Комментарий. Сельские территории: пробудить мотивацию, объединить усилия в реализации потенциала.

Четверг, 07 ноября 2019, 00:00

Сегодня многое говорится о сельских территориях, имеющих потенциал развития. Однако, потенциал так и может остаться нереализованной возможностью, если не прилагать серьезные усилия, пробуждающие мотивацию проживающих на данной территории людей.  В этом убеждена вице-президент Ассоциации фермеров и сельхозкооперативов России (АККОР) Ольга БАШМАЧНИКОВА.         

Запустить механизм пробуждения и роста предпринимательской активности и кооперирования среди сельских жителей может системная программа действий, реализуемая на федеральном, региональном, муниципальном и поселенческом уровнях, а также предусматривающая объединение усилий профильных ведомств, финансовых институтов, общественных организаций.

Здесь недостаточно информирования о мерах государственной поддержки. На первое место выходит работа с сельскими семьями, умение их убедить, вдохновить, разъяснить, вместе с ними оценить выгоды и снизить «психологические риски» при оценке будущих трудностей при реализации планов экономического роста.

Конечно, процесс создания у сельского населения мотивации роста должен сопровождаться возможностью привлечения ресурсов и профессиональным консультированием. Если люди созрели к увеличению размеров подворья или уже к предпринимательской активности, они должны иметь возможность получить финансовую поддержку. В противном случае при сформированных намерениях они так и останутся нереализованными и наоборот — наличие господдержки при отсутствии мотивации никого не сдвинет с места.

Одна из наиболее распространенных установок на селе – «зачем тратить силы и средства, все равно ничего не получится». Пугает финансовый риск, отсрочка в получении дохода, неуверенность в рынке сбыта. Здесь мог бы сработать наглядный позитивный опыт, который можно распространять путем организации целевых встреч, через местную прессу, местное телевидение, интернет. На позитивный опыт люди должны в буквальном смысле «натыкаться». Газеты, журналы, телевидение — обязательные инструменты убеждения.

А какие силы, структуры, люди сегодня могут участвовать в создании у сельских семей мотивации в предпринимательской активности? Для ведения этой работы тоже нужны стимулы.

Больше всего в сохранении сельских территорий, а отсюда и территориальной целостности, заинтересовано само государство, а значит органы исполнительной власти всех уровней. Особую роль необходимо отвести муниципальным образованиям и сельским поселениям. Однако, у глав не всегда есть осознание необходимости в такой работе, не всегда, прямо скажем, хватает сил и ресурсов серьезно двигаться в данном направлении. Их мотивацию тоже необходимо формировать. Это и соответствующие критерии оценки и программы обучения, обмена опытом для глав сельских поселений и муниципалитетов.

Проводниками мотивационной составляющей во многом могут стать и уже являются общественные организации — союзы и ассоциации, которые видят в выросших селянах потенциальных членов, способствующих укреплению таких организаций.

Мы можем говорить и о социально-ориентированных местных предпринимателях, однако определенные риски здесь, конечно, кроятся – на каком-то этапе цель развития собственного бизнеса может перекрыть желание развивать менее успешных соседей.

Не последнюю роль в работе с сельскими жителями должны играть центры компетенции, которым в рамках национального проекта вменена задача создания системы поддержки фермерства и кооперации. 

Включив мотивацию вышеуказанных групп на работу с сельским населением можно получить значительное увеличение числа фермеров и кооперативов. А главное — важно обеспечить их совместное плодотворное взаимодействие, направленное на общую цель. Примеры такой сбалансированной региональной работы есть. Другое дело, что об этом не многие знают – сегодня работа по трансляции позитивного опыта не налажена.

Корни «бесперспективности» как базовой оценки проживания в сельской местности идут от произошедшей с начала 90-х годов смены структуры сельского хозяйства, что привело к потере сельскими жителями рабочих мест в сельхозорганизациях. Пришедшие же на смену крупные внешние инвесторы, не восполнили былых объемов производства и не смогли сформировать доходную среду вокруг новых структур. С одной стороны, они не нуждались в местной рабочей силе, имеющей собственное подворное хозяйство, с другой – были не готовы расплачиваться кормами за взятые в аренду земельные паи, из-за чего местным жителям стало нечем кормить подворный скот.

И тут уж либо уезжать, что собственно происходило и происходит, либо находить другие способы доходной занятости. С последним, как известно, гораздо сложнее. Существующая инерция во многом не позволяет самостоятельно встать на путь развития. А при сведении концов с концами переезд в город видится спасением, если не для себя, то для детей выбор точно определен.

И если мы хотим сохранить на селе жизнь, то самая важная задача — это «введение» семей, проживающих в сельской местности в «поле перспективы». Это одновременно огромный труд, возможный только в рамках объединения усилий всех заинтересованных сторон.

В этот пласт организационно-агитационной работы должны погрузиться и администрация поселения, и местные активисты, и авторитетные граждане любого направления деятельности, и сельские старосты, и местные инициативные группы, и представленные на территории общественные организации (союзы, ассоциации).

В настоящее время существуют отдельные сельские поселения, муниципальные районы, субъекты федерации, в которых осознанно сформировано намерение работать с сельским населением, помогая последним формировать посильные планы развития и поэтапный рост. Ступени для каждого свои. Для кого-то это переход от одной коровы к трем, для кого-то от пяти к десяти и т.д. Вот уже доросли до начинающего фермера или агростартапа. Кто-то так и остался в рамках подворного хозяйства, но вошел со своими пятью коровами в кооператив. И это отличный результат.

Наличие региональных субсидий для таких «подрастающих» семей, имеющих ЛПХ, – на коров, корма, мини-ферму, молоко – конечно, залог роста активности. В Ульяновской области есть специальные меры поддержки, когда кооперативы выигрывают региональные гранты на строительство мини-ферм и создают так называемые «школки», когда семья, работая на кооперативной мини-ферме на 8 голов, на каком-то этапе принимает для себя решение зарегистрироваться предпринимателем и подать заявку на грант агростартап или начинающий фермер и уже выйти на собственную ферму с другим поголовьем. При этом, при желании видна и дальнейшая перспектива – семейная животноводческая ферма. А «школка» уже растит следующих. Это замечательная идея.

Необходимость разъяснительно-мотивирующей работы очевидна при реализации такой меры поддержки как агростартап с грантом на паевой взнос в кооператив. Мера поддержки революционна и значима. Соединены две возможности получить поддержку на начало собственного дела и на внесение взноса в неделимый фонд кооператива, и, если собрались пять фермеров – кооператив получает ресурсы в размере пяти миллионов рублей, на которые уже можно купить транспорт, малую технику и решать задачи развития услуг для своих членов.

По сути эта мера изначально предусматривает создание мини-кластера в случае, если стартапы связаны одним направлением  деятельности и расположены в доступном для кооперирования ракурсе. Но для того, чтобы создать кластер, кто-то должен взять на себя работу с потенциальными его участниками. И по всей видимости, эту работу не смогут самостоятельно осуществлять центры компетенции, поскольку они не расположены в непосредственной близости от точки роста.

Работа по стимулированию создания мини-кластеров должна вестись на уровне глав поселений и районов, которые в свою очередь должны опираться на организации фермерского самоуправления и другие локализованные общественные организации. И на первом месте в любом случае стоит работа с сельскими жителями, разбуженная мотивация населения, которая приведет и к освоению мер поддержки, и к готовности работать сообща, кооперируясь и объединяя собственные ресурсы.

Активисты, работающие с сельскими семьями, – это своего рода маяки, за которыми могут идти. Их задача: собрать, зажечь, вовлечь, разъяснить. А уже потом включается задача грамотного консалтинга, планирования бизнеса, подготовки документов на господдержку и т.д.

Для реализации планов развития сельских семей нужен, как уже было сказано, системный подход. На уровне региона, должен быть региональный закон о развитии личных подсобных хозяйств, фермерства и кооперации, гарантирующий строку на соответствующую поддержку из регионального бюджета. Это наличие региональных, муниципальных и поселенческих программ развития. Это региональный приоритетный проект развития малых форм хозяйствования, увязывающий и координирующий деятельность всех финансовых институтов. Это средства, гарантированно выделяемые на программы развития.       

Рост предпринимательской активности на селе в обязательном порядке должен сопровождаться облегченным доступом к земельным ресурсам. Неиспользуемые земли при изъятии должны передаваться малым фермерам без торгов, об этом неоднократно речь шла на фермерских съездах.

Важна, и мы об этом уже не раз говорили, поддержка в виде создания типовых проектов малой мощности различной направленности, которыми могут воспользоваться начинающие предприниматели, не тратя время и средств на разработку проектно-сметной документации. Это также сняло бы определенные барьеры и способствовало росту мотивации стартапов.

Никуда не уйти от доступности кредитных ресурсов для маленьких и начинающих хозяйств и кооперативов. Инвестиционные и краткосрочные кредиты необходимы, а получить их тем, кто только встает на путь предпринимательства, практически невозможно. Понятно, что нет кредитной истории, залогов, оборотов, – но значительные риски могли бы снять гарантийные фонды. Сегодня они мало работают с микро-АПК и требуют практические такие же залоги, как и коммерческие банки.

Параллельно с вышеперечисленным, важно отметить необходимость создания условий для выхода на рынки сбыта. Речь идет о постоянно действующих ярмарках для фермеров и кооперативов, об обеспечении приоритетности при заключении контрактов на поставку продукции в региональные социальные учреждения, о выделение земли под нестационарные торговые объекты, о доступности мест на розничных рынках — то, что непосредственно связано с возможностями региона.

Сформированное высокомотивированное сельское общество – это огромная ценность. Создавая у людей, проживающих на селе, мотивацию развития, необходимо максимально снимать барьеры, которые возникают на пути у начинающего предпринимателя, а также обеспечивать благоприятные условия для устойчивости бизнеса, дабы не сработала мотивация на сворачивание с выбранного пути, либо в сторону ухода обратно в ЛПХ, либо в сторону переезда в город.

И, конечно, сегодня борьбу на селе нужно вести за учеников сельских школ. В старших классах должна быть специальная школа роста для развития предпринимательской активности молодежи. Это и умение работать на технике, и знание экономики сельского хозяйства, и общение с органами власти различного уровня. Это знакомство с интересным опытом близлежащих районов и регионов, совместная подготовка планов развития – все это в совокупности будет закладывать в учащихся осознание себя как личности, которая может в условиях жизни на селе реализовать собственный человеческий потенциал на стезе предпринимателя, готового к кооперации.

 

На снимке: О. Башмачникова с председателем ТОС хутора Погорелов Белокалитвенского района Ростовской области, руководителем социально-этнического центра «Игорево поле» Василием Лукьяновым

 

Фото из архива автора

Автор: Ольга БАШМАЧНИКОВА, вице-президент АККОР

 
42 комментария к Комментарий. Сельские территории: пробудить мотивацию, объединить усилия в реализации потенциала.
    РТК
    0

    Материал для отчетности и популизма АККОР хороший …..
    Сомнения вызывает одно ….
    Вы бы изначально нашли и уточнили у кого поднимать мотивацию — Росстат , ФМС, Минсельхоз
    , Минтруд проведите социологическое исследование сколько % в сельской местности людей осталось старше 50—60 лет и моложе 50 лет , а то ведь исходя из данных ФМС и Росстата у нас ведь прописанно 1650 чел , в реальности 600— 700 человек ( да и там % гастербайтеров немалый) , остальные в городе да в аграрных хозяйствах поближе к Московской области , и такое в большинства селах , станицах, деревнях, поселках…
    Вот и выходит что население учитывается в двух местах одновременно , да и федеральные автодороги показывают каждое утро на въездах в мегаполисы и города ваш результат """МОТИВАЦИИ""" в виде заторов и пробок….
    Поздно — Мотивировать больше некого , молодежь и молодые семьи заработок, образование, здравохранение, бытовые условия смотивировали переехать в город….
    Вы бы АККОРовцы показали первый эшелон Молодой гвардии молодежного крыла ЕР ,
    детей членов ГД , СФ, Кабмина , региональных парламентов отправляющихся на подъем сельских территорий , ведь программы развития и нац проекты написанны и приняты , профинансированы , а то ведь их Мотивация устремленна сплошь на берега мелкобритании , ЕС, пиндостана …..
    Так ведь нашими программами развития и нац проектами можно подорвать мотивацию и экономику стран санкционистов…

    0

    Нет, это не Ольга Башмачникова, а Томазо Кампанелла в юбке.

    Если Кампанелла описал нам -Город Солнца, то Ольга — Деревню Солнца:

    ———"И есть у них всего
    одна книга, под названием "Мудрость", где удивительно сжато и доступно
    изложены все науки. Ее читают народу согласно обряду пифагорейцев"

    "гуляя вокруг стен домов; они разделяются
    на четыре отряда, за которыми наблюдают поставленные во главе их четыре
    ученых старца. Эти же старцы спустя некоторое время занимаются с ними………..
    На восьмом году, после начального обучения основам математики по
    рисункам на стенах, направляются они на лекции по всем естественным наукам……….
    Для каждого предмета имеется по четыре лектора; и в течение четырех часов
    все четыре отряда слушают их по очереди………
    Они отправляются на поля и на пастбища наблюдать и учиться
    земледелию и скотоводству; и того почитают за достойнейшего, кто изучил
    больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела……" ——

    ——-"В этот пласт организационно-агитационной работы должны погрузиться и администрация поселения, и местные активисты, и авторитетные граждане любого направления деятельности, и сельские старосты, и местные инициативные группы, и представленные на территории общественные организации (союзы, ассоциации)……….
    Здесь недостаточно информирования о мерах государственной поддержки. На первое место выходит работа с сельскими семьями, умение их убедить, вдохновить, разъяснить…..
    А «школка» уже растит следующих……

    На первом месте в любом случае стоит работа с сельскими жителями, разбуженная мотивация населения, которая приведет и к освоению мер поддержки, и к готовности работать сообща, кооперируясь и объединяя собственные ресурсы…….
    Земледелию уделяется исключительное внимание: нет ни одной пяди земли,
    не приносящей плода. Они сообразуются с ветрами и благоприятными звездами и,
    оставив в городе только немногих, выходят все вооруженными на поля: пахать,
    сеять, полоть, жать, собирать хлеб и снимать виноград; идут с трубами,
    тимпанами, знаменами и исполняют надлежащим образом все работы в самое
    незначительное число часов………."

    0

    Целиком и полностью поддерживаю все что сказано Ольгой Владимировной Башмачниковой .Ее взгляды и стремление создать,решать,помочь,разработать и наверное на своем примере продолжить дело отца ,это и есть продолжение начала ее отцовских, Владимира Федоровича Башмачникова, ДЕЛ. В свое время мы начинали фермерствовать в начале 90 х годов. Трудные были времена,но романтика и вектор нового развития в сельском хозяйстве давали свои плоды.Но хочется сказать в какой то момент началось притормаживание фермерского движения.На сегодняшний день с принятием новых программ развития сельских территории фермерское движение получило новый импульс в развитии сел ,деревень. Правда может быть чуть чуть надо было пораньше.На сегодняшний день в Республике Марий Эл вновь образованный АККОР МАРИЙ ЭЛ работает с полной уверенностью в дальнейшем своем развитии и будет способствовать фермерскому движению.Не зря же в своем уставе АККОР МАРИЙ ЭЛ ставит в своей цели важным предназначением или миссией Ассоциации является активное содействие количественному и качественному росту их объединений в структуры юридических лиц в Республике Марий Эл, занятию ими достойного места в экономической и общественно-политической жизни страны.
    Ассоциация ставит своей целью достижение полноправного включения сектора малого и частного сельскохозяйственного производства в сферу государственной аграрной политики.
    Сегодня членов АККОР МАРИЙ ЭЛ небольшая всего лишь 72 ,хотя два года назад начинали мы с 17 .АККОР МАРИЙ ЭЛ проводит свою работу, как раз по стимулированию создания мини-кластеров . Встречаясь в районах с фермерами и ЛПХ ,как со членами АККОР МАРИЙ ЭЛ ,так и не входящими в нашу ассоциацию и на уровне глав поселений и районов, которые в свою очередь помогают при организации встреч и с ЛПХ и главами фермерских хозяйств и другими общественными организациями. А на первом месте всегда стоит работа с сельскими жителями, возбуждая и мотивируя население все новым и новым ресурсам дающего нашим государством , и которые приведут и к освоению мер поддержки, и к готовности работать сообща, кооперируясь и объединяя собственные ресурсы.
    АККОР МАРИЙ ЭЛ работает среди фермеров в нашем регионе совместно с институтом переподготовки кадров агробизнеса , с нашими партнероми Министерством СХ, с Россельхозбанком, с СБЕРбанком, с Росагролизингом. С институтом переподготовки проводим учебу фермеров ,переподготовку,проводим семинары ,совещания,выезжаем обмениваемся опытом. Если два года тому назад при образовании АККОР смотрели как ,на ребенка,то сегодня объезжая районы и встречаясь с фермерами они задаются вопросом о создании кооперации,потому как поняли ,что в одиночку не выжить. Вот недавно уже встречались с Московским Крестьянским союзом для подписания договора о взаимном сотрудничестве,также намереваемся заключить договор соглашение с Россельхозбанком. Мы фермеры -члены АККОР МАРИЙ ЭЛ видим дальнейшее в кооперации основу развития сельских территории. Наша деятельность видна из ниже выбранных фото.

    215comment_image_reloaded_10400367201
    0

    наши встречи с фермерами АККОР МАРИЙ ЭЛ

    comment_image_reloaded_1040036508
    Злобный критик
    0

    В июне на страницах КВ мы очень обстоятельно обсуждали подобную тему: «Как добиться устойчивого роста российской деревни» и многое написанное здесь, перекликается с нашими прошлыми обсуждениями. Однако, участники форума в своих предложениях, на мой взгляд, были более убедительны, чем г-жа Башмачникова. Такие поверхностные рассуждения, о важнейшей проблеме, не приемлемы для вице-президента АККОР.

    Станислав
    0

    Конечно, проблема оттока сельского населения очевидна. Очевидна настолько, что, наконец-то, мы дождались государственную программу "Комплексное развитие сельских территорий". Может показаться, что правительство опоздало и сел почти не осталось, но это не так. В Ульяновской области за время действия программы "начинающий фермер" грантовую поддержку получили более 270 человек. Благодаря этой программе семьи оставались в селе, развивались, создавались новые рабочие места. А что значит, когда в селе есть фермер? Помощь всегда и везде: в зимний период почистить дорогу, многодетным собраться в школу, учавстие во всех социальных акциях. Все таки особую надежду мы возлагаем на новую поддержку "Агростартап", которая стимулирует молодых фермеров объединяться в кооперативы. Используя опыт Немецкого Крестьянского Союза, мы видим перспективу развития малых форм хозяйств именно по этому пути. Конечно, условия жизни в сельской местности далеко не всегда соответствуют потребностям граждан, и ,наконец то, данная проблема взволновала все органы власти.
    Полностью поддерживаю слова Ольги Владимировны. В Ульяновской области созданы центр компетенции, эффективно показывают свою работу "Агенство по развитию сельских территорий". Наша Ассоциация насчитывает более 400 крестьянско (фермерских) хозяйств, которые, объединившись, твердо отстаивают интересы ульяновских фермеров. Мы создали 20 филиалов в каждом районе области, в которых есть свой председатель. Таким образом АККОР Ульяновской области вносит большой вклад по информированию населения о существующих поддержках сельским жителям, а состоявшиеся фермеры-аккоровцы являются положительным примером и стимулом к движению и развитию сельской жизни.

    Доктор Конашенков А.А.
    0

    В своей статье Башмачникова Ольга Владимировна , опираясь на АККОРовский и собственный опыт , дала развёрнутую научную характеристику мер поддержки государством развития наших сельских территорий. Очень важный момент о региональных законах. Во многих регионах они есть но не работают. Я честно говоря не люблю это выражение "территории" в моём понятии сродни резервациям. Но как не назови ,а в настоящее время большинство сельских территорий докатились до ручки . Ущерб круче чем после войны. Страна огромная и развитие сельских территорий разное и люди живут разные. Ольга Владимировна впервые в России обосновала необходимость комплексного подхода к развитию села с привлечением и районной и местной власти. Работа со школьниками необходима. Особенно это действует ,когда перед глазами школьника есть пример успешно работающих в своём хозяйстве родителей. Такой школьник мотивирован уже с пелёнок к сельскому труду. Мотивация сельского населения — это толчок к действию. И это сложно. Делать это нужно. Мы находимся на начальном этапе развития сельских территорий. Население , то что осталось и тех кто желает прибыть с заработков , нужно информировать и нужно помогать получать государственную поддержку. Всё должно быть в комплексе. Государственная поддержка должна быть направлена на создание полноценных небольших сельский хозяйств. А на первом этапе -необходима организация сбыта продукции. Всё произведённое должно быть продано и государство должно в этом помочь. Про землю -правильно ,нужно ещё приплатить тому кто её возьмёт в нечерноземье и очистит от кустов.
    Ну и напоследок в каждой волости и районе и губернии и в стране должны быть ответственные за развитие села. И если развития нет то этих ответственных (губернаторов,глав и т.д.) вооружить лопатами ,семенами ,комплектом штанов и отправлять на ПМЖ в глухие деревни их губерний лет на 20 на самопрокорм.

    Евгений Агафонов
    0

    Полностью поддерживаю вышесказанное, Ольгой Владимировной! Опыт, привлечения станичников к работе на собственной земле в проекте  "Модернизации села (проблема занятости)", показывает , что кто-то должен взять на себя функции координатора, в нашем случае это ООП ЭКОВИТА ст.Должанская Ейского района. Четыре года плодотворной работы пошли на информирование населения через газеты, письма к власти, встречи с жителями станицы, прежде чем в 2008 году 47 ЛПХ получили по1 га земли в едином пахатном массиве. Успех реализации нашего виноградного проекта стоимость 12 млн. рублей мы связываем с внедрением инновационной корпоративной формой ведения хозяйства. Суть такой формы заключается в том, что участники, объединённые единой целью, сообща (корпоративно) участвуют в процессе производства одноименной первичной продукции, при этом, не имеют, общих средств производства, а вот урожаем распоряжаются каждый по своему усмотрению. Доходы есть и не меньше чем в городе, и уже никто не торопится уезжать из станицы. Корпоративная форма не требует бюрократической надстройки, обычно отпугивающих крестьян к объединению. А все агротехнические работы на виноградниках выполняет ОПОРНЫЙ ФЕРМЕР.  Без координатора, как в нашем случае, ничего не получится, потому-что не каждый готов возложить на себя первоначальную работу с людьми. В дальнейшем, при тиражировании такого опыта, следует передать функции координатора малоземельному фермеру, предварительно ознакомив его с целями и задачами такой деятельности. Для того, чтоб он состоялся как интегратор сельского населения, нужна программа государственной поддержки ОПОРНОГО ФЕРМЕРА.         Агафонов Евгений, опорный фермер ст.Должанская.

    Захарчев
    0

    Уважаемый Доктор Конашенков. "В общем и целом" (С) у меня нет возражений по содержанию Вашего поста. Единственное: почему Вы в тексте допускаете выражения, цитирую:".. господдержка должна…,всё произведённое должно…,…в стране должны…" По моему мнению должны могут быть только и исключительно люди. Так и надо писать: имярек должен то, имярек должен это и тд, иначе ВЕСЬ текст теряет смысл и , соответственно, это уже не Ваше личное мнение, а всем знакомый набор банальностей.____Уважаемый Евгений Агафонов. Вы пропагандируете те методы и приёмы, которые применяет, например , АМВЕЙ для привлечения агентов по продажам. Агентские отношения могут помочь реализовать конкретную задачу , но универсальность при этом отсутствует вовсе. Что значит-получили по 1-му га? что это за форма владения (?), распоряжения(?) или ещё что? В чём зерно реального закрепления людей на территории? Если это индустриальный наёмный труд- одно, если решение кратковременного шкурного интереса нанимателя- совсем другое. Разброс огромный и неопределённость полная. И потом, возможно сейчас эта форма устраивает людей как временный вариант, а потом они уедут или ещё как-нибудь распорядятся собой. Я рассматриваю такие формы как временные: не к чему лепиться…

    Глебович
    0

    Уважаемый Захарчев. Позволю себе не согласиться с Вашей оценкой значимости проекта, реализованного в станице Должанской Ейского района Краснодарского края. В решении проблемы занятости на селе у власти никаких успехов нет. В программе комплексного развития сельских территорий она только обозначена, но не более того. Предложена компенсация оплаты за обучение специалистов для сельского хозяйства. Надо отмечать то немногое положительное, что удается сделать.
    ___Возможно, Евгению Агафонову не удалось раскрыть суть проекта. В соответствии с законом "О личном (подсобном) хозяйстве", 47 жителей ст. Должанской получили по 1 га земли в долгосрочную аренду для ведения ЛПХ. Земельные участки выделены одним массивом. Владельцы всех участков посадили на них только виноград по единой схеме, для удобства обработки.
    ___Фермер Агафонов имеет трактор и набор с|х орудий и, по договору с каждым участником проекта, выполняет механизированные работы — обработку почвы в междурядьях, опрыскивание винограда для защиты от вредителей и болезней. Его называют опорным фермером, т.к. он опора, основа проекта. Участие опорного фермера избавляет других участников проекта от необходимости приобретать для себя средства механизации. За выполненные работы каждый рассчитывается с фермером сомостоятельно по установленным расценкам.
    ___Все ручные работы — обрезка, обломка, подвязка, уборка урожая — владельцы участков делают сами. Охрану урожая осуществляют поочередно. И виноградник, и выращенный урожай — их собственность.
    ___При урожайности винограда в период полного плодоношения 15-20 т|га и цене реализации на рынке 100 руб.|кг, валовый доход составляет 150-200 тыс.руб. Для сельского жителя деньги ощутимые. Продукция ЛПХ налогами не облагается.
    ___Конечно, на такие деньги прожить сложно, но это именно подсобные, а не фермерские хозяйства. В процессе такой работы формируются практические навыки, а самое главное — формируется чувство самостоятельного хозяина, о чем ранее неоднократно говорил Системник. Еще один положительный момент в том, что человек не остается один на один со своими проблемами. Он в коллективе, хотя работает самостоятельно. В дальнейшем часть людей, прошедших такую школу жизни, будут готовы создать крестьянское хозяйство и работать полностью самостоятельно. Для другой части людей это так и останется только приработком, но и в этом я не вижу ничего плохого.
    ___Такая схема работы подходит и для работы малоземельных крестьянских хозяйств, не имеющих техники. Но это надо организовывать, этим должны заниматься профессионалы. Самое важное звено — это координатор. Сами по себе люди не договорятся, нужно все и всех организовать.
    ___Вопрос к Евгению Агафонову — какова роль властей района и сельского поселения в реализации проекта? Насколько я знаю, были проблемы с выделением земли — курортная зона. И еще вопрос — почему участники проекта не вступают в снабженческо-сбытовой кооператив Легкодуха-Рудых, хотя реализуют урожай через этот кооператив? В прошлом году кооператив признан лучшим в России, работает с овощами, картофелем, фруктами, виноградом.
    ___Вызывает большое сомнение предложение Евгения передать функции координатора малоземельному фермеру. Не справится он сам. Это не могут сделать даже районные управления сельского хозяйства, а тем более неподготовленный фермер. Возможно такая деятельность будет в компетенции создаваемого Агенства аграрных технологий. А управления сельского хозяйства в нынешнем виде себя уже изжили, это пережиток прошлого.

    Глебович
    0

    Приношу извинения за детскую ошибку в арифметике. Валовый доход участника проекта составит 1.5-2.0 млн.руб.

    Глебович
    0

    Не успел остыть след десанта от науки, на форуме высадился новый десант — АККОРовские "коммандос". Руководители ассоциаций фермеров Псковской и Ульяновской областей и республики Марий Эл грудью встали на защиту О. В. Башмачниковой. Ольга Владимировна могла бы сама ответить на критику. Выступления защитников получилось в духе парторгов советских времен:
    ___"…с принятием новых программ развития сельских территорий фермерское движение получило новый импульс в развитии сел, деревень… "
    ___"… возбуждая и мотивируя население…"
    ___"… которые приведут и к освоению мер поддержки… "
    ___"… к готовности работать сообща, кооперируясь и объединяя…"
    ___"… состоявшиеся фермеры-аккоровцы являются положительным примером и стимулом… "
    ___Как сейчас говорят, агитация и пропаганда в чистом виде. Вместо делового анализа ситуации, лозунги в стиле:" Верной дорогой идете товарищи". Хочется прослезиться и сказать: "Спасибо партии родной за наше счастливое детство". В смысле, спасибо АККОР. Главный посыл — люди просто недоинформированы, недопросвещены, не понимают своего счастья.
    ___Уважаемый А. А. Конашенков. Ваша своеобразная рецензия на статью заслуживает отдельного упоминания: "Ольга Владимировна впервые в России обосновала необходимость комплексного подхода к развитию села с привлечением и районной и местной власти".
    ___Ничего не скажешь, глубоко. Вам, Александр Алексеевич, как доктору наук не стоило бы подменять науку наукообразием. Наукой в статье и не пахнет, где Вы ее увидели?
    ___Исполнительный директор АККОР Ульяновской области С. А. Санкеев, он же Станислав на форуме, рассказывал на съезде Российской АККОР в феврале 2019 года, что фермерство у него "пошло в гору" после получения гранта на индюшиную ферму. Планирует получить очередной грант и расширить производство.
    ___Это показательный пример подхода к развитию фермерства, я бы назвал его бизнес-подходом: получил средства от государства — расширил бизнес, получил еще средства — еще расширил.
    ___У нас на форуме идет речь о другом подходе — о фермерстве как образе жизни. О том, чтобы государство не предоставляло поддержку избранным счастливчикам, а помогало всем, подчеркиваю всем, начинающим фермерам начать свое дело, помогло сформировать психологию хозяина, а не психологию иждивенца.
    ___Уважаемый Станислав Анатольевич. С Ваших слов, за время действия программы "начинающий фермер", гранты в области получили 270 человек. Разделите эту цифру на срок действия программы и количество районов в области. Если получится один человек в год на район, то это хорошо. И это Вы называете решением проблемы развития сельских территорий?
    ___Грантовая форма поддержки не дает значимого результата, но плодит коррупцию. Это относится и к новой программе "Агростартап", которая дополнительно стимулирует создание псевдокооперативов.
    ___Нужно менять методы работы с фермерами, искать новые подходы, которые позволят при относительно небольших расходах государства, получить результаты, заметно изменяющие ситуацию на селе. Реализованный проект в станице Должанской, о котором рассказал Евгений Агафонов, один из таких удачных примеров.
    ___Должен отметить, что А. А. Конашенков высказывает здравые предложения, что господдержка должна быть направлена на создание именно небольших сельских хозяйств и, что на первом этапе необходимо организовать сбыт их продукции. Это перекликается с нашим подходом к развитию сельских территорий.
    ___А в целом, позиция руководства и федеральной АККОР, и региональных ассоциаций фермеров, выглядит неубедительно и вызывает разочарование. Поэтому, большинство фермеров не видят в АККОР защиту, опору.

    Захарчев
    0

    Уважаемый Глебович. Ваше несогласие со мной- оно что означает? Если оно означает, что развитие сельскохозяйственного бизнеса приведёт к расцвету и развитию территорий- это одно. А если не приведёт- это другое. Я и начал своё участие в сайте с утверждения, что к развитию сельских территорий приведёт правильная ПРОМЫШЛЕННАЯ политика. Какая , в принципе, разница -правильно ведёт дела группа товарищей , занятых , как раньше бы сказали, на конно- ручных работах, или неправильно. Вокруг не изменится ничего. А ведь это Краснодарский край- с портами, цементом, рыбой, торговлей, инфраструктурой , а не Кологрив дремучий.

    0

    Уважаемый Александр Георгиевич, позвольте вклиниться. Япония в промышленном развитии значительно превосходит Краснодарский край, однако в основе развития сельских территорий лежит мелкотоварное кооперативное сельскохозяйственное производство. В Европе научно технический прогресс работает на мелко товарного фермера а у нас на замену человека в сельскохозяйственном производстве. А отсюда выходит, что развитие сельских территорий определяет не ПРОМЫШЛЕННАЯ политика а социальная.

    Ольга
    0

    Уважаемые коллеги, идентифицируемые и неидентифицируемые!
    Раз статься набрала так много откликов, значит актуальна и тема и приведенная в статье информация.
    Почему такой, скажем мягко, узкий вопрос затронут, нужно ведь глобально – село вымирает, страну развалили и т.д. Да, уровень миграции зашкаливает и можно привести цифры, сколько молодежи до 18 лет в селе и сколько населенных пунктов с жителями до 5 человек и как эти цифры изменяются во времени. Об этом многое говорится. Но негативные процессы как шли, так и идут. Вопрос. А везде ли идут одинаковыми темпами или есть островки, на которых по какой то причине ситуация развивается в другом русле. И если это так, то каковы корни и природа этого явления. И можно ли распространить этот ореол дальше.
    Почему в одних регионах и отдельно взятых районах количество сельского населения уменьшается не столь быстрыми темпами, а количество фермерских хозяйств увеличивается, а в других этого не происходит. Простой ответ «потому что в регионе деньги есть» не подходит – поскольку наблюдаются противоположные ситуации в субьектах близких по бюджетным возможностям. Существуют и отдельные поселения в регионах с низким бюджетом, в которых население занято и замотивировано. Значит в чем-то еще дело.
    Взяла пример Ульяновской области и Республики Татарстан — региональную практику в целом.
    Татарстан. 6000 КФХ. Прирост количества КФХ за 10 лет составил «+26»% ( По округу в среднем «-36»%). В регионе принята новая стратегия государственной поддержки частных подворий граждан, региональный закон «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств». Утвержден перечень субсидий: на строительство мини ферм молочного направления (при 3 головах на 8 голов, при 2 головах на 5 голов). С населением работают и органы местного самоуправления и районные фермерские ассоциации и местные активисты. Ведется активная агитационная работа с людьми пошаговому росту подворий и по кооперированию.
    Что было сделано в Ульяновске — в 2009 году произошел поворот агарной политики в сторону малых форм. Решен вопрос с землей – предоставление фермерам неиспользуемых земель в т.ч. заросших в аренду на 6 лет без налога на землю. Принят областной закон о государственной поддержке кооперативов и личных подсобных хозяйств граждан. В законе предусмотрены субсидии на молоко, покупку коров, гранты на строительство мини ферм, субсидии на мини теплицы, информационно-консультационное обслуживание. Принята областная программа – «Развитие малых форм хозяйствования на селе Ульяновской области». Предусмотрена господдержка кооперативов и ЛПХ — членов кооперативов на: создание товарных ферм разных размеров: до 5 коров, 6-10 коров, 10-15 коров. Развита практика выращивания крепких КФХ через развитие личных подворий граждан, разработаны типовые проекты микроферм и представлены в открытом доступе.
    Подробно об этом написано в книге коллектива авторов под редакцией Башмачникова В.Ф. «Фермерству в России быть».

    Что самое интересное в отдельных сельских поселения, приведу в пример Отрадненское Ярославской области и Каблуковское Тверскую области при низком региональном бюджете сельское население вовлечено и занято, а темпы миграции максимально снижены.
    Один из выводов напрашивается сам собой – успех в этом направлении зависит не во всем, но во многом от мотивационной работы с людьми, которую могут организовать и главы сельских поселении и муниципальных районов и местные активисты, если цель поставлена. Она может быть поставлена главой региона, района, поселения. И опыт такой системной работы есть, но мы, к сожалению, мало об этом знаем.
    Почему написала статью? Захотелось поделиться этим посылом.
    Нанесла ли кому то вред этой статьей? Не думаю.
    Заставила задуматься ? Наверное да.

    Кстати, эту проблему признали и на сьезде кооперативов – работа с сельскими семьями необходима. Самостоятельно идти своим путем и развиваться может малый процент населения.

    В этой связи, я предлагаю сделать площадку Крестьянских ведомостей – площадкой по трансляции позитивного опыта. Давайте по возможности все в этом поучаствуем с открытым забралом. Буду готовить новый материал и Вас призываю к тому же. Тем более у такой требовательной аудитории наверняка есть чем поделиться,

    И если своей информацией и комментарием Вы улучшите жизнь, хотя бы одного человека, дадите значимый посыл, зарядите, сподвигните, дай Вам бог здоровья !

    Что касается АККОра – конечно, ассоциация заинтересована в работе по созданию новых фермерских хозяйств. И АККОР имеет непосредственное отношение к существующим сегодня мерам грантовой поддержки таким как «начинающий фермер», «семейная животноводческая ферма», «агростартап», «гранты на развитие кооперативов», к совершенствованию данных мер поддержки и к тому, что несвязанная поддержка на га с 2020 года будет выделяться только субьектам малого предпринимательства.
    Мы всегда открыты для взаимодействия.

    С уважением,
    Вице-президент АККОР
    Башмачникова Ольга
    8-499-681-18-05

    0

    Ольга Владимировна, примеры, которые Вы приводите идут вопреки государственной аграрной политики и зависят полностью от понимания проблем региональными руководителями, дай бог им здоровья.

    Ваша проблема в том, что Вы представляя федеральный орган крестьянского управления, не решаете вопросы федерального уровня.

    Постановление Правительства РФ № 717 было принято в 2012 году и продлено до 2025 года. А там запрещена государственная поддержка ЛПХ.

    Разговор о выделении земли начинающим фермерам на без конкурсной основе идет уже несколько лет, в Госдуме лежат поправки в ФЗ. Перечень можно продолжать бесконечно, решайте проблемы федерального уровня, для сельских территорий будет больше пользы.

    Глебович
    0

    Уважаемый Захарчев. Мы говорим не о развитии сельскохозяйственного бизнеса. Речь идет о решении проблемы занятости людей в сельской местности, о предоставлении им возможности зарабатывать себе на жизнь. Если Вы не видите того, что проект дал 49 сельским семьям реальный и стабильный доход, то на этом обсуждение можно заканчивать.
    ___В ворохе мякины от АККОРовских функционеров нужно видеть рациональное зерно реализованного проекта в ст. Должанской. Подчеркну, не гипотетического, а воплощенного в жизнь.
    ___Для Вас нет разницы в том, как идут дела у группы товарищей, "…занятых…на конно-ручных работах…", ведь вокруг ничего не изменится. Это Ваша позиция.
    ___А по мне главное, что для этой, довольно большой, группы людей многое изменилось в их жизни. Особо отмечу, не для одного и не для двух человек, а сразу для 49 семей, плюс для опорного фермера.

    Захарчев
    0

    Уважаемый Глебович. Ну вчитайтесь в текст фермера Агафонова. Четыре года АККОР уговаривал 47 семей ( в реальности- больше, но то-такое) и ООП. Потом на неизвестных, но легко прогнозируемых условиях привлекли ( кто-интересно: семьи или ООП _- от этого зависит толщина кипы бумаг под это благородное дело и реальная форма собственности) и освоили 12 миллионов на новые виноградники.Замечу, что до полного расчёта с заимодавцем виноградники останутся под одним из видов обременения в интересах заимодавца. Подождали ( годы) до первых съёмов . К сегодняшним дням выяснилось ( предположу наиболее вероятное положение), что 5-7 семей имеют значительно большие возможности по обработке и сбыту урожая, значительная часть слабосильных и разуверившихся передоверила им свои наделы за мзду малую, возможно, кто-то с кем-то перессорился и устранился от дела ( тоже за малое). Опорный фермер подвешен между участниками и ООП и желает, чтобы ему была оказана помощь напрямую ( от кого- интересно и зачем- ведь всё идёт хорошо). Не удивлюсь, если выяснится, что реальный гешефт имеют 10-15 семей. Это стоит того , чтобы городит огород и славословить на Россию? может и стоит, но принципиально ли?

    Захарчев
    0

    Уважаемый Юрий Прокопьевич. Поскольку Ваше мнение для меня весьма авторитетно- отвечу б-м развёрнуто. То , что Вы написали -правильно, скажу больше: есть страна, которая в развитие своих периферийных регионов вкладывала баснословные деньги исходя почти исключительно из социальных мотивов- это Саудовская Аравия. Но, делала это после того , как появились деньги, чтобы их вкладывать. А значит, решение проблем развития напрямую связаны с развитием промышленным. А тут без политики не обойтись. Китай, кстати, реализует сходную стратегию( с китайской спецификой-натурально) в развитии своих отдалённых и сельских районов. И мы пойдём этим же путём- потому как нет иного. В самом деле, назовите мне сравнительно крупную страну, которая бы развивалась в своей сельской территории преимущественно за счёт доходов от сельского хозяйства ( даже при развитой кооперации)? Не припоминаю таких. А вот пример, как деградируют территории в результате деградации промышленности -у нас по телевизору перед глазами ежевечерне. Да и пример из российской новейшей истории весьма впечатляющ- я говорю об эффекте "силаевского миллиарда"(накопленного в промышленном СССР), когда политическая воля, ответственность исполнителей и , собственно, сам миллиард поставили деревню "на попа"( абстрагируюсь от оценок самого проекта фермеризации страны). Поэтому, признаём мы первостепенность промышленной политики или нет (ИМХО) -она в будущем решит (или не решит- политика же) проблемы развития сельских территорий России. Не решать же их конно-ручным трудом…

    0

    Уважаемый г-н Захарчев, Вы бесконечно правы. Промышленное производство — совершенно необходимое условие. Без него очень быстро подкрадется знаменитый "пушной зверь". И не абы какое производство, а с возрастающей отдачей. Хотя… лучше хоть какое, чем никакого.

    0

    Вот что удивительно…
    Впервые опережающее развитие сельского хозяйства в районах с существенно более высоким развитием ремесленничества было замечено еще в 13 веке ( что я знаю, может и раньше) . Потом это десятки раз подтверждалось на промере самых разных стран. У нас , до сих пор, "все сложно" и нет элементарного понимания, что сельскохозяйственное производство — производство именно с убывающей отдачей. При увеличении объемов производства люди не становятся богаче, ибо цена неминуемо падает. Хотя , вроде как, всем известно, что большой урожай частенько большая беда, чем средний.
    Ставятся какие-то фантастические задачи, типа- любой ценой сохранить количество населения работающего на селе.
    Зачем , етиеготудасюда ? Чтобы жить там на пособие от государства ? А ну как оно передумает ? Иль деньги у него кончатся ? Вы бы своим детям такого пожелали ?
    Жить в сельской местности — понятно и удобно. Весь мир так старается жить. Но работать тут всем проживающим — зачем ? Если "на селе" не будет промышленности ( во всех ее проявлениях) , высоких зарплат не будет. И устойчивого развития не будет.
    А гарантировано будет "уныние и мерзость запустения".
    И абсолютно ( почти) без разницы с помощью фермерских хозяйств или т.н. агрохолдингов вы организуете сельскохозяйственное производство. В этих агрохолдингах хоть для совсем необразованных работа найдется (охранниками). А фермеру зачем охранники ? А учетчики ? ( и т.д. и т.п.)
    Конечно фермер , в среднем, всегда эффективнее любого агрохолдинга ( среднего) . Но где вы предлагаете найти Фермеров в таком количестве ? Пока ни разу не получилось. Дай Бог, чтобы получилось у Татарстана и других. Но даже 8 коров на семью — какой доход на человека ? А прибыль ? И полная ( как правило) зависимость от начальства организующего закупки. Чем тут гордиться ? Хотя, где з/п 15-20 тыс и это хорошо. Но это не может быть конечной целью ( хотя может быть промежуточной). Не может быть целью жить в нищете.

    Глебович
    0

    Уважаемый Захарчев. Ваши выводы основываются на предположениях:
    ___"… на неизвестных, но легко прогнозируемых условиях привлекли… "
    ___"… виноградники останутся под одним из видов обременения…"
    ___"… значительная часть слабосильных и разуверившихся передоверила им свои наделы… "
    ___"… кто-то с кем-то перессорился и устранился от дела…"
    ___"… реальный гешефт имеют 10-15 семей… "
    Как обстоят дела на самом деле, может пояснить только сам Евгений Агафонов. Насколько я понял, серьезных проблем у них нет.
    Отмечу важные с моей точки зрения моменты:
    1. Не занимаюсь славословием ни АККОР, ни ООП" Эковита", ни фермера Агафонова. Мне кажется правильным сам подход к решению проблемы занятости на селе, сопровождаемый образованием множества "мелких хозяйчиков".
    2. У меня не вызывает удивления тот факт, что станичников пришлось долго убеждать принять участие в проекте. Дело новое, неизвестное. Люди сейчас никому не верят, особенно власти. Даже друг другу не верят, слишком много обмана вокруг. Недоверие людей — сильнейший сдерживающий фактор в таких делах.
    3. Лично я слышал объяснения координатора проекта, что главная проблема была связана с получением земельного участка.
    4. Не призываю тиражировать проект в неизменном виде. Более того, я предложил убрать "коммерческую прослойку" и передать функции координатора государственной структуре — Агенству аграрных технологий. Можно для этого использовать создаваемые центры компетенций. Существующий вид грантовой поддержки "Начинающий фермер" я бы посоветовал преобразовать в подобную форму помощи. Коррупционная составляющая была бы сведена к минимому, и помощь получили бы значительное количество людей, а не отдельные избранные.

    Глебович
    0

    Уважаемая Ольга Владимировна. На статью откликнулись не потому, что она заинтересовала, а потому, что Вы представляете руководство Российской АККОР. Если Вашу фамилию под статьей заменить на фамилию любого чиновника или функционера партии власти, никто не заметит разницы, настолько совпадает риторика.
    Вместо конкретных мер, которые бы дали реальные, видимые результаты в разрешении действительно критической ситуации на селе, Вы предлагаете заняться агитацией и пропагандой, просвещением населения. Честное слово, об этом и говорить как-то неловко, взрослые люди.
    Из опыта развития стран Евросоюза мы видим, что сельское хозяйство там представлено преимущественно мелкотоварными производителями. В сельском хозяйстве России доминируют агрохолдинги, сельскохозяйственные организации и крупные фермеры. Мелкотоварные товаропроизводители, представленные фермерами и индивидуальными предпринимателями с площадью землепользования до 100 га, составляют половину от их общего колличества, но занимают лишь 5.1% от общей площади земли фермеров, и производят незначительный объем продукции.
    Такое однобокое развитие фермерства в России привело к проблемам современного села — отсутствию работы и оттоку населения в город.
    Нужно ставить вопрос не о клонировании "крепких фермеров" — помещиков со штатом наемных работников, а о создании на селе множества мелких товаропроизводителей с психологией хозяина, но работающего своими руками. Как в Европе. И, соответственно, на этом направлении сосредоточить основную часть средств поддержки фермеров. Т. е. не создавать рабочие места на селе, а создавать самостоятельных хозяев.
    Такой постановки вопроса со стороны АККОР мы не видим.
    Истинная правда, что АККОР имеет непосредственное отношение к появлению существующих мер грантовой поддержки фермеров — "начинающий фермер", "семейная животноводческая ферма", "агростартап", гранты на начинающие кооперативы и на развитие действующих.
    Только грантовые формы поддержки у нас работают неэффективно, значимых результатов не дают, а плодят коррупцию. Для Европы гранты — это приемлемая форма поддержки, т. к. все ниши у них заняты, открывают дело в сельском хозяйстве лишь единицы. В России мелкотоварные производители на селе практически отсутствуют, нужны такие формы поддержки, которые бы решали эту задачу, распространялись на массу людей, а не на отдельных счастливчиков.
    Если АККОР заинтересована в решении именно этой масштабной задачи, а не не отщипывании процента от грантов, то надо обсуждать вопрос об уходе от грантовой системы поддержки. Предлагать надо не косметические меры, а системные решения.
    Что касается ведения дискуссии на веб-форумах под псевдонимами, то надо смотреть на суть предложений, а не на паспорт. Такая практика сложилась в интернет-пространстве, ее надо принять, хотя она не нравится властям, а также посетившим наш форум представителям академической науки, и Вам тоже.

    РТК
    0

    Ув. Глебович
    Завидую вашему терпению но разложили и убедительно изложили что представляют из себя АККОР — нац проекты, гранты, и т.д.
    Излагаяя коротко и в переносном смысле —одной ампулой с лекарством наши пропагандисты бегают по всем этажам и вокруг здания и собираются оказать всем ожидающим помощь…..

    0

    Уважаемый Глебович!
    Мы с Вами точно в одной стране живем ?
    Как Вы себе это представляете ? Откуда должны в изобилии взяться эти мелкие хозяйственники ?
    Вы их в оранжерее вырастите ? Хотелось бы увидеть действующую оранжерею. Или это не более, чем рекомендация кроликам стать ежиками. Основной вопрос — КАК ?

    Захарчев
    0

    Уважаемый Глебович. А знаете ,почему я много предполагаю? Потому, что никто: ни АККОР, ни ООП, ни Агафонов не намерены делиться ни с Вами , ни с кем бы то ни было достоверной информацией. Что, Агафонов так занят, что некогда прояснить ситуацию-да ничуть не бывало. Он знает, что на вопрос о запрошенной дополнительной помощи ( как координатору) ему будет нечего ответить. ООП с самого начала не было заинтересовано ни в появлении соседей в виде арендного объединения ( это везде так) , ни в дополнительных хлопотах по их сохранению в приличном виде и тоже не поделится информацией. АККОР дело провернуло и отчиталось по всем направлениям об успешном опыте внедрения новой формы производственных отношений- худые отклики оттуда не поступят. Вот и приходится предполагать. Допущу ещё одно предположение- через лет 10 ни о каком арендном объединении речи не будет. Будет один хозяин на всех 50-ти га, не просто так было положено столько сил для выделения участка в едином массиве и в курортной зоне- помяните моё слово. Все арендные коллективы имеют тенденцию к обезлюживанию и прибираются к рукам людьми с выраженными организаторскими способностями. Так будет и в Должанском…

    Петрович
    0

    А мне понравилось как у Агафонова работа идет. Нашлись люди, не только ради себя что-то делают. У нас в селе трудно сагитировать кого-то на дело даже если в итоге польза им. Надо попробовать. Может и кооператив получится сделать. Одну продукцию группой выращивать и вместе продавать можно. Но один не справлюсь организовать селян. Поддержка соратников нужна. Хочу Евгения пораспрашивать подробнее и про организацию и про проект и кто , что делает. Понимаю, раз фермерствуете, значит заняты все время, но пообщаться бы хотелось. Просьба оставить контакты или через Краснодарский АККОР разыщу Вас. У нас программы-то есть, а людей не поднять. Вот и получается федеральная помощь есть, а взять ее сложно. Все вместе нужно делать и людям помогать встать на ноги и законы и поддержка. Люди — самое главное. Чтоб услышали. Чтоб поверили. Таких, как Евгений мало. Таких нужно клонировать. А что будет иль не будет работать так и в семьях разводы бывают. Не жениться что ли теперь? А лучше поезжайте сами на село и попробуйте. Не просто это.

    Глебович
    0

    Уважаемый Захарчев. Защитников академической науки и О. В. Башмачниковой я не зря назвал десантом: внезапно появились на форуме, настрочили по комментарию и так же внезапно исчезли с горизонта. Было бы правильным, чтобы выступающие в защиту кого-то или чего-то не только обозначали свою позицию, но и отстаивали ее, аргументировали, отвечали на возникшие вопросы.
    Получилось, "главное прокукарекать, а там хоть не рассветай". Приходится что-то домысливать за них, и в этом плане я Вас понимаю.
    Как сейчас говорят, "из источников, заслуживающих доверия", удалось выяснить следующее:
    1. Каждый из участников проекта в ст. Должанской лично получил 1 га земли в долгосрочную аренду и является на ней полным хозяином.
    2. Участники проекта — это не арендный коллектив, они не связаны какими-либо общими обязательствами. Взаимодействуют друг с другом на условиях устных договоренностей.
    3. Опорный фермер выполняет механизированные работы по уходу за виноградниками. Каждый рассчитывается с ним самостоятельно.
    4. ООП "Эковита" — это общественная организация предпринимателей, не занимается с|х деятельностью, не связана никакими договорами с участниками проекта и никакой опасности для них не представляет.
    5. Каждый участник проекта реализует продукцию самостоятельно, свой кооператив они не создали. Выручает место расположения: ст. Должанская — это курорт, много отдыхающих, есть возможности для продажи винограда в свежем виде. Вопрос по реализации продукции необходимо продумывать еще на стадии планирования подобного проекта.
    6. Участники проекта получили субсидию на приобретение саженцев. Сейчас этот вариант для ЛПХ невозможен. Для КФХ есть федеральная субсидия на закладку сада и виноградника, по которой возмещают 80% затрат. Плюс к этому ежегодная субсидия на мероприятия по уходу за многолетними насаждениями до вступления в плодоношение.
    Мой совет: закладку многолетних насаждений должен обязательно курировать специалист. Ошибки, допущенные при закладке насаждений и в первые годы ухода за ними позднее исправить невозможно. С овощами и картофелем в этом плане проще.
    А в целом, такой подход кажется мне привлекательным тем, что позволяет людям, не имеющим значимых средств, начать свое дело.
    Вы, ув. Захарчев, называете это уничижительно конно-ручными работами. Но, если такой подход обеспечит занятость на селе и приемлемый доход, почему им не воспользоваться?
    Я бы только рекомендовал увязать такой подход с программой господдержки "начинающий фермер".

    Захарчев
    0

    Уважаемый Глебович. Если Вы считаете последний пост очень убедительным , то почему хотя бы три, два или даже один из перечисленных Вами пункта никто из руководителей с.х. организаций не возьмётся претворить в жизнь (ну кроме как получить хоть от кого- субсидию)? Может и создан проект только для этого и дальнейшего разграбления? ___Про конно-ручные работы. Это не уничижение. Это официальное название комплекса работ, выполняемых вручную в сх производстве при СССР . Я лично формировал технологические карты в растениеводстве обычного колхоза и в них этих самых работ было три четверти операционных позиций. ___Мой вопрос — к чему лепиться простому крестьянину- остался без ответа. Аренда 1-го га? У нас в бывшем колхозе по 6,6га пашни в собственности не удержали никого из 660 членов колхоза ( за исключением 2-3 фермеров).Посмотрим…

    0

    Уважаемые Хлебович, Захарчев, не пойму сути ваших препирательств с этим горно-вьючным, конно-ручным,
    опорно-упорным виноградным бизнесом.
    Хлебович, что вы увидели в этом примере особенного?
    По мне так обычный пример вертикальной кооперации.
    Малому сельхоз бизнесу не по силам, не рентабельны некоторые операции.
    Фермеру до 100 га нерентабельно иметь собственный опрыскиватель, свой семенной склад, др.
    Что удивительного если соседнее крупное хозяйство окажет этому фермеру услугу по обработке посевов
    или продаст подработанные семена?
    Да такие отношения могут быть единичными, строится на добрососедских отношениях.
    Должно ли государство стимулировать такие взаимоотношения государства и бизнеса?
    Я думаю должно. Фермерские или коллективные хозяйства с получением условного
    "опорного" статуса должны иметь преференции в сфере налогов и субсидий.
    Казалось бы вот задание которое должно решаться на федеральном уровне, реальное задание для
    приложения сил АККОР.
    А что мы слышим от г-жи Башмачниковой?
    Весь ее посыл заключается в том, что федеральный уровень всю свою работу сделал,
    а проблемы села остаются только из за непонятливости сельских жителей, и нерадивости чиновников на местах,
    которые не могут сагитировать крестьян и объяснить им в чем заключается их счастье, и с какого бока
    надо подходить к корове.

    Хлебович, мне так сдается КПД наших дискуссий здесь стремится к нулю.
    А я так понимаю всем нам хочется какого то результата на благо нашего села и агропроизводства.
    Может наряду с общими проблемами перейти к частностям?
    Можем мы решить хоть какую нибудь маленькую проблему?
    Предложите.
    Я со своей стороны могу предложить одну такую беду.
    Сие чудо так мутно, что его трудно сформулировать, числится оно как "декларация соответствия"
    либо "сертификат соответствия", сопровождается "протоколом исследования", основанном на "результатах "испытаний" и "внесением оных в "реестр". отсутствие сей важной бумаги карается чрезмерно.
    Потребно сие "соответствие" опять же чиновничьим языком- "при выпуске товара на рынок ЕАС".

    Все это можно было бы терпеть, но эта "добровольная" сертификация стоит денег.
    Если оставить смысл и результативность этой сертификации в стороне, то проблема заключается в ее
    ценообразовании.
    Идет явное ущемление малого предпринимателя.
    Дело в том, что один анализ делается на одну партию зерна "выпускаемого на рынок".
    То есть агрохолдинг произвел 50 тысяч тонн пшеницы и делает одно исследование с этого объема(партии)
    и фермер произведший 5 тонн пшеницы тоже заказывает и оплачивает одно исследование.
    Вся эта байда заказанная в "Россельхозцентре" стоит порядка 13 тыс. р.. одинаково, что для агрохолдинга,
    с 50 000 тонн, что для фермера с 5 тоннами.

    Выращивая несколько культур, фермер обязан столько же раз добровольно сертифицироваться
    умножая все это на 13 тыс. по каждой культуре.

    И если раскинуть эти затраты по сертификации на объем продукции, то получается что агрохолдинг
    затрачивает в тысячи раз меньше на единицу продукции чем мелкий фермер.
    Получается что может складываться ситуация, когда мелкому фермеру придется отдавать один, два и больше процентов своей продукции за исследования сомнительной целесообразности.

    У меня в этом году ячмень и пшеница, оплатил две "услуги", у Захарчева тоже наверно два вида продукции.

    Я не призываю отменить исследования и сертифицирование ЕАС ( хотя весь мой выпуск продукции
    на рынок ЕАС, это отрезок дороги от склада до порта экспортера.)

    Но ценообразование явно нужно как то привязать к реальности.
    В зависимости от объема.

    И что. Вот реальная задача. Решаемая только на федеральном уровне.
    Защита интересов малого агробизнеса, явно профиль, куда уж профильнее для Ольги Башмачниковой.
    Согласна Ольга нам помогать?
    Могут нам помочь КВ? Допустим взять интервью по этой теме у профильных чиновников, ученых?

    Может такими малыми шагами мы тут и самоорганизуемся?
    А, Хлебович?

    Злобный критик
    0

    Подобная ситуация уже давно существует при сертификации семян. Только здесь партии семян разбивают на контрольные единицы? Для зерновых и зернобобовых предельная партия для сертификации 60 тонн, для семян многолетних трав 10 тонн и т.д. Неважно собираешься ты продать 10 тонн семян пшеницы или 60, стоимость процесса сертификации будет одинаковой. Стоимость сертификации постоянно растет, а срок действия сертификата на семена всего 4 месяца, просрочил – повторная сертификация. Многолетняя борьба с чиновниками за изменения правил, как бы «добровольной» сертификации пока ни к чему не привела. Правда есть предложения от чиновников, сделать эту систему более «справедливой», определять стоимость сертификации, исходя из рыночной стоимости партии семян представленной для сертификации. Стоимость сертификации партии семян в 60 тонн будет конечно дороже чем партия в 10 тонн, но при этом общие затраты на сертификацию возрастут в разы, что конечно отразится и на стоимости семян. Поэтому, если чиновники и сделают какие-то изменения, по просьбе трудящихся, не факт, что новые условия будут лучше.

    0

    Вы, пожалуй не хотите понять главного. Что , вероятно, уже поняла г-жа Башмачникова. У нас сегодня нет воображаемых Вами "Фермеров" не потому, что плохое государство из последних сил мешает ( таки нет) , а потому , что у нас просто мало людей, которые могут и хотят этим заниматься.

    Захарчев
    0

    Уважаемый Шпицвег. Спор не стоит выеденного яйца. Я встрял, чтобы у пропагандиста упомянутой идеи не получилось как у Михалкова:"..он мастер на все руки- из мухи сделает слона, а из его костей- вот эти штуки"… На стадии становления проекта трубить о его перспективности- большая самонадеянность. Пусть поработают плодотворно лет с десяток, а там и видно будет…

    Глебович
    0

    Уважаемый Захарчев. Как я понял, у Вас возникли вопросы по проекту и попытался на них ответить. Обратить Вас в свою веру, такой задачи перед собой не ставил.
    Не понимаю, почему Вы все время пристегиваете к проекту с|х организации и их руководителей, они то здесь при чем? Я уже пояснял, что люди получили по 1 га земли в аренду для ведения ЛПХ. Землю им предоставила не с|х организация, а районная власть, как я понимаю из фонда перераспределения земель.
    Проекта, как такового, в природе не существует. Это конкретный случай. Люди поставили перед собой задачу, вошли в одну из существовавших тогда программ господдержки и смогли претворить свои задумки в жизнь.
    Я рассматриваю этот опыт как вариант решения проблемы занятости на селе. Смогли люди сообща что-то сделать для себя, ну и молодцы. Правда, до конца самоорганизоваться они не сумели — не создали кооператив, который бы занимался вопросами сбыта продукции. Я считаю, что координатор свою работу до конца не выполнил.
    На Ваш вопрос — к чему лепиться простому крестьянину — могу сказать, что лепиться надо друг к другу. Объединительными началами могут быть опорный фермер и кооператив по сбыту продукции.
    В девяностые годы работники колхозов и совхозов ничего сделать не могли на своих паях без средств механизации. И сейчас не смогут, здесь я с Вами согласен. Тем ценнее опыт этого проекта. Не зря им заинтересовался Петрович для практического использования.

    0

    "Лепиться друг к другу", оно более, чем надо, но вот беда, в 99% никто лепиться не стремиться.
    Ни на каких уровнях достатка.
    Как думаете , почему так?
    Происки империалистов ?

    Глебович
    0

    О конно-ручном и опорно-упорном бизнесе. Уважаемый Шпицвег, где Вы обнаружили бизнес в проекте, им здесь и не пахнет. Речь идет о формировании "мелких хозяйчиков" в сельской территории, но никак не о развитии бизнеса.
    Вы приводите примеры оказания фермерами услуг друг другу. Это распространенная практика и в этом, действительно, нет ничего особенного. Отмечу только, что Вы говорите о действующих фермерах.
    Я веду речь о проекте, как методе вовлечения в товарное с|х производство сельских жителей, формировании у них психологии хозяина. Самостоятельно это у них не получается. Преимуществом проекта является оказание помощи сразу большой группе людей. Существующие формы господдержки ориентированы на точечную помощь отдельным счастливчикам. Такой подход является порочным: он не решает поставленную задачу борьбы с безработицей на селе, но создает почву для коррупции.
    По моему мнению, форма самоорганизации с опорным фермером имеет перспективу только при работе со сравнительно небольшими участками земли и специализации на трудозатратных направлениях с|х деятельности — садоводстве, виноградарстве, овощеводстве, а также в животноводстве. Для полевых культур такой метод не подойдет.
    Захарчев предлагает поработать десяток лет, а там видно будет. Но люди работают в рамках проекта не один год, это уже не теория, а практика. Постсоветской России скоро будет 30 лет, а само собой ничто не самозародилось, проблема занятости на селе сама не "рассосалась". Захарчев считает, что проект не стоит выеденного яйца. Наверное у него есть свои серьезные предложения по решению безработицы.
    В отношении Вашего предложения, Шпитцвег, наряду с общими проблемами обсуждать частные вопросы. Ничего против не имею и ничто этому не мешает. Хочу отметить только, что Российская АККОР занимается именно такими вопросами. Фермеры озвучивают сотни больших и малых проблем, Российская АККОР решит несколько и торжественно отчитывается на очередном съезде. Системные вопросы развития сельского хозяйства и сельских территорий АККОР даже не обозначает. Поэтому, никто, кроме нас, не будет эти общие вопросы поднимать и пытаться формулировать. У чиновников свои подходы к развитию сельского хозяйства и они сильно отличаются от наших.
    Вопрос о ценообразовании сертификата соответствия, в зависимости от объема партии продукции, актуален для мелких товаропроизводителей. Я думаю, что О. В. Башмачникова с удовольствием вынесет его на федеральный уровень.

    Глебович
    0

    Уважаемый Антон Геннадьевич. Можете не сомневаться, мы живем в одной стране. С Вашим утверждением о том, "что у нас сегодня нет воображаемых Вами фермеров…" я не соглашусь. Слишком категорично. Фермеры есть, но их действительно мало для такой огромной страны. А в Воронежской области их совсем мало. При этом, только половину из них можно считать настоящими фермерами, остальные средние и крупные капиталисты. Это, конечно, не происки закордонных империалистов, а следствие ошибочной аграрной политики, ориентированной на крупнотоварное производство.
    Резерв для, как Вы говорите, "… изобилия мелких хозяйственников" — это ЛПХ. Многие из них ведут товарное хозяйство и вполне могли бы стать фермерами, но для этого должны быть созданы условия. Существующая система государственной поддержки крестьянско-фермерских хозяйств не решает эту задачу. В настоящих оранжереях фермеров не выращивают, будут слишком изнежены. А вот в качестве "условной оранжереи" вполне можно рассматривать проект с опорным фермером в станице Должанской. Как один из вариантов. К сожалению, так системно, с получением конкретных результатов, власть не работает.
    Сохранять сельское население можно разными методами. Жизнь на пособия от государства — не лучший из них. При современных технологиях и с|х технике, агрохолдинги и крупные сельскохозяйственные организации могут создать ограниченное количество высокооплачиваемых рабочих мест. Занятость сельского населения и приемлемый уровень доходов способно обеспечить формирование "мелких хозяйчиков", труженников с психологией хозяина на земле, а не наемного работника.
    Но Вы, как владелец агрохолдинга, наверное со мной не согласитесь.

    0

    Уважаемый Глебович!
    Видимо, у меня не получилось объяснить 🙁
    Я не утверждаю, что Фермеров нет вообще , я утверждаю, что их катастрофически не хватает (в десятки раз меньше , чем надобно для нормального развития) . Несмотря на все системы поддержки , которые у нас есть.
    Упомянутые Вами фермеры-капиталисты появились именно в отсутствии конкуренции . Как и упомянутые агрохолдинги. Я 10 раз за фермеров , они должны бы были быти эффективнее. Но у нас слишком долго самыми разными способами прореживали всех "слишком" умных и активных. И проредили. На ЛПХ надежды в нашей местности нет никакой. Это не резерв. Как только появляется возможность зарабатывать больше 25-30 тыс в месяц, даже огороды уменьшаются до нескольких грядок. Все остальное исчезает на этапе 20-25. Я больше 20 лет наблюдаю этот процесс и сомнений тут нет никаких.

    0

    И Вы не хотите понять очевидную вещь , там , где высокая конкуренция с убывающей отдачей (это именно наш случай) "мелкие хозяйчики" просто уже не смогут ничего заработать. Это не возможно. Нужно создавать нормальное , экономически обоснованное фермерское хозяйство! Все остальное — просто медленное умирание.
    Как разумный вариант было бы ограничить поддержку хозяйств с площадью более 100-200 га и прекратить полностью с площадью более 1000га. И на съекономленные (от поддержки более крупных) деньги учить, учить и учить. Лучшим из выученных помогать. Но я это говорю уже лет 10. "И шо это нам дало ?"

    0

    А сохранять сельское население (странный термин) нужно параллельным развитием промышленности ( лучше форм с возрастающей отдачей) . Других вариантов не существует.
    Почему "сохранять" странный ? А Вы население (особенно молодежь) спросили? Оно хочет , чтобы его "сохраняли"?! Или оно хочет жить не хуже, чем в городе (а должно лучше) , развиваться и иметь перспективы ?

    Глебович
    0

    Уважаемый Антон Геннадьевич. Если бы Вы подключились к дискуссии раньше, многих вопросов не было бы. Мы это уже обсуждали.
    С тем, что фермеров мало никто не спорит, фермерство не сформировалось как класс. Реорганизация сельского хозяйства на рубеже восьмидесятых и девяностых годов пошла не по пути просчитанных, постепенных и планомерных реформ, а путем слома советской системы ведения хозяйства. Отсутствие конкуренции и каких-либо законодательных ограничений обусловили вектор развития фермерства как аграрного бизнеса, а не образа жизни.
    О том, что "у нас слишком долго самыми разными способами прореживали всех " слишком" умных и активных", мне ничего не известно. Поясните, о чем речь.
    По поводу размеров крестьянского хозяйства. Небольшое не значит неэффективное. Я уже приводил пример со средними размерами фермерских хозяйств в странах ЕС: Румыния — 3, Греция — 5, Польша и Болгария — 6, Венгрия — 7, Италия — 8 га.
    Больше перспектив для небольших хозяйств у нас имеет специализация на трудоемких направлениях: садоводство, виноградарство, овощеводство и животноводство.
    О том, что господдержку следует сосредоточить именно на крестьянских хозяйствах с площадью до 100 га в благоприятных для сельского хозяйства регионах и до 200 га в неблагоприятных регионах, у нас уже шла речь. Логично распространить ограниченную поддержку на малые предприятия с площадью до 500 га (возможно до 1000 га).
    И очень большое внимание и поддержку нужно оказать начинающим фермерам в плане обучения, сопровождения и финансовой помощи в первые 3-5 лет работы по образцу и подобию Евросоюза.
    Признаюсь, не ожидал услышать такие высказывания от Вас. Интересно, а как отнеслись к этим предложениям Ваши коллеги по крупному бизнесу?

    Антон Пермяков
    0

    Отлично ! Кансэнсус, панЫмашь!
    Это радует!
    Но , «и шо оно нам дало?»
    Но роль развития промышленности осталась не раскрытой 😉
    И это … У нас не крупный бизнес , не надо их смешить 😉

Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля