Куда исчезает вода из Каспийского моря?

Четверг, 01 февраля 2024, 13:54

Целый ряд западных политиков и ученых продолжает утверждать: в том, что довольно быстро мелеет Каспийское море, а вслед за этим разоряются некогда процветавшие хозяйства в прибрежных регионах, страдают миллионы людей, — виновата Москва.

В 1960-х годах в районе плато Устюрт, заявляют на Западе, по приказу Кремля проводились ядерные испытания, в результате — вода по подземным коридорам начала «уходить» в образовавшиеся пустоты, а оттуда по трещинам под горами — в Черное и Средиземное моря.

Можно ли относиться к подобным утверждениям серьезно, или это — очередной треп? Тогда, почему уровень воды на Каспии сегодня находится на 28 метров ниже уровня Мирового океана?

С этими и другими вопросами «Кестьянские ведомости» обратились к Филиппу Сапожникову, ведущему научному сотруднику Института океанологии РАН, хорошо знакомому с проблемами Каспийского моря. Вот, что он рассказал:

— Западники вначале утверждали, что под плато Устюрт, расположенном между Аралом и Каспием, якобы был заложен и взорван ядерный заряд. В результате — аральская вода «ушла» в Каспий по образовавшимся трещинам в породе. Однако хорошо известно, что сам Арал высох в основном по причине бесхозяйственности и приписок чиновников на местах, которые носили массовый характер в сельском хозяйстве республик советской Средней Азии. В Москву направлялись отчеты типа: «У нас все в порядке. Мы собрали невиданный урожай хлопка, пшеницы и винограда». А в это время вода из Амударьи и Сырдарьи и других рек, которые впадают в эти крупные водные артерии Центральной Азии, уходила в каналы и оросительные системы, бесцельно заливая огромные хлопковые поля  и виноградники. А нещадно палящее Солнце доделывало свое «черное дело» – вода быстро испарялась. В последние десятилетия в комплексе сыграли фактор изменения климата и Кокаральская дамба, с 2005 года обеспечившая живучесть Малому Аралу (к северу) и фактически похоронившая акватории Большого Арала (к югу). Удалось спасти хотя бы Малый Арал – как ландшафтообразующий и рыбохозяйственный водоем.

Между тем, придерживаясь исторической точности, отметим, что на плато Устюрт и в самом деле были проведены подземные ядерные взрывы. И на территории Мангистауской области Казахстана их произошло целых три, в 1969-1970 годах: в районе полуострова Мангышлак, в урочищах Актоты, Мулькаман и Киндикти. Они находятся на плато Устюрт в 290 км от Актау, 160 км от поселка Новый Узень, 220 км от поселка Сай-Утес, 105 км от станции Устюрт. Постоянных населенных пунктов здесь нет и не было в обозримом прошлом.

Согласно намеченным планам, провальные воронки после взрывов должны были заполниться водой из неохваченных ранее водоносных горизонтов на участке, где были расположены боевые скважины. Так могли бы сформироваться новые резервуары для воды, так необходимой для сельхоз-нужд в этих засушливых местах.

Однако реальность оказалась иной. Воронки вышли сильно меньше ожидаемых. Их дно заполнялось только талыми водами на короткое время по весне, и затем пересыхало. Влажная почва обращалась растрескавшимся такыром. Зато возникла теоретическая опасность заражения упомянутых вод радионуклидами.

Оценки последствий взрывов на полуострове Мангышлак показали, что радиус распространения радионуклидов по подземным водоносным горизонтам может составить около 400 м от центра взрыва, а с учетом свойств глинистых пород — около 110 м. В апреле 2004 года специалисты из  Национального ядерного центра Республики Казахстан и Института радиационной безопасности и экологии вновь провели изучение последствий мангышлакских взрывов. Результаты изысканий на территориях упомянутых районов показали, что применение здесь ядерно-взрывных технологий в народнохозяйственных целях не стало причиной для серьезных радиоэкологических последствий. Специалисты утверждают, что реальной опасности для сельчан, проживающих неподалеку, нет. Радиационная обстановка в населенных пунктах нормальная, содержание в воде и растениях радионуклидов техногенного происхождения не превышает норму.

— А как быть с утверждениями о том, что под плато Устюрт есть некие сообщающиеся резервуары, через которые вода из Каспия уходит в Черное в Средиземное моря?

— Если смотреть на спутниковые снимки, на результаты сейсморазведки, то все дно Большого Арала и десятилетия назад, и сегодня – это сплошные пески, илы, глины и соляные кристаллические корки. Никаких отверстий, которые могли бы уводить аральскую воду куда-то в глубину, под Устюрт, не существует, — отметил Филипп Сапожников.

Хотя еще с древних времен известно, что под плато Устюрт действительно находится целая подземная система извилистых сообщающихся карстовых пещер, заполненных водой. Некоторые из них расположены на глубине нескольких сотен метров от поверхности плато. В них ведут древние колодцы, из которых с помощью простых веревок и ведер люди издревле добывали воду, в том числе для того, чтобы поить отары.

— Мы, сотрудники Института океанологии, в научных экспедициях видели такие колодцы, бросали в них камни. Они летели достаточно долго. Звуки эха от ударов об воду были очень сильными.

Что касается предположений о том, что Каспий мелеет, поскольку «щедро делится» своей водой со Средиземным морем, то и здесь необходимо трезво посмотреть на вещи и явления. Уровень Каспия в последние 5 тысячелетий располагался ниже уровня вод Черного и Средиземного морей. Поэтому, даже допуская возможность перетока воды под складчатыми горными породами Кавказа и, далее, под полуостровом Малая Азия – пускай по трещинам и карстовым пещерам – мы получим обратный эффект: наполняться будет котловина Каспия. К тому же, более солёной водой.

— Надо ли верить утверждениям о том, что уровень воды на Каспии сегодня находится почти на 29 метров ниже уровня Мирового океана?

— В первую очередь отметим, что колебания уровня Каспия происходили многократно. Я должен сказать, что только за ХХ век уровень менялся периодами и разнонаправленно. И уже опускался до критической отметки — в 29 м в 1977 году. Затем, начиная с 1978 и по 1995 годы, происходил подъём воды, и в конце этого этапа уровень достиг отметки в 26,62 м. Средняя интенсивность подъема воды составляла около 14 см в год, а в отдельные годы – до 36 см. В 1995 году повышение уровня моря замедлилось, а начиная с 2006 года море снова пустилось в отступление, обнажая берега.  

— Куда же исчезает вода из Каспийского моря, если из него не вытекает ни одной реки?

— Каспийское море является, по сути,  мореозером, не связанным с Мировым океаном. Зато в него впадает более 100 рек, крупнейшими из которых являются Волга, Урал, Дарвагчай, Самур, Рубас, Сулак, Кура т др.

Возьмем Волгу. Ее среднегодовой водосток, по подсчетам ученых, ещё недавно составлял порядка 224 куб. км. Тем не менее, год за годом Каспийское море не наполняется, а усыхает и становится все меньше и меньше. Более того, уровень воды в Каспийском море, по прогнозам гидрологов, к 2100 году может опуститься на 9-18 метров. Хотя пока что это только одна из наиболее критических моделей будущего.

Другими словами, Каспий, разделяющий границы России, Казахстана, Туркменистана и Ирана, может потерять площадь акватории, соизмеримую с Португалией.

Согласно этим прогнозам, в результате происходящих изменений Баку уже не будет портом, залив Кара-Богаз-Гол исчезнет, а в северной части моря вода освободит огромные площади суши.

Российские, голландские и немецкие исследователи доказали, что скорость высыхания Каспия ускорилась до более 10 сантиметров в год — и в ближайшие десятилетия, вполне возможно, продолжит набирать темп.

Считается, что состояние Каспия сегодня зависит от трех основных факторов. Первым является вклад реки Волги, которая обеспечивает 90% водного объема Каспийского моря; вторым — зимнее количество осадков, а третьим и наиболее важным — изменение температуры на Земле и, как следствие, интенсивность испарения воды.

Ученые также считают, что море, не имеющее связи с океаном, может терять воду из-за испарений на фоне большей зависимости от осадков. А осадков этих в последние годы немного, да и температура летом стала повыше. К тому же, из-за общего потепления климата в регионе, северная часть моря перестаёт замерзать по зиме – и ничто не мешает воде продолжать испаряться в это время, особенно на фоне зимних штормов.

— Но ведь не секрет, что Волга и Урал тоже начали мелеть.

— Уровень воды в реке Волге – главной питающей артерии — прошедшей осенью действительно оказался очень низким. К концу октября запасы гидроресурсов в водохранилищах Волжско-Камского каскада оказались на 29% ниже среднегодовых значений. Обмеление реки может сказаться на обстоятельствах жизни для более 80 миллионов человек.

За последние 100 лет наблюдались как очень влажные, так и очень сухие годы, говорят эксперты. Статистика показывает, что с 2008 года в бассейне Волги наступил период преобладания так называемых «низководных лет». И это, по сути, тоже действие климатического фактора.
Налицо картина новейшего времени: в 2021 году объем стока реки составил 208 куб. км, в 2022 году — 212 куб. км, в 2023 – около 213 куб. км – во всех  случаях это сильно ниже нормы, которая составляет 238 куб. км.

Проблема также связана с понижением уровня Каспия, что  привело к увеличению скорости стока Волги в Каспийское море.
Эксперты считают, что понижение уровня воды в Волге было предсказуемым. Важно понимать, что понижение уровня водохранилищ, которые питают Волгу, является естественным процессом. Тем более, не секрет, что система водохранилищ на Волге была создана в 1960-е годы. Это технические сооружения, которые имеют ограниченный срок эксплуатации. Уменьшение уровня воды — это еще не глобальная катастрофа. Проблему можно скорректировать, однако необходимо заниматься эффективным прогнозированием, решать вопросы регулирования и перераспределения стока, а также улучшать условия для рыбохозяйственной деятельности.

Поступление воды в Волгу задерживают и плотины, которых достаточно много в верховьях рек, а собранная ими вода также испаряется в атмосферу. Водохранилища способствуют и тому, что дно реки заиливается и многие донные родники, из которых вода поступает в Волгу, исчезают.

— Какой ущерб может нанести хозяйствам стран региона обмеление Каспийского моря?

-Это будет весьма обширный ущерб, и проявится он как следствие трех основных процессов: изменения очертаний береговой линии, осушки дна и перестройки водной экосистемы в прибрежных районах. Море уйдет от портов и терминалов, прорежутся новые мели и острова, изменится структура течений на новых мелководьях, на обнажившихся участках пойдут эрозионные процессы, а ускоренные модификации водных сообществ приведут к сокращению морских биоресурсов, традиционно добываемых в регионе. К тому же, на обширных акваториях придётся сильней углублять фарватеры, а возможно и менять пути артерий водного транспорта, возводить новые гидротехнические сооружения, защищать берега от штормовых нагонов.

Автор: Геннадий Чародеев, международный обозреватель «Крестьянских ведомостей»

 
Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля