28 августа исполнилось 175 лет со дня рождения Александра Николаевича Балакшина. В начале ХХ века, благодаря неутомимой деятельности Александра Николаевича и созданного им Союза Сибирских Маслодельных артелей, наша сельскохозяйственная продукция сделала добрую славу Зауралью далеко за его пределами, а Россия с одиннадцатого места в конце ХIХ века по экспорту масла в мире, вышла на второе, уступив только Дании. Сегодня изучение исторического прошлого дает нам надежду на то, что богатый опыт предыдущих поколений поможет в решении нынешних проблем российского сельского хозяйства.
О биографии Александра Николаевича написано много, но хотелось бы, используя выдержки из архивных документов, статей «Народной газеты», а также газет «Курганский вестник» и «Курганские известия» показать, сколько трудностей, непонимания, а иногда и откровенной враждебности он встретил на своем пути, продвигаясь к цели, в которой, казалось бы, ему должны были всячески помогать и содействовать.
Вопросы развития сельского хозяйства всегда волновали Александра Николаевича. В своей деятельности он стремился следовать главной идее – всестороннему подъему Сибири, а главное – подъему материального уровня народа, населявшего Сибирь. Балакшин считал, что для поднятия экономического состояния сельского населения, занимающегося маслоделием, и для улучшения самой техники маслоделия необходимо содействовать объединению самих производителей молока, чтобы маслодельная промышленность всецело находилась в руках этих производителей.
Александр Николаевич говорил о пользе создания сельскохозяйственных товариществ, осуществляющих совместные торговые операции. В результате была создана Правительственная организация по устройству маслодельных кооперативных товариществ, которая встала на защиту крестьянских интересов.
Частные заводчики увидели в этом серьезную конкуренцию и сразу оказали противодействие, стараясь провалить артельное дело. Они стали вести личную борьбу с Балакшиным, обвиняя его в стремлении наживать с артелей деньги, и даже обвинили его в неблагонадежности. Заводчики писали жалобы в разные министерства, но не имели успеха. Иностранные экспортеры также принимали различные меры, чтобы ликвидировать Организацию. «Таким образом, — позже писала «Народная газета», в истории развития кооперации в Сибири ясно наметились два периода – это вытеснение частных заводчиков и открытие артельных маслоделен, с последующим объединением их в Союз для самостоятельного выступления на заграничном рынке».
Однако, не только частные заводчики и экспортеры тормозили развитие артельного маслоделия. Например, Тобольский губернатор Николай Львович Гондатти считал, что Балакшин, обвиняемый в то время по 129 статье, не имеет права заведовать Организацией. 22 февраля 1907 года он отправляет служебную записку в Департамент Земледелия, в которой сообщает: «При содействии Балакшина с 1902 по 1906 годы была устроена 181 маслодельная артель, в том числе 81 — в Курганском уезде. Между тем, — считает Гондатти, правительственную помощь маслоделию следует считать в настоящее время особенно необходимой в восточных уездах губернии, где обилие лесных пространств и пастбищ, масло здесь вырабатывается в плохо оборудованных, в техническом отношении, сельских заводах и продается в городе Омске на полтора рубля дешевле против цен западного района». Поэтому Гондатти предложил открыть для восточных уездов губернии новую организацию при содействии Вячеслава Феофиловича Сокульского, инструктора по молочному хозяйству. В результате подобных действий, в 1907 году Организация по устройству кооперативных маслоделен прекратила свое существование.
10 ноября 1907 года Александр Николаевич создает новую организацию — Союз сибирских маслодельных артелей, Организацию, которой суждено было стать крупнейшей не только в России, но и во всей Европе. Первоначально в нее вошли двенадцать маслодельных артелей. Деятельность Союза освещалась в «Народной газете», которая вышла в 1906 году. Это был еженедельник размером в 2 печатных листа, выходивший по воскресеньям. Подписная цена с пересылкой на год составляла 2 рубля 50 копеек. «Народная газета» — орган Союза сибирских маслодельных артелей. Главное внимание уделяет вопросам сибирской кооперации всех видов, крестьянской жизни вообще, сельскому хозяйству и отражает жизнь и деятельность Союза и объединяемых им кооперативных организаций».
Практически сразу после создания Союза начинается нездоровая конкурентная борьба. Количество иностранных посреднических фирм сокращается с каждым годом. Если в начале ХХ века в Кургане располагалось 20 экспортных масляных контор, то с открытием Союза число их постепенно уменьшается и к 1914 году доходит до восьми. Особенно это прослеживалось в таких городах как Омск, Каинск, Ишим, Семипалатинск, которые первоначально находились вне деятельности Союза, где экспортеры были хозяевами положения, и, благодаря отсутствию конкуренции Союза, дешево покупали масло у крестьян. Как писала «Народная газета»: «В этот крайний уголок Западной Сибири, в течении десяти лет ХХ века, экспортеры, теснимые Союзом, постепенно отступали, сделав Омск главным своим штабом. Здесь сосредоточены были их главные силы, и отсюда они делали свои вылазки против него. Благодаря этим дешевым районам экспортеры получали возможность вести свою игру на рынках, вздувая цены на масло в других местах, с целью показать артелям выгодность продажи масла на рынке, а не через Союз. Вскоре положение дел для экспортеров изменяется в более худшую сторону, так как количество артелей Союза в каждом районе увеличивается, и они должны везде платить за масло дорого, что для них совершенно не выгодно». Такое же явление имело место на Алтае, в Бийске и Барнауле.
Работа Союза тем временем шла очень активно. В 1914 году В Нижнем Новгороде Союзом был куплен пароход, который был доставлен в разобранном виде и собирался. Купленный пароход в 50 сил имел новую машину и новый корпус. Также было приобретено несколько барж, так что в навигацию масло отправлялось без задержки. В Бийске, Барнауле и Камне приступили к постройке ледников при конторах Союза, в которых масло охлаждалось в летнее время перед погрузкой на пароходы. Союз также приступил к развитию сыроварения. В Бийский и Барнаульский районы деятельности Союза были отправлены 40 котлов – парообразователей для сыроваренных заводов, а также все необходимые принадлежности для сыроварения. Кроме этого в районах деятельности Союза открывались бюро маслодельных мастеров, для оказания помощи в улучшении качества масла. Таким образом, Союз оказывал реальную помощь крестьянам – маслоделам, для повышения квалификации мастеров организовывались поездки в Данию и Англию. Таким образом, к 1917 году маслодельных артелей было уже около 1,5 тысяч, а членами Союза состояли около полумиллиона хозяев Западной Сибири.
Благодаря неутомимой деятельности Балакшина и его ближайших сподвижников Н.Л. Скалозубова, А.И. Грудзинского, А.А. Балакшина, Союз открывает свои представительства в Англии и Германии. Сливочное масло начало поступать в Европу: Англию, Германию, Данию, Швецию, Финляндию. В 1913 году масло Союза Сибирских маслодельных артелей было отправлено даже в Америку. Из книги В.А. Плющева «Гимн кооперации»: «Инспектор Баррет осмотрел четыре бочки и оценил масло в 90 баллов. Это подтверждено всеми присутствующими оценщиками. Поскольку можно было судить, масло, очевидно, приготовлено в июне и в Лондоне лежало в холодильнике. В пути его сложили между палубами парохода «Миннеаполис», и прибыло оно к нам в хорошем состоянии. Гордон В. Булль из Чикаго купил всю партию для молочной выставки». К 1915 году торговый оборот ССМА составлял более 100 миллионов золотых рублей. «Наше маслоделие развилось так сказочно быстро главным образом благодаря заграничному экспорту. Только соприкоснувшись сразу с такими громадными потребительскими рынками, как Англия, Дания и Германия, сибирский маслодел смог развернуться широко. На почве небывалого роста маслоделия возник и укрепился Союз, занимающий сейчас почетное первое место в ряду сибирских общественно-экономических организаций», — писала газета «Омский вестник». Однако, нельзя сказать, что все происходило так безоблачно. Впереди было и крушение масляного поезда, и клеветнические статьи, опубликованные в типографии А.И. Кочешева и распри внутри самого Союза.