Нацпроект по экспорту может оказаться под угрозой без внедрения «Регионального экспортного стандарта 2.0».

Четверг, 12 сентября 2019, 00:00

В августе Общероссийский народный фронт проверил наличие во всех регионах утвержденных проектов по развитию экспорта. Выяснилось, что у субъектов совершенно разный уровень понимания этой работы, и где-то она идет слишком медленно. Эксперты ОНФ считают, что надо ускорить внедрение «Регионального экспортного стандарта 2.0», иначе достижение целей нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» будет под угрозой.

Президент России, лидер ОНФ Владимир Путин поставил перед правительством амбициозную задачу – увеличить экспорт несырьевых товаров к 2024 г. до $ 250 млрд. Основные ресурсы по поддержке экспорта сгруппированы в нацпроекте «Международная кооперация и экспорт». Пять федеральных проектов, из которых и состоит этот нацпроект, являются реперными точками, на которых правительство сосредоточило усилия поддержки. В федеральном бюджете на экспортный нацпроект выделено в 2019 г. 86,2 млрд руб., в 2020 г. — 74,5 млрд руб., в 2021 г. — 124 млрд руб.

До 1 июля 2019 г., согласно национальному проекту, регионы должны были создать и утвердить паспорта проектов по развитию экспорта. По результатам реализации «пилотов» внедрение стандартов распространится на другие субъекты РФ.

ОНФ проверил наличие в регионах утвержденных проектов по развитию экспорта. При этом Народный фронт руководствовался принципом прозрачности, поэтому учитывалось наличие документов в открытом доступе на официальных сайтах региональных органов власти, а также принципом полноты охвата направления в соответствии с пятью федеральными проектами, которые входят в нацпроект «Международная кооперации и экспорт».

Мониторинг Народного фронта показал, что у восьми регионов нет опубликованных паспортов проектов по развитию экспорта (Республики Бурятия, Калмыкия, Новосибирская, Омская, Архангельская области и Республика Северная Осетия – Алания). На сайте думы Волгоградской области можно найти презентацию «О реализации национальных проектов на территории Волгоградской области», однако ссылок на региональные проекты нет. В Красноярском крае упоминание нацпроекта можно найти на сайте «Проектного управления». Реализации нацпроекта посвящен целый раздел с целями, сроками, кураторами и руководителями региональных проектов, но сами паспорта не опубликованы. Отсутствие программы или проекта по развитию экспорта – это признак того, что в регионе отсутствует системная политика по развитию экспорта, считают эксперты.

Также у 10 регионов в открытом доступе присутствует лишь один проект из пяти, у 12 регионов в открытом доступе в наличии всего два проекта, еще у 12 регионов – только три проекта. У 40 регионов в открытом доступе четыре проекта, и только два региона выложили все пять проектов: Еврейская автономная область и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Только у этих субъектов есть проект по развитию логистики для экспорта.

Эксперты ОНФ отмечают, что многие регионы к составлению программ по развитию экспорта подошли формально и либо сняли кальку с описания национального паспорта без учета региональных особенностей, либо разместили публично «некликабельные» ссылки.

В 2019 г. в 22 пилотных регионах планируется внедрение «Регионального экспортного стандарта 2.0», который предполагает публичную разработку региональной Стратегии для обеспечения благоприятных условий ведения экспортной деятельности. Учитывая, что в 2019 г. экспортный стандарт только внедряется, ОНФ не включил в мониторинг наличие региональной стратегии. Но на данный момент видно, что у части пилотных субъектов стратегии в публичном доступе нет. Если документы еще разрабатываются, то планы, которые должны быть приняты позже, будут сформированы в спешке, поскольку крайний срок их принятия для начала работы в 2020 г. – декабрь 2019 г.

Как отмечают эксперты ОНФ, в пилотных регионах картина с принятием региональных проектов в целом обстоит ненамного лучше. Примерно половина регионов (12 из 22-х), как и в целом по стране, выложили четыре проекта из пяти (Ленинградская, Калининградская, Владимирская, Ульяновская, Ростовская и Смоленская области, Пермский и Приморский края, Республики Татарстан, Башкирия, Удмуртия, Крым), пять регионов выложили по три проекта (Рязанская, Нижегородская области, Ставропольский, Краснодарский, Хабаровский края), четыре субъекта выложили в открытый доступ по два проекта (Курганская, Челябинская, Пензенская, Тульская области), три региона выложили в открытый доступ один проект (Свердловская область («Промышленный экспорт»), Новгородская область («Системные меры развития международной кооперации и экспорта»), Псковская область («Экспорт услуг»).

 «Согласно паспорту нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», правительство планирует к 1 декабря 2019 года завершить внедрение «Регионального экспортного стандарта 2.0» в пилотной группе. И лишь к 2021 году планируется внедрение этого стандарта в 75 регионах. Это означает, что работа по стандарту в этих регионах начнется лишь в 2022 году, а результат нужен уже в 2024 году. В итоге мы теряем три года, учитывая текущий год. Если регионы будут дожидаться стандарта и не заниматься развитием экспорта уже сейчас, достижение поставленных в «майском указе» целей стоит под угрозой. Поэтому надо либо ускорить внедрение «Регионального экспортного стандарта 2.0», либо более пристально следить за наличием у регионов проектов по развитию экспорта», – отметил сопредседатель Центрального штаба ОНФ, руководитель тематической площадки ОНФ «Международная кооперация и экспорт» Сергей Когогин.

Также эксперты ОНФ предлагают повысить прозрачность реализации поддержки экспорта на уровне регионов и размещать актуальные версии программ по развитию экспорта на сайтах, чтобы их можно было легко найти в три клика. Кроме того, региональным властям будет полезно услышать обратную связь от экспертов и предпринимателей, которые готовы поделиться собственным пониманием того, как эффективно выстроить систему международной кооперации и экспорта. «Для этого профильные региональные ведомства или проектные офисы по реализации нацпроектов могут обратиться в региональные отделения ОНФ, которые на своих площадках готовы собрать компетентных экспертов из всех крупнейших деловых ассоциаций и отдельных предпринимателей,» – отметил Когогин.

Автор: KVEDOMOSTI.RU

Источник новости

 
Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля