виды упаковки, установила бы этапы минимизации использования нежелательной упаковки и условия, включая вопросы организации раздельного сбора и переработки», — сказал «Интерфаксу» главный исполнительный директор Х5 Игорь Шехтерман в кулуарах Петербургского международного экономического форума.
В этой дорожной карте следует прописать, какая упаковка более экологична, какая менее, в какие сроки следует вывести неэкологичную упаковку из оборота, как будет организован сбор использованной упаковки и тары, кто будет принимать участие в этом процессе, считает он.
«Подобная дорожная карта есть у наших коллег в Европейском союзе — это директивы по экологии и упаковке, которые описывают все принципы, правила и этапы, на которые бизнес может опираться при создании стратегии в области экологии. Возможно, это могло бы стать частью проекта «Экология», о котором много говорили на ПМЭФ. Это надо делать совместно с производителями потребительских товаров, совместно с производителями сырья для упаковки. Здесь необходим консенсус, поскольку идеальной упаковки не существует: например, если переходить на бумажную упаковку, понадобится дополнительная вырубка лесов, а пластик требует обязательного рециклинга», — отметил Шехтерман.
«В рамках форума мы будем обращаться в профильные министерства с инициативой создания площадки для дискуссии о появлении определенной национальной дорожной карты», — сообщил он.
Обсуждение проблемы отходов в рознице активизировалось на фоне «мусорной реформы» и заявлений чиновников о перспективах ограничения оборота одноразового пластика.
«Мировое потребление пластиковых пакетов превышает миллион единиц в минуту, что в годовом пересчете приводит к производству свыше триллиона пакетов. В среднем потребитель активно использует пакет только в течение 12 минут, в природе для разложения пластика требуется до тысячи лет. Только один пакет из 200 идет на вторичную переработку», — говорится в исследовании Высшей школы экономики, проведенном по заказу российского отделения Greenpeace в 2018 году.
Ответственность за образование потребительского пластика во многом лежит на ритейлерах, отмечается в исследовании. Благодаря широкому набору упакованных товаров и появлению категории FMCG (fast moving consumer goods — товаров повседневного спроса с высокой оборачиваемостью) — пластик встречается в каждом из отделов стандартного магазина. В исследовании были проанализированы практики продуктовых ритейлеров по сокращению использования и отказу от одноразовых пластиковых изделий.
«Крупнейшие ритейлеры прилагают усилия по переходу с одноразовой модели потребления на многоразовую не по причине альтруизма, а вследствие стратегического расчета, учитывающего изменения в глобальном поведении потребителей, ужесточение природоохранного законодательства и выигрыш от увеличения ценности бренда. Российские продовольственные сети находятся на периферии этого глобального процесса», — полагают эксперты.
Российский Greenpeace призывал Х5 отказаться от одноразовых пластиковых пакетов и устраивал акции около офиса ритейлера в прошлом году.
«Гринпис России считает, что крупнейший ритейлер страны должен взять на себя ответственность за миллиарды пакетов, которые продаются в магазинах сети, и постепенно отказаться от их использования», — заявляла организация.
«Упаковка, особенно одноразовая, это важнейший фактор воздействия на окружающую среду», — заявил глава Х5.
«Наши действия направлены на сокращение потребления одноразовой упаковки. Мы продвигаем многоразовую упаковку, расширяя ассортимент сумок и стимулируя баллами их покупку, пилотируем отпуск в свою тару. За прошлый год в наших сетях было продано 3 млн многоразовых сумок. Только каждая четвертая покупка сопровождалась приобретением одноразового пакета. Также мы пилотируем использование бумажной упаковки. Мы стимулируем экономику замкнутого цикла через требование использования вторичного сырья в упаковке, где это возможно. Например, с июля переработанный пластик будет использоваться в пластиковых пакетах, которые продаются у нас на кассах», — отметил Шехтерман.
Кроме того, добавил он, компания стремится направлять как можно больше использованных материалов на вторичную переработку.
«Мы отправляем на переработку 100% пластика, картона, бумаги и других видов непищевых отходов. Например, в прошлом году мы отправили почти 600 тыс. тонн картона, полиэтилена и пластика», — сообщил гендиректор Х5.
В этом году ритейлер будет пилотировать сбор использованной пластиковой упаковки у населения через фандоматы и уже подписал соглашение с Unilever. За сдачу пластиковой тары покупатели будут получить определенную скидку на продукцию Unilever. Аналогичные пилоты будут запущены с другими крупнейшими поставщиками Х5 в этом году.
«Важно, как это сделано за границей, правильно собирать и сортировать тару, чтобы она эффективно перерабатывалась. Этим занимаются специализированные компании, а мы выступаем посредником, потому что магазин — это точка соприкосновения с покупателем. Конечно, нужно, чтобы был организован раздельный сбор на уровне домохозяйств, и мы тоже готовы найти свое место в этой цепочке сбора и переработки», — сказал Шехтерман.
«Х5, как и российский ритейл в целом, активно включается в экологическую повестку, это важная часть нашей стратегии устойчивого развития», — заявил он.
Х5 — крупнейший в России ритейлер по объему выручки. Лидер рынка по числу магазинов — «Магнит» (MOEX: MGNT). В некоторых магазинах «Магнита», например, в Краснодаре, фандоматы установлены, сообщила журналистам гендиректор компании Ольга Наумова.
«Но вопрос в готовности их обслуживания. Мы к этому направлению относимся очень позитивно. Важно, чтобы была соответствующая инфраструктура (переработки — ИФ) во всех сферах — пластик, стекло, пищевые отходы. Сначала нам нужно решить, что с ними делать. Нужно, в первую очередь, стимулировать отрасль переработки. Тогда мы со своей стороны максимально обеспечим раздельный сбор», — заявила она.
«Для меня пластик и стекло — это важная тема, но пищевые отходы — гораздо более серьезная история, потому что в конечном итоге они в этом же пластике и стекле выбрасываются. У нас нормального раздельного сбора нет, утилизационные сборы зашкаливают, нет механизма, каким образом обеспечить максимальную переработку», — считает Наумова.
Ранее в июне две ассоциации, объединяющие крупнейших ритейлеров (Ассоциация компания розничной торговли и Ассоциация компаний интернет-торговли), подписали меморандум об устойчивом развитии и совершенствовании экологических практик под эгидой WWF. В подписании документа приняли участие руководители АКОРТ и АКИТ, представители Wildberries, Х5, «М.Видео-Эльдорадо», «Магнита», «ДНС», «Азбуки вкуса», «Ленты», «ВкусВилл». Меморандум направлен на внедрение «принципов устойчивого развития в ритейле за счет совместного поиска решений для снижения нагрузки на окружающую среду, совершенствования бизнес-процессов, разработки новых технологических решений и изменения модели потребления», сообщала «М.Видео-Эльдорадо».