Идея полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Хлопонина А.Г. разработать и создать единый кавказский сельскохозяйственный бренд, получившая форму соответствующего поручения в Плане мероприятий по реализации Стратегии развития CКФО до 2025 г., имеет все предпосылки чтобы стать важным инструментом повышения интереса россиян к продукции, которую в прежние времена везде любили и занимали прилавки самых уважаемых продуктовых магазинов.
Согласитесь что каждый из регионов округа славится производством какого либо вида продукции, отличающегося качеством, ценой. А признание, мы знаем, приходит только со временем, когда накапливается опыт, складываются традиции что формируется на протяжении нескольких десятилетий, а может и столетий, как, например, создавалось доброе имя янтарного напитка из Кизляра.
Ко всему еще неповторимые уникальные природно-климатические условия, благоприятствующие производству широкого набора экологически чистой сельхозпродукции.
К примеру, лучшие абрикосы отменного качества можно получить только в Гергебильском районе, где в силу географического характера сложился микроклимат, позволяющий выращивать уникальные по вкусовым качествам плоды. Таких абрикосов не встретишь не только в другом регионе, но даже и в соседних с ним районах. Или же яблоки из Ахтынского района, виноград из Дербентского, капуста из левашинского района, лук из Кизилюртовского, картофель из Акушинского, сыр из Кулинского…
Вот интересный пример – в одном Левашинском районе Дагестана производится более 250 тыс. тонн капусты, — больше, чем в любом из субъектов страны, которую можно найти на рынке любого города страны. Дагестан производит 950 тыс. тонн овощей, что составляет около 7% общероссийской доли, более трети винограда.
Но, к сожалению, большая часть этого богатства так и не находит своего потребителя. В последние годы трудно с этой продукцией, полученной практически без применения химических средств, пробиваться на рынки российских городов, тем более на прилавки крупных сетевых магазинов, которые постепенно начинают доминировать на рынке продовольствия. Слабо развита переработка, логистика, наша продукция уступает по тароупаковке, в силу чего проигрывает в конкурентной борьбе более красочно оформленной зарубежной.
Поэтому без господдержки не обойтись — требуется специальная программа, направленная на то, чтобы российский потребитель смог ознакомиться с нею. Это и маркетинг, это и рекламная кампания, это и формирование агропромпарков с учетом преобладания малого агробизнеса, испытывающего проблемы с привлечением долгосрочных инвестиций.
Требуемые средства на формирование аграрного бренда несравнимо малы по сравнению с тем, что теряют производители, сельское население, для которых агропроизводсво выступает жизнеобеспечивающим фактором. И главное, легче прокладывать дорогу, выступая всему Северному Кавказу единым фронтом, — так проще ломать стереотипы, преодолевать искусственно созданные незримые барьеры.
И тогда успех обеспечен.
Мне кажется, что все сказанное мелочевка. Из курса советской организации труда все перечисленное разумнее развивать возле мест потребления, т.е. в пригородной зоне. А вот что касается серьезного, в последние годы советской власти шла речь о приобретении в Испании автоматизированного завода по изготовлению стриженых овчин для производства дубленок из шкур тонкорунных овец. Вот это был бы брэнд — дубленка «Кавказ». Страна-то у нас северная, а шубы и каракуль везут за тридевять земель. Слабо кавказцам испанцев обойти.