Согласно принятому в конце прошлого года Федеральному закону «О развитии сельского хозяйства», конкретные цифры бюджетной финансовой поддержки агропромышленной сферы и вопросов устойчивого развития сельских территорий должны быть сведены в пятилетнюю Государственную программу. Оный документ, по принятой процедуре, вырабатывает комиссия по рассмотрению основных показателей проекта государственной программы, в состав которой вошли представители Правительства Российской Федерации и обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Этот рабочий орган обязан представить проект в Правительство до 15 июня. Но, судя по последним сведениям, это случится вряд ли.
Причина проста. Представители макроэкономических ведомств в составе Комиссии отказываются включать в программу минимально необходимые для развития показатели бюджетной поддержки. А заведомо низкие превращают всю программу в простую фикцию, которая никоим образом не отвечает интересам аграрного развития страны.
Раздосадованные такой твердолобой позицией МЭРТ и Минфина члены комиссии от верхней палаты Федерального собрания инициировали принятие Советом Федерации Обращения к Президенту России Владимиру Путину.
В тексте Обращения отмечается, что «?необходимость и важность принятия названной государственной программы Вы отметили в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год.
Представители Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в указанной комиссии считают, что предлагаемые объемы финансирования названной государственной программы из федерального бюджета являются недостаточными и не позволяют в полной мере осуществить финансовое обеспечение предусматриваемых мероприятий. Кроме того, они не учитывают содержащиеся в постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 марта 2007 года ? 95-СФ «О ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и о мерах по подготовке к проведению весенних полевых работ в 2007 году» предложения Правительству Российской Федерации о постепенном доведении к 2012 году объема ежегодного финансирования названной государственной программы до 5 процентов расходной части федерального бюджета.
Необходимо отметить, что по отношению к субсидированному импорту продовольствия продукция отечественных товаропроизводителей оказывается неконкурентоспособной и вытесняется с внутреннего российского рынка. Финансово-экономическое положение значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей остается сложным, что ограничивает их возможности привлечения кредитов, приобретения материально-технических ресурсов. Тяжелая ситуация сложилась и в социальной сфере села. Для решения накопленных производственных, экономических, социальных проблем необходимо соответствующее финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие сельского хозяйства.
Исходя из этого Совет федерации Федерального Собрания Российской Федерации вносит предложение о финансировании названной государственной программы из федерального бюджета в следующих объемах: 2008 год — 100,0 млрд. рублей, 2009 год -130,0 млрд. рублей, 2010 год — 150,0 млрд. рублей, 2011 год -170,0 млрд. рублей, 2012 год — 200,0 млрд. рублей, что составит примерно 2,5 процента расходной части федерального бюджета. Дополнительные средства рекомендуется направить прежде всего на увеличение финансирования мероприятий по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, улучшению жилищных условий сельского населения, поддержанию почвенного плодородия, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, а также на субсидирование части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение высокотехнологичных комплексов машин и оборудования, сельскохозяйственной техники нового поколения.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации просит Вас, уважаемый Владимир Владимирович, поддержать указанное предложение и дать поручение Правительству Российской Федерации при доработке проекта государственной программы предусмотреть увеличение намечаемых объемов ее финансирования из средств федерального бюджета».
За последние четыре года верхняя палата Федерального собрания лишь во второй раз прибегает к такой публичной форме, как открытое личное обращение к высшему государственному лицу нашей страны.
По просьбе редакции факт принятия документа комментирует председатель агропромышленного комитета Совета Федерации, сенатор от Астраханской области Геннадий Горбунов.
— Еще в ходе подготовки агарного закона мы настаивали на том, чтобы в самом его тексте содержались бы цифровые показатели гарантированной бюджетной поддержки отрасли. Но силы наши агарные слишком слабы, поэтому мы были вынуждены пойти на компромисс и согласится с тем, что экономические параметры будут фигурировать не в тексте самого Закона, а в отдельно принимаемой Программе.
Но уже начало работы над этим новым документом показало, что идет диалог слепого с глухим. Заместители министров макроэкономических ведомств категорически не согласны с предлагаемыми аграрниками цифрами поддержки, которые, кстати, даже ниже, чем «разрешенные» условиями присоединения России к ВТО. Такое положение приводит к тому, что внутренний рост аграрного производства — 2-3% — явно не поспевает за приростом продовольственного импорта в страну. А это — почти 30% только за прошлый год.
Если сейчас не поддержать нашего крестьянина, не защитить российское село, разорение большинства хозяйств просто неизбежно. И я могу уверить, что как только это произойдет, прекратятся иностранные субсидии на завозимое в Россию продовольствие, и россияне будут вынуждены платить за еду столько, сколько укажут из-за рубежа, поскольку собственное производство будет уничтожено, и поднять его с колен в короткий срок будет просто физически не возможно. Так что наше Обращение к Президенту России — это не ведомственный спор между разными лоббистскими группировками. Это очень важный эпизод жесткой борьбы за продовольственную безопасность нашей Родины.
?Для экономистов-аграрников давно известно и доказано, что задачи только первейшего восстановления отрасли и ее технической модернизации требуют средств, минимум, вдвое больших, нежели те, что так смело сегодня запрашивают сенаторы. Минфин и МЭРТ всегда отвечают, что, мол, нет таких денег в федеральном бюджете, да и, буде они выделены, их введение в оборот вызовет инфляцию. При этом Стабилизационный фонд, хранимый в «надежных бумагах» западных стран неизбежно пополняется.
А совсем недавно, комитет по иностранным делам американского конгресса единогласно проголосовал одну любопытную резолюцию. Документ касается финансовых вложений нефте- и газоэкспортирующих стран, которые (вложения) находятся на территории США. Так вот в случае, если какая-либо из них ведет себя, с точки зрения Америки, «не должным или угрожающим» способом, американцы становятся вправе активы этих стран заморозить. Понятно, что поводов для американского недовольства суверенная страна дает всегда, поскольку для каждого на первом плане интересы собственные, а не американские.
Россия может разгневать своего заокеанского партнера и хранителя немалых ценностей, например, защитой русскоязычного населения, реакцией на снос мемориалов или вообще собственным представлением о путях развития демократии, который с американским не совпадает.
Вот тебе и повод для отторжения от России столь любезного сердцам Минфина Стабфонда.
Правда, уж тогда-то точно заложенные в нем деньги россиян инфляции в нашей стране никак не вызовут?
скоро дядя СЭМ закроет краник,и Росии придется еще как обычно проводить «реформы»
Ох, как надо помочь своему сельскому товаропроизводителю!!! Однако опять по-дурацки растратят деньги, как, например, на покупку австралийских буренок по нацпроекту, взвинтив с помощью «Агролизинга» цены на них на мировом рынке. Потом накормят «зеленкой», к которой их нежные желудочки не приспособлены, часть загубят и пустят под нож.
Надежных механизмов эффективного использования бюджета на развитие АПК как не было, так и нет, кроме субсидирования ставок коммерческих кредитов. Об эффективных механизмах поддержки надо заботиться в первую очередь, а то ведь опять дадим деньги на старые варианты и получится «Хотели как лучше, а получилось, как всегда…»
Американцы в отместку за «нефтяную иглу» хотят весь мир подсадить на «продовольственную иглу». Это очевидно даже младенцу, но невероятно для «рулевых» которые держут отечественный АПК в коматозном состоянии — и умереть не дают и жить мешают… Мотивация американцев вполне прозрачна и обоснована логикой и здравым смыслом. А вот мотивация Минфина и Минэкономразвития абсолютно не прозрачна — не понятно в чьей «команде» они играют. Американцы уже конвульсивно руку сжимают, в которой наше главное национальное достояние зажато — заработанные на нефти деньги Стабфонда — а наши финансовые гении, с индейской стойкостью скрывая щемящую боль утверждают, что свои деньги в чужих руках надежнее держать. Парадокс чистейшей воды и за Державу обидно.
На днях пошел страховать урожай картофеля с господдержкой. Страховая сумма 9 млн рублей. Страховой тприф — 9%. В страховку включены риски от песчаных и пыльных бурь (Орловская область ведь в пустыне находится), от вымерзания и выпревания (картофель ведь культура озимая, а май месяц — как раз накануне зимы) и ещё много бредовых рисков, от которых мне не надо страховать мой урожай. Но исключить их из договора страхования нельзя: так постановило Правительство. В итоге стоимость страховки составила 810 тыс. рублей из которых 50% мне когда-нибудь компенсирует Правительство. Итого страховка мне обойдется в 405 тыс. рублей.
Страхую тот же урожай на ту же сумму без государственной поддержки. Выбрал только те риски, которые актуальны для картофеля, растущего в средней полосе России. Как результат — страховой тариф — 2,4%, стоимость страховки 216 тыс. рублей. Как говорится, почувствуйте разницу.
Вопрос. Правительство сознательно устанавливает такие правила, чтобы не поддерживать страхование урожая, или это результат абсолютной некомпетентности тех, кто готовит и утверждает подобные документы? Знают ли об этой арифметике министр с/х и Председатель Правительства РФ?