Честно говоря, эта новость прозвучала, как удар грома. В Украине вводят беспроцентные 5-летние кредиты на покупку техники. Это не укладывается в голове, потому что в России нет и близко ничего похожего.
Украина лишилась значительной части территории. Гривна упала так, как рубль не падал даже в ноябре-декабре. В бюджете дыра, долги таковы, что страна может объявить дефолт. И тем не менее в Украине вводятся меры поддержки аграриев, которые будут реально работать. А главное, это те самые меры, которые аграриям реально нужны. То есть не выдуманные чиновниками «способы поддержки», о которых крестьяне вообще-то не просили. А что-то очень востребованное и реальное.
Минсельхоз в начале года жонглировал цифрами, миллиардными были те цифры, по ряду позиций мы подняли «поддержку» в 10 и более раз. В Украине речь идет о мизерных по российским меркам суммах. И тем не менее есть уверенность, что эти мизерные суммы в Украине будут работать. А миллиарды от Минсельхоза России – вот совсем не уверен.
Откуда уверенность для начала? Я мог бы привести кучу цифр о состоянии АПК Украины. Но я не буду засорять ваши головы статистикой, потому что статистика бывает и лживой, так или иначе, она ничего не доказывает, а доказывает личный и непосредственный опыт. Который у большинства моих читателей есть. Многие из вас были в Украине в селе, видели, что украинское село живет во многом лучше российского, и только на климат тут ничего не спишешь. В конце концов, именно Украина поставляет России продовольствие, а не наоборот. При этом что-то я не заметил, чтобы в Украине был голод. То есть и поставляют, и излишки есть. А проблема с ЕС заключается именно в том, что ЕС тут же примется вводить квоты на производство. В России – да вводите, кроме кур, к тому же зависимых от иностранной генетики, мы в любые мизерные квоты уложимся. Украинцы не уложатся. У них производство мощное. Может, пример Белоруссии еще более поразителен, потому что и страна маленькая, и земля не так чтобы очень хороша, но и Украину не стоит сбрасывать со счетов.
Мне кажется, что в Украине слова «аграрная страна» не являются ни пустым тезисом, ни ругательством, а – просто констатацией факта. Да, Украина страна с индустриальным прошлым, ныне аграрная, не нравится – скажите «постиндустриальная», и ничего плохого в этих словах нет. Отсюда жесткая протекционистская политика правительств Украины. Именно правительств, потому что они меняются, там случаются даже революции, а вот в аграрной политике не меняется практически ничего. Россия стыдится называть себя страной аграрной. У нас «колхозник» — ругательство, у нас «деревенщина» — это чтобы задеть, у нас, если хочешь произвести эффект в обществе, пошути что-нибудь про сельский труд. Но дело даже не в пресловутом менталитете, а в распределении государством приоритетов. У нас власть оживляется только, если надо ловчее перекачать нефть с газом, да поднять пенсии и довольствие военным (чтобы обеспечить лояльность в остальном обделенного населения). Все прочее – глубоко фиолетово.
Мне могут возразить, что в Украине тоже есть коррупция, которая сожрет средства. И что там есть страшный олигарх Коломойский, который вот-вот поднимет бунт, и никаких кредитов никому не будет. Ну ладно, я ничего не знаю про Коломойского (потому что правды в прессе не вычитаешь, а лично мы не знакомы), судить не буду, может, в самом деле еще одна революция, и еще одно потрясение. Тогда не до кредитов на технику, конечно. Но у нас-то никакого Коломойского нет! Вот и карты в руки. Взять, да искоренить коррупцию, которая якобы не позволяет Минсельхозу «доводить» (слово-то какое) до крестьян мифические миллиарды. А, что, робеете? В том-то и проблема, товарищи чиновники, что вам нужен внешний враг, чтобы оправдывать свое существование. К тому же внешний враг очень хорошо отвлекает внимание от врага внутреннего.
Евгений Арсюхин – «Крестьянские ведомости» — на фото: репродукция картины Ильи Репина «Лев Толстой на пашне»
Тэги: техника, кредиты, политика, сельское хозяйство
Во, как оно, босаногий хозяин начала 90-х годов уже вырос, отростил бороду и все так же бредет за конем, а соха все таже.
а куда пропал мой комментарий по этому поводу?
В киевских магазинах польского сыра больше, чем украинского. При этом он дешевле. А значит, украинские производители теряют даже внутренний рынок. В такой ситуации фермеры полагают, речь идёт о выживании. Не каждое хозяйство сможет заплатить зарплату своим работникам. Людям остаётся надеяться только на себя и свои огороды.
А на рынке покупателей немного. Да и те, кто приходят, покупают понемногу. Всего по 200–300 граммов мяса. В селах и деревнях люди и вовсе выживают за счет натурального хозяйства. Пенсионер Николай Грищенко уже смирился с мыслью, что свои сотки в этом году придется вскапывать вручную. Солярка стала дороже бензина!
«Крестьянина загоняют в угол. Цена на мясо меньше, чем стоимость кормов. Чтобы вырастить поросенка, нужен год. Получается, что за это время на его выращивание я потрачу в полтора раза больше, чем он будет стоить! Закупочные цены низкие. Пытаемся продать на рынке», — рассказывает фермер Татьяна Комлонец.
Крупные хозяйства мясомолочной отрасли сокращают поголовье. Выращивать скот стало невыгодно. Фермеры тем более не могут позволить себе держать коров и свиней. У Татьяны было 5 молочных коров. Из-за высокой стоимости кормов и низкой закупочной цены на молоко – четырех пришлось забить. Выращивать свинину – тоже только себе в убыток.
«Где деньги взять? Кредиты дорогие. Базовая ставка высокая. Коммерческие банки дают под 60%. Это безумие! Ни в одном государстве нет такого!» — отмечает политолог Олег Соскин.
Один из счетов фермера Юрия Плакси – в обанкротившемся банке. Теперь надо искать деньги, чтобы вернуть кредит за оборудование.
«Банки не спешат давать кредиты даже под высокий процент. Да и брать в долг опасно. Если вдруг неурожай, то все уйдет с молотка», — говорит Юрий Плакся.
В фермерском хозяйстве «Заря Каховщины» сеют, как в позапрошлом веке, без удобрений. За год они подорожали в 4 раза. Денег могли бы одолжить банки. Но при нынешних процентных ставках можно быстро разориться. Льготные ссуды от государства под 23% годовых существуют только на бумаге.
«Аграрии остались без оборотных средств. Средние хозяйства не могут выходить на экспорт и хранить продукцию. Сразу должны продавать. Они все продали осенью. А потом гривна упала. Их оборот уменьшился в три раза», — отмечает аналитик Украинского аграрного союза Лариса Старикова.
В целом, подсчитали эксперты, у всех фермеров в Украине денег стало меньше втрое.
«У нас просто беда. Топливо, удобрения. Все это подорожало за год в три раза. А денег не хватает, да и продукцию прошлого года мы продаем по старым ценам», — рассказывает фермер Юрий Плакся.
В хозяйстве под Киевом, где работает Олег Грищук, как и во многих других во всей Украине, в нынешнем году посевная под угрозой срыва. Крестьяне говорят, что их практически загнали в угол. Цены поднялись в разы.
За выживание на Украине борются и фермеры. Корма, удобрения и топливо подорожали, кредиты стали недоступны, а закупочные цены на продукцию упали. Работать приходится в убыток.
Украинские фермеры бьют тревогу: посевная под угрозой