2,5 млрд рублей до 2020 года выделит Минсельхоз на сельские клубы. Стоимость строительства будет определять подрядная организация.
В этой новости прекрасно все. Более других прекрасны, конечно, подрядные организации, в руки которых попадает (да давно уж попал) могущественный инструмент по освоению бюджета. Но дело не только в том, что сумма велика – цель кажется спорной.
Тут на меня все накинутся, конечно, потому что как так? Разве не сказал еще Алексей Гордеев, что развитие инфраструктуры села – это наше все? Что горожане будут завидовать тем, кто живет в деревне? И вот чтобы завидовали – вот вам сельские клубы. Мне еще и скажут: да так ли велика сумма? До 2020 года-то? Надо 25 млрд на сельские клубы! На что я отвечу, задействовав весь имеющийся у меня цинизм: а я бы и этого не дал. Ну, тут уж начнется критика автора. Но вы сначала мои аргументы послушайте.
Сельский клуб в 1950-х – это я понимаю, что такое. В основном по фильмам тех лет (родители что-то ничего про такие клубы не вспоминали), но формат ясен. Гармошка, песни, самодеятельность, на Гамлета замахнулись. Кино, да, конечно, в первую очередь кино.
Что такое сельский клуб в 1970-е – это уже я сам видел. Кино стало действительно важнейшим из искусств, а еще – дискотека, и этот вечный спор между городской молодежью и местной. В принципе тоже понятно место данного объекта на культурном пространстве.
Но что такое сельский клуб в 2010-е? Спортивный клуб – он и есть спортивный клуб. Но тут не о спорте, читаем новость – «Президент РФ Владимир Путин во вторник пообещал наладить диалог между Минсельхозом и Минкультуры по поводу заведений культуры на селе». Иными словами, речь идет о самой что ни на есть высокой культуре, а не о спорте, настолько высокой, что президенту огромной страны придется налаживать диалог между ведомствами. Подозреваю, что Минкульт не согласен с прочтением Минсельхозом «Илиады» Гомера. Как должен выглядеть клуб, чтобы оправдать такие (да какие угодно) затраты?
Сельская молодежь мало отличается от городской. Ее интересует интернет и все, что с ним связано. Если они поют песни – они снимают это на камеру, и выкладывают в соцсети. Если они играют в игры, вы никогда не поймете, вот за этим танком или драконом прячется парень из села или из города. Наверное, этим ребятам нужны компьютеры помощней, и хороший интернет. Но стоит ли ради этого строить бетонные коробки, стоимость которых определяется подрядной организацией?
Вы возразите – а кружки? Кружки есть в школе. А танцы? Танцы наверняка есть в ночном клубе в райцентре максимум в 20-
Безусловно, в развитой сельской жизни появляется некое место, куда приходят те же старики, чтобы посудачить, молодые, чтобы пообщаться. В Южной Европе это какая-нибудь траттория, а в Северной вполне себе и клуб в нашем понимании. Но делают это местные власти по просьбе местных общин, а не федеральный минсельхоз, да еще с кураторством Минкульта и помощью целого президента.
Мне кажется, что процесс направлен в сторону упомянутых подрядных организаций, а также структур при Минкульте, которые за бюджетные деньги разработают «концепцию сельского клуба». Я бы очень хотел ошибиться.
Евгений Арсюхин – «Крестьянские ведомости»
Тэги: культура, село
Евгений Арсюхин, согласен что сельский клуб себя изжил.
И кроме ремонта его надо еще кому то содержать. Вполне достаточно сельской школы.
Но смысл не в том, что нужен клуб или не нужен.
Проблема заключается в несбалансированности бюджетных потоков.
Несоразмерно раздутом федеральном бюджете, в который входят «крупные» налоги- НДС, налог на недра, акцизы, НДФЛ.
И нищие региональные и местные бюджеты наполняемые транспортным , имущественным, земельным налогами.
И получается что вопрос — нужен ли ремонт клуба, или школы или водопровода должна решать местное самуправление, однако денег в местных бюджетах нет.
И вопрос что ремонтировать- решают в рамках федерального бюджета Кремле.
В целом неэффективна стстема разделения бюджетных потоков
Нужно перераспределение в пользу местных и региональных бюджетов.
В мире просветительную функцию несет церковь, организация, в которую каждый прихожанин остегивает десятину (10% от доходов). И никто к центральным властям за помощью не обращается. В церкви (если правильно, то в храме) проводят концерты и лекции, справляют дни рождения и даже играют в баскетбол (видел и такое). Это только у нас попы кадилом машут. У других они грамотные, культурные и увлеченные люди, хранящие знания и технологии, способные повести и научить других. В индийских гоушалах даже производство молочных продуктов налажено. Хотите культурно жить — имейте свою организацию. Никто в вашу деревню не придет и за вас делать не будет. Коммунизм кончился.