Министр сельского хозяйства Николай Федоров намерен добиваться от государства дофинансирования АПК в размере 42,2 млрд руб. только в рамках весенней корректировки бюджета, пишет «КоммерсантЪ».
Об этом он заявил на совещании у Дмитрия Медведева «О ситуации на рынке зерна и подготовке к весеннему севу». Минфин, в июле прошлого года на 40% урезавший финансирование госпрограммы развития АПК до 2020 года, пока запросил у Минсельхоза детальное обоснование новых расходов в увязке с госпрограммой — однако профильный вице-премьер Аркадий Дворкович запрос Минсельхоза фактически поддержал.
Описание своих финансовых аппетитов Николай Федоров начал с малого, для начала назвав цифру 15 млрд руб., необходимых животноводам для компенсации части затрат на производство молока, мяса и яиц. Свою просьбу министр объяснил засухой, которая привела к низкому урожаю зерна и высоким ценам на корма. Когда почти все присутствовавшие на совещании у премьера согласно покивали головами, он добавил еще 7,2 млрд руб. на субсидирование краткосрочных кредитов для проведения весеннего сева. И здесь аргументация господина Федорова была железной: средства необходимы, чтобы не сорвать посевную и выйти на запланированный урожай в размере 95 млн тонн.
Не услышав возражений, министр продолжил, предложив дополнительно направить на погектарные выплаты 5 млрд руб. (госпрограммой развития АПК уже предусмотрено 15,2 млрд руб.), 10 млрд руб.— на субсидирование инвесткредитов для технологической модернизации АПК и еще 5 млрд руб.— на покрытие не выполненных в прошлом году федеральных обязательств по субсидированию кредитов. Общую цифру своих финансовых требований Николай Федоров не оглашал, ее подсчитал Дмитрий Медведев, все это время скрупулезно фиксировавший «ценовые предложения» главы Минсельхоза. «Правильно я понимаю, что 15 млрд руб.— на корма, 15 млрд руб.— на погектарную поддержку?» — уточнил премьер. «С разбивкой — да»,— подтвердил господин Федоров. «Итого 42 млрд руб.,— сосредоточенно произнес премьер.— Спасибо. Я услышал».
Впрочем, то, что речь идет о выделении дополнительных 42 млрд руб., не предусмотренных бюджетом ни в какой форме, услышал и оценил не только Дмитрий Медведев. Присутствовавший на совещании заместитель министра финансов Андрей Иванов дал это понять в отведенные ему для выступления пять минут. «Мы в сложной ситуации, поскольку заявлены дополнительные бюджетные ассигнования»,— сразу обозначил он свою позицию. Далее представитель Минфина добавил, что в Минфине уже лежат заявки от Минсельхоза на дополнительные 10 млрд руб. для Росагролизинга и еще на 40 млрд руб.— на докапитализацию Россельхозбанка. «Согласившись с этими требованиями, мы создадим прецедент. До этого ни одна отрасль не дофинансировалась в объеме почти 50% от запланированного бюджетом»,— заявил Андрей Иванов. Контраргументы Минфина Дмитрий Медведев тоже услышал. Напомним, на финансирование госпрограммы развития АПК на 2013 год за счет бюджета предусмотрено 158,9 млрд руб.— и запрошенные Минсельхозом 90 млрд руб. действительно превышают 50% этой суммы.
Судя по всему, к совещанию глава Минсельхоза готовился последние полгода. Как уже сообщал «Ъ» (см. «Ъ» от 16 июля 2012 года), летом 2012 года на аналогичном совещании Минфин на 40% урезал общее финансирование госпрограммы развития АПК, на реализацию которой до 2020 года только вступивший в должность министра Николай Федоров просил 2,5 трлн руб. В итоге госпрограмму «уценили» до 1,5 трлн руб. Если разделить дисконт Минфина на годовое финансирование АПК до 2020 года, то в 2013 году на аграриев государство должно было потратить на 105,9 млрд руб. больше. Эта цифра вполне сравнима с объемом сверхбюджетного финансирования в объеме 90 млрд руб., которая была оглашена в ходе совещания.
И судя по реакции Дмитрия Медведева и Аркадия Дворковича, эти средства Минфину придется изыскивать. Выделение дополнительных средств Россельхозбанку уже одобрено, а просьбу Николая Федорова о новых 42 млрд руб. вице-премьер Аркадий Дворкович скорректировал до 40 млрд руб. и в целом согласился. Дмитрий Медведев, подводя итоги совещания, отметил: «Государство только настраивает этот механизм (имеются в виду новые схемы господдержки, предусмотренные в рамках госпрограммы.— «Ъ»), и мы должны таким образом компенсировать недостающее, чтобы это не сказалось на результатах». И поручил подготовить соответствующие предложения в трехдневный срок.
Читаешь и возникает чувство досады и разочарования, опять эти господа ведут нас не в ту сторону.
Снова выделяются большие деньги и тратятся куда угодно только не крестьянам.
Из 40 млрд. планируют полько 5 на погектарную субсидию то есть на компенсацию удобрений и ГСМ.
У нас нет сейчас проблемы важнее удобрений и ГСМ, однако Федоров находит что то для него поважнее- оказывается кто то (непонятно кто животноводы или переработчики) набрал кредитов, долгов, а щедрое государство в лице минсельхоза подрядилось платить проценты за эти долги.
На это и уходит большая часть добавленной суммы:
«»7,2 млрд руб. на субсидирование краткосрочных кредитов для проведения весеннего сева.»
«10 млрд руб.— на субсидирование инвесткредитов»
» еще 5 млрд руб.— на покрытие не выполненных в прошлом году федеральных обязательств по субсидированию кредитов. «
В общем вся дополнительная «помощь» в основном уходит на проценты по долгам непонятно чьим и за что.
Но самое интересное как считает Медведев:
«Не услышав возражений, министр продолжил, предложив дополнительно направить на погектарные выплаты 5 млрд руб.»
«Правильно я понимаю, что 15 млрд руб.— на погектарную поддержку?» — уточнил премьер. «С разбивкой — да»,— подтвердил господин Федоров.
Вообще-то краткосрочные кредиты для весеннего сева, они как раз для крестьян. Или я чего-то не понимаю, или в любом случае шпицвегу нужно поворчать.
разъсненения для shkilf 100, шпицвег прав по сути проблемы: когда субсидируются кредиты, то конечным получателем субсидий является банк, хотя крестьянину выгодно получить более дешевый кредит, но несправедливость заключается в том, что если крестьянин не берет кредит, а обходится своими средствами ему и поддержка государства не достается. Прямая поддержка селян это когда субсидии выплачиваются ему напрямую, так вот в испрашиваемом дополнительном финансировании на такую поддержку планируется потратить всего 5 миллиардов рублей из 40 миллиардов рублей. Хотя должен Вам заметить, что это пока дележ шкуры неубитого медведь. Все мы прекрасно понимаем, что Минфину плевать на сельское хозяйство России, поэтому если и выделять дополнительные деньги, то не те на которые расчитывает минсельхоз.
shkil100 конечно кредиты для весеннего сева.
Но 7 млрд идут не на кредиты, а на проценты по ним!
А подумайте, а что разве нельзя взять кредиты для весеннего сева просто так, без субсидирования процентной ставки?
Эти 7 млрд совершенно никак не влияют на то — сможете вы взять кредит или нет.
Просто в случае если вы возьмете кредит (если вам дадут)и уплатите за него 10 процентов годовых, то когда нибудь (может к осени) гипотетически в случае оформления вами пакета документов и вашего соответствия, вам вернут 4 % из уплаченных вами 10%.
Скажите откровенно — эти 4% для вас крайне важны? без них вы разоритесь? если так, если 4% делают ваш бизнес убыточным, то займитесь другим делом. Если вы берете кредит на посевную на пол года миллион рублей, то государство за пол года компесирует вам из 4% годовых половину(за пол года) -2% то есть 20 тысяч рублей. Так подумайте зачем вам этот миллионный кредит и этот бизнес если вы не сможете прожить без субсидии 20 тыс руб.
В общем этими 7 млрд руб.государство помогает нищим, которые не могут потянуть лишние 4 процента годовых, и никак не помогает нормальным обычным хозяйствам, чем в свою очередь тоже загоняет их в нищету.
С другой стороны эти кредиты в основном пойдут на закупку ГСМ и удобрений, так не проще ли направить эти 7 млрд сразу на погектарное субсидирование, которое и предназначено для компенсации затрат на эти ресурсы.
Шпицвег и Елецкий фермер, поддерживаю. Не все пользуются кредитами и приобретением техники через лизинговые компании. Выделяемые средства в распыленном виде невозможно контролировать, что порождает для с/х- производителя многие беды. Погектарные выплаты имеют преимущество, выделенные средства достаются всем и контроль над ними очень прост. «Распил, откат» в округе, области, районе, попросту становится невозможен.
Блажен кто верует, тепло ему на свете! Согласен, что помощь у нас то банкам, то ж.д., то нефтяникам вместо крестьян. Но согласитесь и вы, что, т.н. «погектарная помощь», скорее всего, уйдет им же, в том числе на те 40 млн. гектар которые не обрабатываются. И которые, скорее всего купили или тут же купят они же. Во всяком случае крестьянин из какого-нибудь Поволжья или Урала в этой очереди явно не первый.
Шкил100 На 40 млн гектар котрые не обрабатываются ничего не уйдет!
«Погектарная помощь» пойдет на ГЕКТАР ПОСЕВА, а не на гектар пустой земли. При этом гектар посева должен быть надлежаще зарегистрирован в Росреестре., и с него должны платиться налоги. А пользователь земли должен выполнить кучу условий что бы СООТВЕТСТВОВАТЬ чему то там, что неизвестно что еще для нас выдумают………..
шпицвегу. Поправлю: ДОЛЖНА пойти на ГЕКТАР ПОСЕВА. А вот куда уйдет большой вопрос… вернее его нет, мы точно знаем, что тому кто на земле работает позже всех!
По такому сложному вопросу Крестьянским Ведомостям следовало бы публиковать стенограмму в разделе документы.
http://www.government.ru/stens/22667/
Вот из стенограммы видно кто как собирается нам помогать:
Д.Медведев: Спасибо. Правильно я понимаю, что 15млрд – на погектарную поддержку?
Н.Фёдоров: Я прошу на погектарную поддержку не 15 млрд дополнительно, а 5 млрд на погектарную поддержку, а 10 млрд дать на инвестиционные кредиты для технической и технологической модернизации.
А.Дворкович: Последнее по дополнительным потребностям. С моей точки зрения, это было понятно с самого начала. Объём несвязанной поддержки занижен по сравнению с тем уровнем, который у нас установился прежде, и дополнительные средства были нужны в любом случае. Вопрос был только — в каком объёме. Минсельхоз называет цифру 5 млрд рублей, по моим оценкам – до 10 млрд рублей. И это более важно, чем, может быть, инвесткредиты: именно сейчас, именно в моменте, что называется.
Министр Федоров не может внятно обьяснить премьеру что он хочеть сказать,хорошо хоть рядом Дворкович обьяснил премьеру,что министр хочеть сказать и добавил что и это мало,благодаря Дворковичу не ввели ограничения на экспорт пшеницы и у кого зерно осталась,хоть заработали и премьеру надо было слушаться Дворковича,а не горе министра который уже врет ,обещая 95 млн.тонн зерна,максимум при таком отношении к сельхозникам 60 млн.тонн.,10% хозяйств только могут себе позволитьработать по технологии и покупать удобрения,дизтопливо в нужнем количестве.
Андрей там текст идет не подряд, речь Дворковича через несколько выступающих, однако смысла не меняет.
Уважаемые участники дискуссии, братья по крови! Как же вы не обращаете внимание, что впервые за последние годы профильный вице-премьер и министр сельского хозяйства не «бодаются», а работают в одном стиле, дополняя друг-друга. Это же поддерживать надо, подсказывать, может быть, если они оба где-то «не догоняют». Но использовать лексику «врет» и т.п. — не комильфо. Учтите, что у Федорова и Дворковича расстрельная ситуация, поскольку они получили бразды управления АПК после вступления в ВТО. В таких условиях еще никто не работал, нет практики. И гениев тоже нет. Кстати, о 95 миллионах тонн. Если удастся пройти между решением об импорте зерна и запретом на его экспорт, как по лезвию бритвы, хлеборобы почувствуют, что их уважают и не обманут как в 2010 году. При таких ценах денег заработали немало, захочется еще. Кто-то , безусловно, разорится. Кому 4 процента, как говорилось, свет в окошке. Но таковых уже мало. Естетственный отбор — штука жесткая, но справедливая. При тонком регулировании политики субсидий со стороны государства, чтобы процесс не ускорять до обвала.