Российский трактор с историей.

Вторник, 03 сентября 2019, 00:00

С 2016 года на производственной площадке Ростсельмаш в Ростове-на-Дону стартовал проект по локализации производства тракторов. За это время самый первый в линейке трактор RSM 2375 зарекомендовал себя как машина с оптимальным соотношением «цена/качество», идеально подходящая для развития агробизнеса в сложных российских условиях. Трактор, который конструкторами предприятия задумывался как бестселлер, им и стал. 

Когда в России стало как в Канаде

Эта история началась намного раньше, чем три года назад. В 2007 году холдинг «Новое Содружество» (в его структуру входит Ростсельмаш) купил компанию Buhler Industries Inc, выпускавшую в Канаде широкую линейку тракторов под брендом VERSATILE. Свой выбор руководство холдинга объясняло хорошим потенциалом канадского предприятия, который позволял выпускать технику мощностью от 190 до 620 л. с. Тракторы VERSATILE хорошо известны на всем североамериканском континенте. По агроклиматическим условиям Канада похожа на Россию. Поэтому техника, созданная в Канаде, отлично подходит для эксплуатации в российских условиях.IMG_056722

В 2009 году Ростсельмаш наладил в Ростове-на-Дону сборку популярной модели 2375. Объем локализации производства тогда составлял всего 10%. По сути, это была «отверточная» сборка машкомплектов, завозимых из Северной Америки. Прорабатывался и вопрос полного переноса тракторного производства в Россию. Однако, по мнению президента ассоциации «Росагромаш», главы промышленного союза «Новое Содружество» Константина Бабкина, тогда создание в России полноценного тракторного завода было невыгодно. Бабкин сравнил характеристики налоговой системы Канады и РФ в части оплаты труда персонала, увидел экономическую нецелесообразность такого переноса, ведущего «либо к прямым убыткам, либо к росту цены на продукцию». Всего было названо 10 аргументов не в пользу такого проекта: высокая стоимость трудовых ресурсов и кредитов, отсутствие стабильного спроса на сельхозтехнику, тяжелая атмосфера ведения бизнеса и др.

IMG_065122В 2015 году ситуация в российской экономике изменилась кардинальным образом. Из-за наступившего экономического кризиса в нашей стране произошла девальвация национальной валюты — рубля. Стоимость машинокомплектов из Канады выросла. С другой стороны, в РФ стала расти государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей. В 2013 году в России была принята долгосрочная программа такой поддержки, федеральное правительство утвердило новые правила предоставления субсидий аграриям на покупку техники — постановление №1432. Аграрии получали субсидию на покупку отечественных машин (15-30% от их стоимости), а государство возмещало эти средства машиностроителям. Так вот, если в 2013 году объем субсидий составил 400 млн рублей, то в 2014 году – уже 1,6 млрд рублей, а в 2015 году превысил 5,2 млрд рублей.

Помимо этого, в 2015 году Правительство РФ также заложило средства (порядка 20 млрд рублей) на ускоренное замещение импорта, докапитализацию Росагролизинга и субсидии заводам, производящим сельхозтехнику. Большой объем средств (свыше 50 млрд рублей) направили и на компенсацию прямых понесенных затрат при строительстве и модернизации объектов АПК, а также на покрытие части затрат на обслуживание инвестиционных кредитов для аграриев. Всего на реализацию различных программ в агросекторе было направлено более 230 млрд рублей.IMG_059622

Руководство Ростсельмаш посчитало, что это удобный момент для создания полноценного производства тракторов в Ростове-на-Дону. Был разработан план по локализации, связанный с постановлением правительства №719 от 1 октября 2015 года о критериях отнесения промышленной продукции к российской, что позволило бы рассчитывать на получение субсидий от государства. Согласно такому плану, тракторы и самоходные комбайны считаются отечественными, если в стране локализовано минимум 14 технологических операций (15 с 2020 года).

Ставка на двухтысячную серию себя оправдала

Под новое тракторное производство на производственной площадке Ростсельмаш было создано несколько дополнительных сварочных и механосборочных участков, а также полностью реконструирован сборочный корпус площадью более 6 тыс. кв. м, который оснастили и организовали с учетом современных производственных технологий.

IMG_6681Выпуск локализованного российского трактора решили начать с модели 2375. Это, согласно исследованиям специалистов компании, универсальная машина, которая востребована отечественными аграриями и идеально подходит для подавляющего большинства хозяйств России (в среднем, по данным Росстата, на одну сельхозорганизацию в нашей стране приходится 7,5 тыс. га пашни, а на каждое фермерское хозяйство – около 200 га). Трактор 2375 обладает принципиальными преимуществами, среди которых надежность, тяговитость, экономичность, производительность, простота в эксплуатации. В такой машине минимум электроники, что делает ее доступной широкому кругу потребителей. 

Итак, в мае 2016 года на территории Ростсельмаш стартовало полноценное производство тракторов. За несколько месяцев здесь собрали 50 машин производственно-экспериментальной партии. Первые четыре трактора были копией канадского VERSATILE 2375. Но уже пятая машина была из так называемой опытно-экспериментальной партии: для изготовления агромашин применялись российские комплектующие, не уступающие по качеству лучшим мировым аналогам. Затем пошли и некоторые опциональные изменения. К концу 2016 года Ростсельмаш выпустил более 160 новых энергонасыщенных тракторов.IMG_6680

Основываясь на опыте эксплуатации первых машин и отзывах клиентов, решено было внести ряд «локальных» нововведений. Например, добавить возможность агрегирования с любыми орудиями и упростить обслуживание трактора в полевых условиях (в частности, возможность продувать радиатор и фильтры). Для внедрения новых опций была создана своя программа развития. Речь, например, о пневмокомпрессоре, пневмотормозах прицепа, улучшении гидравлической системы до производительности 220 л в минуту, внедрении собственной системы дистанционного мониторинга Agrotronic. Была создана и новая модель этой же серии (RSM 2400), обладающая большей производительностью и мощностью двигателя.

Проблемы и их решения

Основную проблему при локализации сборки представляла разная система мер. В России она – метрическая, а в Канаде – американская (дюймовая). Отсюда же вытекал и ряд других проблем, например, связанный с сортиментом стали. В канадском тракторе толщина листа стали для рамы была 12,7 мм, а в России подходящая по толщине сталь выпускается толщиной 12 мм. Это вызывало некоторые трудности в процессе проектирования. Но проведенные сравнения прочностных характеристик различных видов стали, а также последующие испытания позволили подобрать сталь, соответствующую всем необходимым характеристикам по прочности и качеству. Также конструкторами Ростсельмаш была разработана опциональная рамка быстрой сцепки, которая значительно упростила работу с навесным оборудованием. 

IMG_6703Собственная компонентная база для отечественного машиностроения – проблема, признаваемая на государственном уровне. Между тем, надежность работы сельхозтехники целиком зависит от смежников. Ситуация усложняется еще и тем, что в сельскохозяйственном машиностроении не такие крупные объемы производства, как, скажем, в автопроме. Поэтому выполнить небольшой по меркам автозаводов заказ партии комплектующих очень сложно. Чем быстрее развивается компонентная база, тем быстрее можно разрабатывать новые виды техники и внедрять передовые разработки.

Ростсельмаш решал проблему по двум направлениям: организовывая производство отдельных компонентов у себя, а также подбирая поставщиков, которые могли бы соответствовать требуемым стандартам качества. Локализация на предприятии началась с производства металлических деталей конструкции — передней и задней рамы, каркаса кабины и кронштейнов. Подобрали российский аналог металла, раскройку которого наладили на смежном предприятии — Ростовском прессово-раскройном заводе, которое входит в ГК Ростсельмаш и находится на территории предприятия.

Непростой задачей была и локализация компонентов гидравлических систем и деталей сложной механической обработки. В их числе корпусное литье мостов, производство валов и шестерней. Но в итоге их производство частично наладили на Ростсельмаш, а частично — на других предприятиях по всей России.

Всего, с 2016 года на площадке Ростсельмаш было локализовано около 15 компонентов (1099 деталей), а также составлены проекты по локализации еще 54 направлений компонентов, которые используются в производстве. Всего за три года Ростсельмаш только тракторов RSM 2375, пользующихся устойчивым спросом со стороны средних хозяйств и фермеров, выпустил более 2 тысяч. IMG_6752

По данным Ростсельмаш, 1190 изделий покупается у сторонних предприятий. Наиболее крупные детали и узлы поставляются из 14 городов. Взаимодействие с поставщиками позволило решить важную государственную задачу по созданию отечественной компонентной базы высокого уровня.

Сегодня степень локализации трактора РОСТСЕЛЬМАШ 2375 превышает 70%.

Машины – достойные, аграрии – довольные

О качестве тракторов RSM 2375 лучше всего говорят те, кто пользуется ими каждый день. То есть, сами аграрии. Так, по мнению главы КФХ из Целинного района Алексея Ерохина, произведенный группой компаний Ростсельмаш трактор серии 2000 является «самым доступным и надежным в своей ценовой категории». «Ранее задействовали его при весеннем бороновании и культивации. Сейчас на уборке используем его с бункером-накопителем, что увеличивает нашу производительность на 30%. Проблем нет. Отдельно хочу отметить обслуживание. Сервисные службы хорошо обучены, всегда помогут», – отмечает фермер.

Михаил Эльзнер, гендиректор хозяйстве «Смирненькое» из Кулун-Динского района Алтая считает модель 2375 производства Ростсельмаш «нормальной машиной, рабочей лошадкой». «Мы на нем и пахали, и в уборочной задействовали: поставили — и работаем. Вот такую технику и надо выпускать для нашего сельского хозяйства. За такую цену — вполне приемлемый, а работает как два других трактора», – уверен аграрий.

Директор фирмы «Агроуспех» Валерий Терновой (из Первомайского района Алтайского края) также не имеет нареканий к тракторам Ростсельмаш: «С мая 2375 работает практически в круглосуточном режиме. Использовали его на многих весенних работах. Поднимали зябь, обрабатывали почву, провели сев и уборку. Всем довольны».

Автор: KVEDOMOSTI.RU

Источник новости

 
Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля