«Росспецмаш» в конце апреля обратился в правительство РФ с просьбой принять исчерпывающие меры по отмене «дискриминационных условий» для российской сельхозтехники в Казахстане (письмо есть у “Ъ”). Речь, в частности, идет об обязательстве уплачивать утильсбор, хотя техника из дальнего зарубежья освобождена от него. Казахстан — крупнейший экспортный рынок для российской сельхозтехники с объемом поставок около $180 млн в год.
Идея введения сбора в Казахстане была в стимулировании локализации, поясняет вице-президент «Агромашхолдинга KZ» Динара Шукижанова. Предполагалось, что тем, кто производит продукцию в Казахстане, сбор будет возмещаться.
Однако сейчас сбор платят все производители (в том числе местные, которым он на данный момент не возмещается), кроме импортеров из дальнего зарубежья, названных высокоэффективными, поясняет она.
В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) пояснили “Ъ”, что в приказе №95 о введении утильсбора в Казахстане закреплено изъятие, позволяющее не уплачивать его таким иностранным компаниям, как AGCO, John Deere, Case New Holland и ряд других. В Минпромторге РФ говорят, что по итогам совета ЕЭК от 21 февраля было дано поручение просить правительство Казахстана выравнять условия уплаты сбора в срок до 7 мая. В ЕЭК добавляют, что такие поправки подготовлены и находятся на внутригосударственном согласовании.
Как сообщили “Ъ” в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития Казахстана, согласно поправкам, освобождение от уплаты утильсбора получат лишь компании, локализовавшие производство.
Кроме того, «Росспецмаш» жалуется на несправедливое распределение субсидий для новой техники.
Так, для тракторов мощностью 90–130 л. с. производства Казахстана, стран СНГ и КНР субсидии могут быть предоставлены на технику стоимостью не более 9,8 млн тенге, а для моделей из Азии, Европы, Америки — 13,2 млн тенге, поясняют в ЕЭК. Иностранная техника в итоге забирает большую часть субсидий, отмечает Динара Шукижанова.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что Казахстан — один из ключевых экспортных рынков для российской сельхозтехники. Комбайновое и тракторное производство в республике представлено только российскими и белорусскими заводами: «Ростсельмашем» в Кокчетаве, «Гомсельмашем» в Кустанае, МТЗ в Семее. При этом российские производители дискриминируются в наибольшей степени, отмечает господин Бабанский, поскольку 90% техники приобретается через структуру Минсельхоза «Казагрофинанс». Эта компания участвует в программе «Сделано в Беларуси», по которой ставка на лизинг техники составляет от 1% (10% субсидирует Казахстан, 6% — Белоруссия).
Но в ЕЭК заявили “Ъ”, что готовят «системное решение». Предполагается, что если одна из стран Таможенного союза применяет льготу или дает преимущество какому-либо импортному товару, то такие же преимущества должны быть предоставлены аналогичным товарам из стран союза. Сейчас ведется проработка документа экспертами комиссии.