Африканский континент является важным рынком сбыта российской аграрной продукции. По итогам прошлого года на государства Африки пришлось 12% всего объема аграрного экспорта России. В том числе пшеницы отгружено 11,9 млн тонн на сумму 3,3 млрд долл., подсолнечного масла – 244 тыс. тонн на 318 млн долл., соевого масла – 223 тыс. тонн на 260 млн долл., ячменя – 944 тыс. тонн на 231 млн долл.
Высокую динамику демонстрирует российский экспорт мясной продукции: за период 2017-2021 годов поставки в Африку выросли в 13 раз в физическом выражении (до 25 тыс. тонн) и в 19 раз в стоимостном (до 38 млн долл.). Несмотря на специфику африканского рынка, российские компании активно его осваивают, поступательно расширяя ассортимент поставляемых продуктов питания.
Значительная часть российского экспорта приходится на страны Северной Африки по причине удобной логистики, налаженных связей с сетями дистрибуции и высокой степени европеизации потребления. «В настоящий момент основной фокус российских компаний-экспортеров – обеспечение устойчивых растущих объемов поставок в страны Северной Африки. В то же время есть государства Восточной, Западной, Южной и Центральной Африки, которые сейчас мало развиты в качестве торговых направлений, но крайне интересны своим потенциалом», – отмечает директор практики по оказанию консультационных услуг компании «Технологии доверия» Николай Ланцев.
Для расширения присутствия российской продукции «Агроэкспортом» совместно с PwC в России (в настоящее время «Технологии доверия»), отраслевым и экспертным сообществом разработана Концепция развития экспорта российской продукции АПК основных сегментов рынка (зерновые, молочные, масложировые, мясные и кондитерские продукты) на перспективные рынки стран Африки. Цель проекта – подготовка практико-ориентированной модели наращивания поставок и повышения конкурентоспособности российской продукции АПК.
В качестве целевых рынков в концепции выбраны 9 государств – Тунис, Эфиопия, Кения, Маврикий, ЮАР, Ангола, Камерун, Нигерия и Гана. На эти страны приходится 40% населения континента и треть всего африканского импорта продукции АПК. На территории 9 государств проживает около 96 млн человек, которые являются потенциальными целевыми потребителями импортной продукции. Общий объем ввоза агропродукции в эти страны, по данным ITC Trade Map, в 2021 году составил почти 33 млрд долл.*
Так, на рынках целевых стран Африки конкурентоспособно и уже востребовано российское зерно. Одновременно зерновые культуры обладают высоким потенциалом в связи с ожидаемым увеличением их закупок. В 2020 году потребление зерна в целевых странах составляло 192 кг/чел., что на 210% ниже показателя стран ЕС. В связи с ростом населения и ограниченными возможностями увеличения внутреннего производства за период с 2021 по 2030 год ожидается рост импорта зерна на 8 млн тонн. Только в Нигерии и Кении за последние 5 лет рост хлебопекарного рынка составлял в среднем 38% в год.
В то же время спецификой данного сегмента в целевых странах является высокая степень государственного регулирования. «Россия – один из самых конкурентных поставщиков зерна на целевые рынки с точки зрения цены, однако уступает своим конкурентам с точки зрения торгово-экономических связей. Поэтому среди главных задач – внедрение политико-дипломатических мер, активное налаживание коммуникации на государственном уровне, а также маркетинговая и информационная поддержка российских поставщиков. Если сейчас основным способом поставки зерна является продажа международным трейдерам, то при поддержке государства крупные экспортеры в дальнейшем могут быть заинтересованы в повышении маржинальности за счет самостоятельной работы с покупателями на перспективных рынках», – акцентирует Ланцев.
Другим стратегическим направлением является углубление сотрудничества в области торговли масложировой продукцией, в первую очередь растительными маслами. С 2016 года импорт масла в целевых странах рос вдвое быстрее, чем агроимпорт в целом, а к 2025 году объем продаж масла в целевые страны вырастет еще на 67%. «Сейчас более 70% физического объема импорта приходится на пальмовое масло за счет его доступности, однако со временем эта ситуация будет меняться. Среди стран, требующих особого внимания, – ЮАР, где уже сегодня потребляется значительный объем подсолнечного масла, Тунис с традициями потребления соевого масла, а также Эфиопия, Камерун, Кения и Гана, где ожидаются структурные изменения потребления масел по мере роста платежеспособного спроса», – рассказал директор практики по оказанию услуг государственным органам и общественному сектору компании «Технологии доверия» Константин Тихомиров. В качестве сбалансированного варианта выхода на новый рынок в Африке в концепции предложено прямое взаимодействие с местными перерабатывающими предприятиями с учетом того, что основные российские экспортеры – достаточно крупные компании.
По мясной продукции основным каналом сбыта в африканские страны является продажа трейдерским компаниям. Исследуемые страны Африки суммарно импортируют свыше 1,3 млн тонн мясной продукции в год, и, по оценкам, 70-85% импортного мяса всех видов, ввозимого в страны Африки, поставляется через контракты трейдеров и впоследствии реализуется на рынках и в небольших частных магазинах. Лидеры по объему импортных закупок – ЮАР, Гана и Ангола. «По оценке аналитиков, ожидается увеличение потребления мясной продукции во многих странах африканского континента. И хотя основной рост будет приходиться на мясо птицы как наиболее доступное и технологичное, органический рост будет наблюдаться и по всем другим видам мяса. Поэтому российским компаниям следует рассматривать Африку как рынок долгосрочного присутствия и развития», – обращает внимание исполнительный директор «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев. По оценкам, потенциал поставок мясной продукции из России в приоритетные страны Африки к 2030 году составляет 148 тыс. тонн.
Не реализован потенциал по экспорту российской молочной продукции в Африку. Первым продуктом, стабильные поставки которого из России удалось наладить и активно развивать, стало мороженое. Однако значительные возможности открываются для отгрузок сухого молока, сыворотки, сыров и сливочного масла. По прогнозам, если в 2019 году дефицит молока в Африке оценивался в 8,9 млн тонн, то в 2025 году он составит 12,9 млн тонн, а в 2030 году достигнет 17 млн тонн в молочном эквиваленте. Уже сегодня страны Африки импортируют молочной продукции на сумму 4,8 млрд долл., и целевые страны входят в топ-20 африканских импортеров.
Кондитерских изделий в целевых странах потребляется в объеме 4,6 млрд долл. в год, а ежегодный импорт этих государств за 2016-2020 годы в среднем составлял 614 млн долл. Самый популярный вид – сладкое печенье, которое зачастую используется населением в качестве обеденного перекуса, также в число ведущих товарных групп входят шоколадные конфеты и кондитерские изделия из сахара. Объем потребления готовой пищевой продукции в целевых странах превышает 29 млрд долл. в год, в числе товаров-лидеров – холодные безалкогольные напитки, растворимый кофе и чай, соусы, готовые мясные и морепродукты. Для долгосрочного присутствия в Африке оптимальным сценарием является локализация производства под потребности рынка, а приоритетными странами для такого сценария определены ЮАР, Гана и Кения. «У потребителей явно выражено доверие «местным» продуктам, – поясняет Тихомиров. – Поэтому значительная часть импортируемой продукции подвергается переработке на месте. Среди вариантов – ввоз ингредиентов для локализованного производства более сложной продукции или упаковка готовой продукции в различных форматах на африканских заводах».
«Африканский континент – интересное и перспективное направление для развития российского экспорта продовольствия. Однако при работе на данном рынке важно учитывать ряд факторов: сильные различия по уровню благосостояния населения, политическую нестабильность в ряде стран, госрегулирование цен на ряд товаров и т.д. Материалы концепции могут помочь российскому бизнесу определить приоритетные страны для организации поставок и выбрать фокусный ассортимент с учетом особенностей рынка», – подчеркивает руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов.