Министр промышленности и торговли Денис Мантуров обширно высказался по поводу идеи регулировать цены:
— Последние полгода мы не раз слышали предложения о введении государственного регулирования цен или торговых наценок на продукты питания и активно пытались им противостоять. Последствия такой инициативы могли быть достаточно удручающими — это пустые полки, пустые прилавки, проблемы и у торговли, и у поставщиков. Чтобы не было подобных шатаний, необходима четкая, выверенная линия государственной политики, которая должна проводиться на всех уровнях власти.
Заметим сразу, что министр допускает подмену понятий. Есть регулирование цен, а есть регулирование торговой наценки. Для министра это все одно, что позволяет не замечать здравую идею регулировать наценку, а все сводить к популистской идее регулирования цен.
Между тем что мешает установить норму торговой наценки, благо пресловутый западный опыт, на который у нас одно время так любили ссылаться, никак этому не противоречит? В двух словах постараемся объяснить.
Магазин находится в ситуации, при которой он должен постоянно откупаться от властей и приобретать право на существование. Власти, если магазин не будет платить все больше, просто найдут на место этой торговой организации другую. Власти считают, что «они тут у нас в ряд выстроились». И вроде как можно с этим согласиться, дескать, ну такой у нас розничный рынок, но факты мешают это сделать.
Во-первых, ситуация с переизбытком предложений со стороны сетей («уйдешь ты, на место тебя придут двое») не характерна для провинции вообще. А провинция это и есть Россия. Москва представляет собой на карте страны не более, чем занятный прыщ, привлекающий к себе неоправданное внимание.
Во-вторых, даже в Москве мы видим, что торговые центры не на бойком месте стремительно пустеют. Скажем, торговый центр в 20 минутах ходьбы от станции метро Динами (заметим, не Бибирево, это центр, хотя и не самый центр) превращается в лунный пейзаж. Магазины уходят, на смену им никто не приходит. Происходит это из-за снижения покупательской способности. Магазины еще выживают возле метро в силу трафика, вдали от метро уже нет.
В такой ситуации торговцы, тем не менее, жалуются на все возрастающие аппетиты столичных (и не только) чиновников, которые облагают магазины разными поборами, невзирая на их реальные потребности. Львиная часть тут формируется как коррупционная составляющая.
Ограничить торговую наценку сейчас – это значит нанести удар по региональным чиновникам, и главное – по московским и подмосковным. Денис Мантуров это позволить себе не может, поэтому пускается в путанные рассуждения и выдает черное за соленое. Это печально, что федеральный министр не так чтобы всесилен в своем поле, но у нас ведь важно, как чиновник позиционирован относительно правящего в данный момент клана. Мантуров не сильной «свой», а вот иные региональные чиновники свои настолько, что прямо сейчас их в десна взасос, и вопрос, как вести себя министру какой-то там промышленности решается легко и непринужденно.
Что ж магазины, видя, что их обложили со всех сторон, и помощи нет, они, руководствуясь к тому же нормальным инстинктом рвачества (не будем и их идеализировать) дерут три шкуры с потребителя и с производителя, то есть с тех, кто ответить ничем не может.
Вот так надо понимать попытку Мантурова поиграть на поле макроэкономики.
Евгений Арсюхин – «Крестьянские ведомости»
Если бы не слышал Мантурова лично, то возможно поверил бы, что они именно об этом говорил…. Слава богу министр у нас более грамотный чем те кто его комментируют…. Конечно ограничение наценки не столь радикальная мера как регулирование цен, но пагубно и одно и другое. Либо надо госплан восстанавливать и отказываться от рыночной экономики! Интересно, что регулировать предлагают любую отрасль кроме своей! Я понимаю, что ритейл у всех на устах, но после регулирования цен, либо наценки в ритейле — следом пойдут регулировать производство (и такие предложения были — ограничить наценку от поля до прилавка).
например: Если кто то не заметил, то регулирование добралось до аграриев в виде пошлины на экспорт зерна. А это — 20% из дохода агрария. Брать то с экспортеров будут, но они свои затраты переложат на сельхозтоваропроизводителя.
Помойму, пагубная практика забирать доход, как только он появляется в какой либо отрасли. У нас и так кроме сырьевого сектора только торговля развивается, да и у той проблемы намечаются в этом году. Ограничим наценку и никто не будет развиваться и иметь денег на перевооружение, кроме транснациональных компаний подпитываемых дешевыми кредитными ресурсами и имеющимценообразование «за ивойсом».
Уважаемый Агробизнес, весь Ваш коментарий попытка выдать предположение ( в основном ложное) за аксиому. А именно:
1. С какой стати регулирование наценки приведёт к госплану или отказу от рыночной экономики? Примеры из за бугра данное утверждение не подтверждают.
2.Почему вслед за этим должно последовать регулирование производства?
3. Пример с пошлиной на зерно. вообще напрямую противоречит всем вашим заявлениям. Пошлину ввели, про госплан не слышно и от рыночных идей вроде бы не отказываются, и производство попыток регулировать не просматривается!
4.Если у нас только сырьевой сектор и торговля ( если я вас правильно понял, тут вы подразумеваете исключительно ритейл) развиваются, то почему и не возложить на них задачу наполнения бюджета? Сырьевики эту лямку тянут по полной и не скулят, а ритейл рассказывает сказки, о том что их доход не превышает 2% годовых, на этом месте я прям не могу не расплакаться от умиления!
5. Последнее предложение в коментарии ЛОЖНО на все 100%. Ну с какого перепуга если наценка на социально значимые продукты — хлеб. молоко, яйцо, мясо будет ограничена допустим 10%, то это сразу вдруг приведёт к невозможности развиваться ВСЕХ и уж тем более лишит нас денег на перевооружение??????
Уважаемый Агробизнес — требую объяснений!
1. Имелось ввиду, что госплан это регулирование производства и распределения хотя бы с научным подходом и некоторой отвественностью за экономику. Чего не скажешь об ограничении наценки. Кто будет и каким образом определять наценку?
2. Потому, что в одной из первых редакций законопроекта уже была редакция ограничить наценку от поля до прилавка 50%-ми. Это говорит о желании депутатов ограничить доходность по всей цепочке. Пока желание отложенное, но был бы прецендент!
3. Так легче поборы увеличивать с рынке без взятия отвественности на себя за негативные последствия для рынка! Поэтому госплан не создается, т.к. это отвественность в целом за экономику и просчеты видны сразу (как в СССР с пусыми прилавками получилось). А так очень удобно залезть в карман аграрию и даже не напрямую, а опосредованно через трейдеров! Аграриям — которые один урожай полностью должны отдать банкирам, чтобы погасить задолжность по кредитам! Аграриям, которые находятся в неравной конкуренции с фермерами ЕС по дотациям, субсидиям, экспортной поддержке, погектарной выручке, инфраструктуре и по «стоимости денег».
4. По ритейлу согласен — скулят и сказки рассказывают про 1-2% зря! Если пересчитать их капиталозатраты (деньги в строительство и открытие новых магазинов строящихся тысячами) то прибыльность зашкалит! Многие мировые сети за счет России вытягивают мировые показатели. Но ритейлер №1 уже вынужден вкладывать деньги в десятки новых проектов пищевки! И не случайно — предприятия пищевой промышленности имеют износ — 85%… т.е. марально устарели. Должен быть где то аккумулятор рентабельности, чтобы строить современные эффективные предприятия! Кстати с сырьевым сектором таже беда… Выкачав «ликвидность» государство не стимулирует развития переработки… А экспорт сырья без переработки — удел папуасов!
5. Операционные затраты ритейла в России составляют 22-25% (с учетом «госадминистрирования» и аренд), без рентабельности никто работать не будет. Следовательно, ограничения наценки 10% заставляют продавать товар с убытком. Как результат — мы не видим ГОСТ хлеба в сетях, ограниченное колличества социального молока и т.д. Это приводит к сокращению объемов заказов данной продукции минимизации по цене (чтобы использовать данные продукты питания хотя бы как приманку для покупателя). А если ограничены объемы заказов и давление на цены со стороны розницы — у производителя нет средств развиваться и перевооружаться.
Solomon, на мой взгляд, ставит совершенно верные вопросы. В Европе торговая наценка на многие виды продуктов не превышает 10 процентов. Если превысил — познаешь страсть в избытке (налоговая, суд вплоть до закрытия компании и запрета на бизнес в этой сфере). От регулирования цен на продукты первой необходимости ни один бизнес там не умер. Более того — вы обязаны держать эти товары на полках в достаточном количестве в ЛЮБОМ магазине.
Я эти вопросом подробно интересовался в Голландии и Франции.
«вы обязаны держать эти товары на полках в достаточном количестве в ЛЮБОМ магазине» добавлю расширение — «вы обязаны производить эти товары в достаточном количестве в ЛЮБОМ агропредприятии» — давайте с такими подходами лучше госплан и госсобственность! Это не рынок… Как то честнее будет чем такая принудиловка!
Во Франции в гипермаркете практически вся продукция торговой марки гипермаркета! И к чему 10% считать?
Будет Ашан ввозить молоко Ашан, к инвойсу 10% прибавлять, а прибыль во Франции оставлять поверх 10%-ов…. А российские производители на рынок «Выходного дня»!
В лучшем случае создаст своего переработчика и будет с него получать фасованное молоко по требуемуй цене. 10% — нет проблем.
А ПУСТЬ!!!! Ашан купит у французского фермера сырое молоко ( примерно по 40 -44 евроцента) переработает его на французском предприятии с высокими з/п и налогами на фонд Зп, видимо сверхзвуковым самолётом доставит в логистический центр в РФ, растаможит ( да совсем забыл, не растоможит — у нас санкции!) доставит до прилавка накрутит 10% и предложит потребителю товар ну никак не первой свежести по заоблочной цене рубликов эдак за сто с лишним за литровый пакет ( это про простое пастеризованое со сроком хранения 72 час) И тогда посмотрим КАКОЙ ОН УСПЕШНЫЙ ритейлер №1 ??????????
Не теште себя иллюзиями! В убыток работать никто не будет в рыночной экономике, а если и будет то не долго — разорится.
Если перечень товаров с ограниченной наценкой будет мал и товары будут создавать покупательский трафик, то с этим смирятся и отыграются на товарах не входящих в список ограниченных по наценке. Розница некоторые «якорные товары» и так продает ниже закупочной цены, т.е. с отрицательной наценкой.
Если широкий список, то данные товары исчезнут, либо будут применятся обходные маневры.
Если и обходные маневры закроют то торговли не будет, а точнее она сольется с производством в одни холдинги и в рознице будет показана наценка 10%.
Если ограничения по всей цепочке будет и все будут выполнять то повторятся пустые прилавки, как это было в Аргентине. Мировой практикой доказано, что это черезвычайно крайняя мера.
Когда, лауреату Нобелвской премии В.В.Леонтьеву, показали документы по перестройке он сказал.
«Экономика как яхта — ветер в паруса личная заинтнресованность, руль — государственное регулирование. У Вас же НИ ТОГО ни ДРУГОГО……»
Пока «личный интерес» нашего чиновника будет «заточен» КАК урвать, а не произвести и ПОЛУЧИТЬ долю от дохода, мы не сможем создать нормальный рынок, и нормальную социальную среду….
Из беседы с госчиновником.
— Вот у нас в городе примерно ОДИН процент прироста ВРП, равен стоимости СТА Мерс-600.
Прирастили ОДИН процент, оттадайте ОДИН Мэрс мэру…..
— Ты чо это мэр может по ПЯТЬ мэрсов получать…..
Вот где собака зарыта…Он же не воскликнул
— Это же город мог бы получать по 495 мэрсов в год…..
И что интересно ЕЖЕГОДНО разворовываются млрды…..это можно. ОТДАЙТЕ ОФИЦИАЛЬНО миллионы, получите ОФИЦИАЛЬНО млрды…НИЗяяяяяяяя.
Вот это точно подмечено! Мотивацию чиновников надо бы поставить в прямую зависимость от экономических показателей!
Это не я придума.
К.маркс назвал уравниловку «научно не состоятельной»
Ленин «экономическим абсурдом»…
Реформа Косыгина «с треском провалилась потому что был проигнорирован закон распределения стимула по труду»
«Реформа дала стране ущерб, сопоставимый с ущербом, который понес Союз в годы ВОВ» Гитлер принис меньше ущерба чем УРАВНИЛОВКА.
А это из учебника политэкономии для низшего звена.
«Уравниловка — это идеалистический принцип распределение стимула, который ничего общего с социализмом не имеет»
«Уравниловка развалила Союз».
Еще НИ ОДНА политическая хотелка, возьмем от Брежнева, где проигнорирован «личный интерес, личная заинтересованность чиновника» НЕ ПРИНЕСЛА желаемых результатов……»хотели как лучше»
Вообще то регулировать не надо ничего. Государство не должно заниматься экономикой. Но оно ДОЛЖНО, причем очень тщательно и жестоко заниматься теми кто ею занимается. КАЖДЫЙ должен шкурой ощущать, тень КУВАЛДЫ -государственной, которая не замедлительно МОЖЕТ грохнуться……»шаг влево шаг в право»