Информация еще не вошла в число приоритетных факторов развития российского АПК. Об этом лишний раз напомнила международная научно-практическая конференция, которая состоялась 30-31 октября в Москве в рамках традиционных, 17-х по счету Никоновских чтений.
Обычно на пленарных заседаниях этих ежегодных авторитетных собраний агроэкономистов большой актовый зал Тимирязевской академии бывает забит до отказа. Но на этот раз – кстати говоря, проходили 17-е по счету Никоновские чтения – большое помещение не было заполнено и наполовину. После открытия дискуссии Станиславом Сиптицем, директором ВИАПИ имени А.А.Никонова, на заседании не проявились, как было раньше, именитые участники из числа губернаторов, руководителей аграрных комитетов Госдумы и Совета Федерации, крупных агропроизводственных бизнес-структур.
Видимо многие посчитали заявленную тему конференции: «Информатизация в агропромышленном комплексе: состояние, тенденции, перспективы» неинтересной либо излишне академичной. Между тем, информатизация – не как потоп информаций, по выражению одного из докладчиков, проректора Тимирязевки, доктора экономических наук Алексея Голубева, а как поток крайне необходимых потребителям продуктивных знаний – может стать мощной созидательной силой.
Эту закономерность показал выступивший на конференции доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра аграрных проблем Института США и Канады Борис Черняков (в ближайшее время сайт AgroNews.ru намерен подробно познакомить с этой точкой зрения). Он показал, как система государственной власти и бизнеса, кооперации, общественных активистов в Соединенных Штатах направлена на всестороннее информационное обслуживание фермеров, инновационное развитие фермерских хозяйств.
По образному выражению ученого, сегодня американские фермеры имеют огромный выбор источников информации: телевидение, радио, интернет, электронные и спутниковые информационные системы, почтовые рассылки, сельхозшоу и выставки, встречи, семинары, сельскохозяйственная пресса, сотрудники кооперативных организаций, представители агробизнеса, частные и государственные консультанты, соседи, местные ветеринарные службы… Все они образуют систему информационного обеспечения аграрного сектора, позволяющего американскому земледельцу постоянно быть в курсе ситуации на отечественном и мировом рынке, последних достижений науки и техники, прогнозов погоды природной, финансовой, конъюнктурной.
Результат?
За океаном, в том числе и нынче, не без засух, тем не менее, доходность фермерских хозяйств имеет «повышательный тренд». А год будущий, как ожидает Б. Черняков, будет рекордным и по урожайности, и по продуктивности, и по финансовой состоятельности американских фермеров.
Сравните это с информационным голодом, в котором оказывается российский сельхозпроизводитель из сферы АПК, особенно фермер. Да, как отмечал в приветственном слове на конференции статс-секретарь, замминистра сельского хозяйства России, академик Россельхозакадемии Александр Петриков, за последние годы созданы нормативно-правовые предпосылки для информатизации. Есть специальная статья в принятом в 2007 году федеральном законе о развитии сельского хозяйства. Пятый год подряд Минсельхозом РФ реализуется программа создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства. Сформировано или формируются несколько централизованных баз данных, в том числе по сельхозорганизациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, бюджетополучателям.
Но как признал А.Петриков, пока и само министерство недостаточно эффективно использует накопленную информацию. И получилось так, что к этим базам данных получила недостаточный доступ аграрная экономическая наука. Есть шанс отрегулировать эту проблему в ходе заключения соглашении между МСХ и Россельхозакадемией по научному сопровождению новой государственной программы развития села до 2020 года.
Выступивший на пленарном заседании ректор РГАУ-МСХА, академик Россельхозакадемии Владимир Баутин обратил, в частности, внимание на такую сторону дела, как освоение научно-технических достижений на практике. Речь о развитии информационно-консультационного обеспечения АПК. Действительно, в свое время при участии зарубежных специалистов эта работа началась довольно громко. На ее создание были отпущены (и успешно освоены) совсем не маленькие государственные деньги – счет шел не на миллионы американских долларов, а на десятки!
Но где ее зримые результаты?
В прежней госпрограмме существовал раздел об информационно-консультационной работе – в госпрограмме на 2013 — 2020 гг. его нет. Может, структурам агрохолдингового типа это не нужно, но такие массовые уклады нашей экономики как фермерство и личные подсобные хозяйства очень нуждаются в такой службе, справедливо считает В. Баутин.
Необходимость более эффективной работы самих современных ученых признал вице-президент Россельхозакадемии Иван Ушачев. Многие экономические институты слабо применяют экономическое моделирование, без которого невозможно конкурировать, тем более в условиях ВТО. Совсем не применяется такой элемент информатизации как использование спутникового мониторинга логистики сельхозсырья и продовольствии, что ведет к большим их потерям. В незавидном положении библиотеки, лишь каждая восьмая их часть имеет электронные каталоги…
Завотделом ВИАПИ Виктор Меденников сетует, что пока в АПК в силу ряда причин доминирует «позадачный» метод разработки и внедрения программного обеспечения. А в развитых странах поняли давно, что только комплексная информатизация предприятий способна дать эффект. «Лоскутная» информатизация только дискредитирует саму идею.
Одним словом, информатизация остается пока «золушкой» в системе управления АПК. Между тем, эксперты связывают ее развитие с повышением конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства. Ибо именно она помогает: товаропроизводителям — минимизировать свои издержки, знать пульс рыночной конъюнктуры, а государству — повысить прозрачность аграрной и сельской политики, снизить административные барьеры и тем самым повысить эффективность управления.
Но пока на этом пути сделаны лишь весьма скромные шаги. И даже Интернетом охвачено, по данным Росстата, лишь 28% сельских домохозяйств. А всемирная паутина – лишь инструмент, который надо наполнить содержанием. Что отнюдь не просто.
Эпштейн Д.Б., проф., д.э.н. Даже у академической экономической науки нет нормального доступа к информации по сельскому хозяйству. Доступны лишь минимальные ее объемы, представленные на сайте Роскомстата. Но там одна таблица не стыкуется с другой по разрезу отраслей, очень многих отчетных форм нет даже в суммированном виде по регионам, данные по предприятиям, даже и без названий их, не доступны ученым, многих важнейших показателей выпуска продукции и состава затрат нет, причем не только по фермерским хозяйствам, но и по сельхозорганизациям. Идет явная линия на сокращение статитстических публикаций, показателей отчетности, прозрачности, хотя на словах, вроде бы, все наоборот. Нет и специальной сети тестируемых предприятий, по которым были бы доступные данные хотя бы в объеме годового отчета, что есть в развитых странах. Вы элементарных данных об инвестициях в сопоставимых ценах в сельское хозяйство в разрезе регионов не найдете, а уж того, что посерьезнее, вроде показателей инновационного развития, о котором говорят уже лет 10, по сельскому хозяйству и в помине нет. Состояние с информацией просто позорное, а разговоров…
Позволю заметить, что я хорошо представляю себе – как должна функционировать служба государственной статистики в АПК. Данный вопрос мы очень глубоко изучали в США в 1992 году, будучи в командировке – 2 специалиста от экономического департамента МСХ РФ и 2 от медиа-группы «Крестьянские ведомости» (как распространителя информации).
Основа сбора информации – государственная служба рыночных репортеров (существует свыше 100 лет). Рыночный репортер – служащий USDA – имеется в каждом районе, собирает информацию в ежедневном и периодическом режиме, отправляет ее в Минсельхоз по интернету. Минсельхоз имеет он-лайн картину о посевах, уборке, урожае, вылове рыбы, оптовых ценах, товарах на складах, ценах переработки, хранения, логистики и фрахта.
Всю эту информацию круглосуточно перерабатывает аналитический центр USDA и в отсортированном виде отправляет фермерам БЕСПЛАТНО по интернету. Одновременно информацию получают аналитические агентства и комментируют ее, делая прогнозы. Агентства выпускают бюллетени частью бесплатно, частью продают по подписке.
Пресс-служба USDA ежедневно проводит несколько брифингов для аккредитованных СМИ, каждое из которых имеет рабочее место в помещении Минсельхоза для оперативности доставки информации читателям, слушателям и зрителям.
По результатам командировки был составлен подробный отчет, который ныне, скорее всего, потерян. Был договор МСХ РФ и USDA о создании подобной системы в РФ. Но частая смена руководства МСХ этому не способствовала, а деньги — около $40 млн — прокуратура тщетно искала, да так и не нашла. В агропроме тоже хватало «спецов» в лихие 90-е…
Было бы, на мой взгляд, разумно вернуться к вопросу и провести «мозговой штурм». Пока члены ВТО не сделали это за нас, но без нас. И тогда все нити управления АПК будет потеряны вообще.
Привет, Владимир Иванович! Не вы первый страдаете от молчания ягнят — аналитики московского круга уже писали письмо министру, им ответа тоже нет. Насколько я понимаю, все оседает в канцелярии Дмитрия Владимировича Юрьева — замминистра по экономике, это он, будучи чиновником известной администрации, «закрывал» статданные якобы по просьбе крупного агробизнеса. Видимо, открытое письмо министру, сможет помочь его заму открыть глаза, а заодно и статистику. Мы готовы опубликовать такое письмо. Пишите. А мы соберем авторитетов, которые подпишут его вместе с вами. Удачи.
Эпштейн Д.Б. Коллега Аьакумов писал о системе текущего информирования, которая все же отличается от системы годовых отчетов, которые тожеи имеют место быть в США, и от статистики.
Но хотел бы присоединиться к «кружку» обсуждающих и, если возможно, получить и копию отчета г. Абакумова от 1992 года и предложения Владимира Ивановича.
Ответ Решетняку В.И. Из названных Вами направлений мне интересны «оценки агроклиматического потенциала и долгосрочные прогнозы урожаев, ценовое моделирование аграрных рынков». А коллгеа Абакумов написал, что представил в 1992 году МСХ отчет о системе информации в сельском хозяйстве США. это тоже очень интересно.
А