Три года назад в Россию из Канады было перенесено производство мощных тракторов шестого класса. Локализация произошла на площадке Ростсельмаш в Ростове-на-Дону. Компании не только удалось наладить серийный выпуск востребованных на селе машин, но и превратить канадский трактор в российский, где около 70 процентов комплектующих – отечественного производства.
Сначала была мысль…
Идея, что Ростсельмаш в перспективе должен был стать предприятием, производящим все основные виды сельхозтехники, возникла не в 2016 году, когда здесь было создано тракторное производство, а намного раньше. Чтобы понять это, надо заглянуть в историю российской компании за последние 20 лет. Мы увидим, что в 1999 году Ростсельмаш вошел в структуру федерального холдинга «Новое Содружество», учредители которого отметили, что для более динамичного развития гиганта отечественного сельхозмашиностроения надо провести масштабную модернизацию мощностей, которая позволит расширить ассортимент выпускаемой техники. Первым пунктом в этом плане диверсификации было серийное производство тракторов. Иначе, посчитали новые владельцы, отечественное предприятие не сможет достойно конкурировать с транснациональными сельхозмашиностроителями, которые начали активную экспансию на российский рынок. Как наиболее оптимальный, рассматривался вариант приобретения «Новым Содружеством» уже готового тракторного предприятия. Такой был найден. Правда, не у нас в стране, а в далекой Канаде.
В 2007 российский холдинг приобрел предприятие Buhler Industries, специализирующееся на выпуске широкой линейки тракторов. Этот выбор новые хозяева тракторного завода объяснили просто: «Производственный потенциал канадского производства позволял выпускать технику мощностью от 190 л. с. до 620 л. с. Тракторы VERSATILE хорошо известны на всем североамериканском континенте. По агроклиматическим условиям Канада похожа на Россию. Так что, техника, созданная в Канаде, отлично подходит для эксплуатации в практически идентичных российских условиях».
Прошло еще два года и эстафету по сборке канадских тракторов подхватил Ростсельмаш. В 2009-м здесь приступили к сборке самой популярной модели в Канаде. По сути, это была сборка по «отверточной технологии».
Помогла программа
В 2013 году Правительство России утвердило новые правила предоставления субсидий аграриям на покупку техники. Сегодня это постановление известно, как правительственная программа №1432. В соответствии с документом, аграрии получали субсидию на покупку отечественных машин (от 15% до 30% от стоимости техники), а государство, в свою очередь, возмещало эти средства машиностроителям. Это стало серьезной заявкой на развитие в стране системы государственной поддержки машиностроительных заводов и АПК в целом. Это, собственно, подтвердилось в последующие годы, когда общие суммы поддержки увеличились. Для сравнения, если в 2013 году объем субсидирования был на уровне 400 млн рублей, то в 2014 году эта сумма была в четыре раза больше (1,6 млрд), в 2015-м она выросла еще в 3,5 раза – до 5,2 млрд рублей, в 2016-м – более чем вдвое (11,2 млрд рублей), а в 2017 году объем субсидий превысил 15 млрд рублей.
С другой стороны, в пользу ростовского производства сыграл кризис 2015 года. Из-за девальвации рубля и взрывного роста валютного курса стоимость машинокомплектов из Канады выросла почти вдвое. Руководство компании Ростсельмаш посчитало, что удобный момент для реализации давней идеи полноценного производства наступил. Тем более, что федеральное правительство заложило около 20 млрд рублей на программы ускоренного замещения импорта, докапитализацию Росагролизинга и субсидии заводам, производящим сельхозтехнику. Еще более 50 млрд рублей из бюджета РФ были направлены аграриям на компенсацию прямых затрат при строительстве и модернизации объектов АПК, на покрытие части затрат на обслуживание инвестиционных кредитов. В общей сложности, на развитие агропромышленного комплекса страны поступило свыше 230 млрд рублей.
Предпосылки оказались хорошими. Старт производства тракторов на площадке Ростсельмаш запланировали на май 2016 года. К делу подошли основательно. Разработали детальный план по локализации, увязав его с постановлением правительства РФ №719 от 1 октября 2015 года о критериях отнесения промышленной продукции к российской, что позволило бы рассчитывать на получение государственной поддержки. В документе, в частности, было зафиксировано, что тракторы и самоходные комбайны считаются отечественными, если в РФ локализовано не менее 14 технологических операций (кстати, в 2020 году число таких операций увеличится до 15).
Под новое производство на Ростсельмаш создали несколько дополнительных участков, например, сварочных и механосборочных, был полностью реконструирован основной производственный корпус. Установили здесь современное оборудование. Наняли и обучили персонал.
Выпуск начали с популярной модели 2375. Модель обладает такими ключевыми преимуществами, как надежность, тяговитость, экономичность, производительность, простота в эксплуатации. Минимум электроники делает трактор доступным для широкого круга пользователей.
В первые месяцы тракторостроители собрали 50 машин «производственно-экспериментальной партии». Отрабатывали технологию, выявляли минусы, работали над ошибками, совершенствовались сами и совершенствовали свой «продукт». Примерно с пятой собранной в стенах Ростсельмаш единицы канадец стал приобретать российские «черты»: стало применяться все больше отечественных деталей, качество которых было не хуже, чем у лучших заграничных аналогов. Чуть позже у 2375 появились некоторые «опциональные изменения». К декабрю 2016 года Ростсельмаш выпустил уже более 160 новых энергонасыщенных тракторов.
Позже, для внедрения новых опций, на предприятии была разработана программа развития, в которой появились такие необходимые позиции, как пневмокомпрессор, пневмотормоза прицепа, улучшение гидравлической системы до производительности 220 л в минуту, внедрение собственной системы дистанционного мониторинга Agrotronic. В 2000-й серии вышла и совершенно новая модель — RSM 2400, с более высокой производительностью и мощностью двигателя.
70 на 30 в пользу запчастей из России
Сейчас уровень локализации трактора Ростсельмаш 2375 (RSM 2375) около 70%. Это означает, что в России на одной площадке делается большая часть комплектующих для агромашины. В цехах Ростсельмаш происходит сборка, сварка и покраска несущей рамы, производство мостов, сборка и окраска элементов экстерьера, производство кабины (включая раскрой и гибку заготовок, сварку, сборку и окраску). Также здесь производятся монтаж и покраска моторного агрегата, осей и мостов, трансмиссии, навесного устройства, монтаж системы электрооборудования, сборка и установка гидрооборудования. Всего, с 2016 года локализовано около 15 компонентов (или почти 1100 деталей). Помимо этого, составлены проекты по локализации комплектующих еще по 54 направлениям, чтобы в будущем активно использовать новые детали для производства собственной техники. Взаимодействие с партнерами позволяет успешно развивать промышленную кооперацию (один из приоритетов экономической политики федерального центра), а также решать и другую государственную задачу – «формирование высококачественной отечественной компонентной базы».
К слову, поставка остальных 30% запчастей для создания трактора приходится на такие крупные «детали», как двигатель и коробка передач (трансмиссия). Они пока иностранного производства. Однако уже этой осенью Ростсельмаш запустит на своей территории производство коробок передач, по хорошо зарекомендовавшей себя японской технологии. В среднесрочной перспективе возможна и организация в Ростове выпуска двигателей для отечественных тракторов.