Пандемия коронавируса повлияла на потребительское поведение людей, однако оставила неизменным желание покупать проверенные товары. Какие исследования в этом году планирует провести Роскачество, какие продукты на отечественном рынке считает наиболее проблемными, зачем ведомству Tik-Tok, и какие товары из России больше всего нравятся потребителям в Японии и Китае, в интервью РИА Новости рассказал глава агентства Максим Протасов. Беседовал Антон Мещеряков.
– Какие продукты на российском рынке вы планируете исследовать до конца года?
– В этом году в наших веерных испытаниях будет задействовано более 70 товарных групп. В настоящее время мы проводим масштабное всероссийское исследование полутвердых недорогих сыров. Это действительно проблемная категория: около 28% запросов от потребителей, которые мы получаем на наш портал, в социальные сети и мобильное приложение Роскачества, касаются именно сыров. При этом, согласно нашему опросу, у 84% российских домохозяйств сыр всегда присутствует в холодильнике.
Большое исследование, которое раньше не проводилось, – товары, которые мы покупаем онлайн, а именно продукция категории «фреш». Как показывает статистика нашего Центра изучения потребительского поведения, только в этом году российские потребители втрое чаще стали заказывать продукты через интернет. До пандемии онлайн заказывали в основном продукты длительного хранения и непродовольственные товары – сейчас произошел скачок спроса на «фреш».
10 сентября, 17:35
Но при этом мы отмечаем серьезный рост поступающих жалоб на то, что при доставке не соблюдается температурный режим, по пути товары успевают испортиться. Поэтому Роскачество постарается выявить слабые звенья в цепочке доставок от полок до двери, найти операторов, которые умеют работать с соблюдением всех правил. И еще одна категория онлайн-доставкой, которые мы будем исследовать – готовые блюда. Будем изучать, как обстоит ситуация с микробиологией, насколько сервисы доставок умеют соблюдать требования к хранению и транспортировке.
– В рамках ВЭФ вы общались с японской делегацией, о чем были эти встречи?
– Мы обсуждали обучение российских аграриев и агрономов в области органического сельского хозяйства, а также продвижение российской органической продукции на японский рынок. Уровень потребления органики в этой стране постоянно растет, ее доля в розничном товарообороте Японии уже превышает 15%. У нас есть перспектива занять значимое место на этом рынке, в том числе, благодаря продукции с Дальнего Востока.
– Если мы говорим о рынках товаров и региональных брендах, можно вспомнить много сочетаний регионов Центральной России, Юга или Сибири – но мало дальневосточных. Какие дальневосточные продукты могут получить общероссийскую или даже мировую известность?
– На самом деле, региональных дальневосточных брендов немало, например, рыбная продукция. Тот же камчатский краб. Кроме того, это дикоросы – чаи, травяные сборы, ягоды, грибы. Это мед: Россия входит в пятерку ведущих производителей меда в мире, и Дальний Восток тоже вносит в это свой вклад. Помимо этого, есть много местных брендов кондитерской промышленности. Конечно же, это растениеводческая продукция: наша дальневосточная соя очень высокого качества, она не содержит ГМО, и другие страны готовы на выгодных условиях ее приобретать. Все эти продукты хорошо известны за рубежом, и у дальневосточных производителей есть большой потенциал в развитии экспортных поставок.
– Планируется ли исследование качества дальневосточных продуктов?
– В рамках соглашений о сотрудничестве регионы предлагают нам товары местного производства для исследования. Так, четыре года назад нам было предложено исследовать лососевую икру, и в конце этого года по поручению правительства мы повторно проведем веерные испытания красной икры, включая дальневосточную. Кроме того, в наши исследования попадает и продолжит попадать местный хлеб.
3 сентября, 10:24
Другая категория – рыбные консервы. Мы постоянно ими занимаемся, и сейчас Минсельхоз предложил нам исследовать рыбные консервы из сайры. Продукция дальневосточных производителей также будет участвовать в лабораторных испытаниях. Мы проведем глобальное исследование на предмет фальсификаций в сфере рыбной консервации – это позволит нам понять, существует ли такая проблема, и насколько она масштабна.
– Товары с Дальнего Востока очень любят, например, потребители Китая. А какие конкретно продукты?
– Первое, о чем хочется упомянуть, – продукты, которые обладают российским знаком качества, имеют приоритет на китайском рынке.
– То есть там смотрят на наш государственный знак?
– Да, в Китае его знают и ценят. Сейчас мы проводим дополнительные исследования, чтобы понять, как знак качества влияет на объем продаж таких товаров в Китае. У китайских потребителей уже есть понимание, что российская продукция, маркированная государственным знаком качества, – высококачественная, и это здорово.
9 августа, 08:35
Если вернуться к вашему вопросу, мы видим потребность в российской кондитерской продукции, муке. Еще одна категория товаров – это все виды молочной продукции. И два относительно новых сегмента – российские органические продукты и «зеленая» продукция.
– Мы как раз плавно подошли к теме экологии, которая приобретает сейчас большое значение. Готовы ли россияне, на ваш взгляд, менять свое отношение к потреблению, больше заботясь об экологии?
Деятельность Роскачества должна следовать этой тенденции. Что мы для этого делаем – например, в наши опережающие стандарты, соблюдение которых дает возможность получить российский знак качества, включены положения из стратегии устойчивого развития: сокращение использования лишней упаковки, использование утилизируемой упаковки, минимизация ущерба для окружающей среды, например, при внесении удобрений.
То есть производители, если они хотят заслужить любовь потребителей, стать держателями знака качества и подобным образом увеличить свои продажи, должны соответствовать стандартам, в которые включены принципы устойчивого развития.
19 августа, 11:35
– Другой важный вопрос – климатические изменения. Есть точка зрения, что Россия может от них выиграть. Как подобные изменения могут повлиять на Дальний Восток: можем ли мы начать выращивать здесь, например, виноград и делать вино?
– По иронии судьбы, как раз на ВЭФ при посещении экспериментальных органических полей, которые при поддержке Роскачества открыла Приморская государственная сельскохозяйственная академия, в том числе мы увидели виноград. Действительно, уникальные климатические особенности Дальнего Востока позволят выращивать целый ряд культур – здесь есть и зоны с особым микроклиматом, по сути, отдельные терруары для выращивания органического винограда.
Мы видим, что конкурентное преимущество данного региона – это в том числе возможность выращивания культур, к которым привыкли потребители из Японии, Кореи, Китая, других азиатских стран. На наших чистых почвах уже выращивается, например, японский гибрид тыквы – черная тыква.
– Сейчас экономически активными становятся молодые россияне с совершенно другими потребительскими привычками. Как молодые люди могут изменить потребление товаров и услуг, например, финансовых, в нашей стране?
– Мы утвердили отдельную стратегию «Роскачество и поколение Z». Действительно, современные молодые люди воспринимают другую подачу информации. И нам необходимо понимать, во-первых, какая именно информация им нужна, а во-вторых, подавать ее им соответствующим образом.
Молодое поколение больше интересуется цифровыми товарами и сервисами: это мобильные и банковские приложения, сервисы онлайн-покупок, а также здоровое питание. Важную роль приобретают новые каналы коммуникации с аудиторией: социальные сети, мессенджеры, различные развлекательные приложения, например, TikTok. Длинные детальные тексты, рассказывающие в подробностях о результатах исследований, этим поколением уже менее востребованы, мы рассказываем им о мире товаров и даем потребительские рекомендации короткими постами в соцсетях и видеороликами.
Сейчас мы с Банком России также обсуждаем возможность запуска исследований качества и рейтингования финансовых услуг, и, что очень важно – начало работы по повышению финансовой грамотности. Роскачество уже построило потребительский навигатор на рынке товаров народного потребления и стало советчиком и «домашним доктором» потребителя, возможно наступило время и финансового сектора. Это очень актуальные вопросы для всех, в том числе для молодых россиян.
– Другая такая тема – кибербезопасность, устранение мошеннических схем в интернете. Какие проекты есть у вас в данной сфере?
– Мы активно взаимодействуем с российскими интернет-компаниями. Например, в ходе одного из недавних исследований выявили мошеннических ботов в социальных сетях, и коллеги из крупнейшей российской соцсети оперативно отреагировали на эту информацию, заблокировав ботов и организовав масштабную проверку.
Сейчас мы получили поручение Минцифры по глубокому исследованию сервисов видеоконференцсвязи, как российских, так и международных, включая Zoom и Skype. Мы детально проверим и качество связи, и безопасности сервисов, и пути использования информации, которую пользователи предоставляют.
9 августа, 03:18
Россиянам рассказали, какой подвох скрывает в себе кассовый чек
Наконец, мы рассматриваем возможность запуска в пилотном режиме сертификации доверенных интернет-магазинов, то, что за рубежом называется trusted shops. Например, в последнее время очень много жалоб от россиян поступает на онлайн-магазины, которые продают театральные билеты: появилось много мошеннических площадок, которые на самом деле не продают билеты. Вполне возможно, что также будем запускать в России систему сертификации, которая будет подтверждать, что тот или иной онлайн-магазин проверен нашими экспертами, ему можно доверять.
– Интернет-ритейлеры в инициативном порядке готовы участвовать в пилотном проекте?
– Мы провели переговоры с Ассоциацией компанией интернет-торговли, коллеги очень поддерживают данный проект, если он будет реализован. Кроме того, обсуждаем проект с коллегами из Минпромторга и Минцифры.