Комитет Госдумы по аграрным вопросам отчитался об итогах весенней сессии 2015 года и мерах по обеспечению импортозамещения в области сельского хозяйства.
Жизнь дорожает, на глазах меняются ценники. Действительность приносит новые сюрпризы. Еще вчера со всех трибун били тревогу: не хватает «молочки» и мяса, а сегодня склады затоварены маслом, курятиной и свининой – нет спроса из-за низкой платежеспособности населения. Уже всерьез разрабатываются планы наладить экспорт мяса из России, чтобы выжить в условиях продэмбарго. Другая забота: перед импортом санкционных сыров из Запада Россия поставила ворота, а сыры проходят через белорусские «туннели»…
20 апреля 2015 года ГД приняла закон № 93-ФЗ о внесении изменений в федеральный бюджет на 2015 год. В соответствии с ним предусмотрено обеспечение финансирования наиболее приоритетных направлений агропромышленного комплекса в 2015 году, а также дополнительных антикризисных мер. Посмотрим что сделано?
Для достижения результатов по импортозамещению в новую структуру Госпрограммы-20 включены 4 новые подпрограммы по приоритетным направлениям развития отрасли: "Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства", "Развитие молочного скотоводства", "Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства", "Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры социального питания".
В рамках реализации комплекса антикризисных мер было принято решение об увеличении бюджетных ассигнований по таким важным направлениям, как импортозамещение в отраслях АПК (на 20,0 млрд. рублей), на ФЦП "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" (увеличение на 3,0 млрд. рублей)… Всего на реализацию Госпрограммы в 2015 году выделено 202,7 млрд. рублей.
На оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства предусмотрено 23,20 млрд. рублей (с учетом дополнительных 8,50 млрд. рублей), что позволяет аграриям получать около 300 рублей на
На развитие молочного скотоводства предусмотрено 11,80 млрд. рублей, на поддержку племенного дела, селекции и семеноводства – 7,59 млрд. рублей (с учетом дополнительных 1,20 млрд. рублей на элитные семена сахарной свеклы, кукурузы, подсолнечника, картофеля и овощных сельхозкультур), на развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры социального питания – 7,37 млрд. рублей.
Законодатели заметили, что субъекты РФ отмечают заинтересованность со стороны сельских жителей в участии в реализации ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров на 2015-2017 годы и период до 2020 года». В 2015 году на реализацию программы по поддержке начинающих фермеров выделено 3,20 млрд. рублей (с учетом дополнительных 1,30 млрд. рублей). Более 2,5 тысяч хозяйств смогут воспользоваться такой поддержкой. Увеличение производства молока может составить до 30,0 тыс. тонн молока в год, мяса скота и птицы на убой в живом весе – до 6,5 тыс. тонн в год.
Бюджетные средства на развитие семейных животноводческих ферм составляют на 2015 год 3,08 млрд. рублей (с учетом дополнительных 1,65 млрд. рублей). Более 300 ферм являются участниками данной программы. Увеличение производства молока может составить до 40 тыс. тонн молока в год, мяса скота и птицы на убой в живом весе – до 3,5 тыс. тонн в год.
В июне 2015 года Правительство Российской Федерации утвердило распределение субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, связанных с возмещением части процентной ставки:
– по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства – 21,34 млрд. рублей (с учетом дополнительно выделенных средств в сумме 2,5 млрд. рублей);
– по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства – 11,58 млрд. рублей (с учетом дополнительно выделенных средств в сумме 2,15 млрд. рублей);
– по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства – 5,07 млрд. рублей (с учетом дополнительно выделенных средств в сумме 0,5 млрд. рублей).
В бюджете на 2015 год на ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» предусмотрено 12,5 млрд. рублей. В рамках этой программы 4,5 млрд. рублей будут направлены 80 регионам на улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов. На обустройство объектов социальной и инженерной инфраструктуры села 71 регион получит 4,3 млрд. рублей.
Законодательная деятельность
Закон «О внесении изменений в статьи 15 и 17 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства» направлен на повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной техники и оказание государственной поддержки сельхозпроизводителям при приобретении отечественной техники и оборудования.
Своевременно принят законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, которым Минсельхозу России определены полномочия по разработке и утверждению ветеринарных правил, устанавливающих единые ветеринарно-санитарные требования и процедуры, обязательные для исполнения всеми участниками рынка. Разработка и принятие новых ветеринарных правил создаст условия для предупреждения появления и распространения на территории Российской Федерации новых и экзотических болезней.
Указанные изменения позволят создать национальную систему сопровождения всей продукции животного происхождения, а также кормов и кормовых добавок, от производства до реализации ее конечному потребителю, что позволит снизить объемы контрафактной продукции, обеспечить не только санитарную, но и продовольственную безопасность страны.
Рассмотрение законопроекта Государственной Думой в третьем чтении запланировано в весеннюю сессию 2015 года.
О землях сельскохозяйственного назначения
ГД принят важный законопроект № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию». Законопроектом предусматривается совершенствование и упрощение действующего порядка определения правового режима использования земель путем перехода категории земель как способа определения разрешенного использования земель к территориальному зонированию.
Вместе с тем правоприменительная практика показывает, что деление земель на категории как основание определения их правового режима имеет ряд недостатков. «Механическая» замена понятия «категории земель» «территориальными зонами» не решает острые вопросы оборота земельных угодий и их эффективного использования.
Переход от деления земель на категории к территориальному зонированию потребует проведения сельскохозяйственного зонирования территории Российской Федерации, разработки сельскохозяйственных регламентов и выделения особо ценных сельскохозяйственных земель. Без выполнения этих условий имеется большой риск существенного сокращения площади земель сельскохозяйственного назначения и выбывания их из сферы аграрного производства.
Для осуществления указанных мероприятий необходимы существенные затраты времени и бюджетных средств. Это вызвано тем, что в настоящее время в крайне плохом состоянии находится учет границ участков, самих участков, когда в рамках одного объекта кадастрового учета числятся разные по качеству и ценности земельные участки.
Источники и объемы финансирования (в том числе и из федерального бюджета) на проведение указанных мероприятий не определены законопроектом. Поэтому вызывают сомнения сроки вступления в силу федерального закона и реализации основных его положений.
По расчетам Российского государственного землеустроительного университета возникнут следующие затраты:
— на инвентаризацию сельскохозяйственных угодий – до 50 млрд. рублей (указанные работы уже ведутся, но их осталось провести на площади 136,5 млн. га сельскохозяйственных угодий из 196,0 млн. га);
— на сельскохозяйственное зонирование и разработку сельскохозяйственных регламентов — до 50 млрд. рублей;
— на уточнение границ земельных участков и зон сельскохозяйственного назначения с постановкой на кадастровый учет и осуществлением регистрации прав на них (это необходимо для того чтобы провести сельскохозяйственное зонирование и установить сельскохозяйственные регламенты) – до 100 млрд. рублей.
Таким образом, общие затраты на реализацию соответствующего закона могут быть оценены в сумме 200 млрд. рублей.
Комитетом по аграрным вопросам подготовлены поправки, которые, по мнению депутатов, должны обеспечить сохранность земель сельскохозяйственного назначения. Рассмотрение законопроекта Государственной Думой во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2015 года.
О едином сельскохозяйственном налоге
Сейчас организации, оказывающие услуги по обработке почвы, уборке и так далее, не признаются сельхозтоваропроизводителями и не имеют возможности получения господдержки, льгот по налогу на прибыль, пониженных ставок на уплату страховых взносов. А сельхозпроизводители, которые оказывают услуги по выполнению сельхозопераций за плату, формируют в своей отчетности выручку, которая не должна превышать 30% для сохранения статуса сельхозпроизводителя.
Законопроект № 770360-6 «О внесении изменения в пункт 2 статьи 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предлагает отнести к плательщикам ЕСХН сельхозпроизводителей, имеющих избыточные мощности и использующих их для оказания услуг другим хозяйствам на возмездной основе. Принятие закона поможет фермерам в части их кооперации при оказании услуг по обработке почвы, уходу за посевами, заготовке кормов, уборке зерновых культур и другие услуги, а также создаст условия для развития специализированных машинотракторных станций. 16 июня 2015 года законопроект принят Государственной Думой в первом чтении.
О регулировании торговой деятельности
Законопроект № 704631-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности» ставит целью борьбу с необоснованными, навязываемыми торговыми сетями услугами. Одним из основных положений проекта закона является снижение премии с оборота до 3%, которую платят сельхозпроизводители торговым сетям. Поправки в закон о торговле направлены не только на снижение премии с оборота, но и на снижение сроков передачи денег производителю за поставленную продукцию с 10 до 5 дней – для продовольствия со сроком годности менее 10 дней; с 30 до 20 дней – для продовольствия со сроком годности от 10 до 30 дней; с 45 до 35 дней – для продовольствия со сроком годности свыше 30 дней. Проектом закона увеличивается с двух месяцев до одного года срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства об основах государственного регулирования торговой деятельности.
19 мая 2015 года законопроект принят Государственной Думой в первом чтении.
Об упрощении порядка доведения средств господдержки
Одним из способов упрощения порядка является авансирование средств господдержки. Это позволит сельхозпроизводителям не отвлекать собственные оборотные средства от реализации проектов. В целях проработки возможности применения данного механизма Минсельхоз России 22 мая текущего года направил в регионы письма с просьбой представить свои предложения по данному вопросу. В первую очередь, планируется рассмотреть вопрос применения механизма «авансирования» по таким направлениям, как несвязанная поддержка, субсидии на
Упростить получение субсидий позволит и закрепление ограниченного перечня требований к их получателям. Данное предложение поддержали представители региональных органов власти. Также они предлагают установить на федеральном уровне единые правила доведения средств, регламентирующие порядок предоставления субсидий, сроки, перечень и формы документов.
В результате совместной работы депутатов Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, представителей МВД России, Минсельхоза России и Минтранса России принято решение, что устанавливать тахографы на сельскохозяйственную технику нецелесообразно. В настоящее время Минтрансом России разрабатывается проект изменений в указанный приказ, в соответствии с которым транспортные средства, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей, исключаются из категорий транспортных средств оснащаемых тахографами. Проект приказа проходит заключительное согласование с МВД России.
Важный документ: правительство РФ утвердило повышение размера субсидии производителям сельскохозяйственной техники с 15% до 25% от ее цены. При реализации сельскохозяйственной техники сельскохозяйственным товаропроизводителям, зарегистрированным на территориях Крымского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, размер субсидии составит 30%.
Для реализации постановления необходимо решать вопросы формирования цены на сельскохозяйственную технику, подготовки и подачи заявки на получение субсидии, взаимодействия заводов сельскохозяйственного машиностроения с органами управления АПК субъектов Российской Федерации. Поэтому Минсельхоз России рекомендовал производителям сельхозтехники скорректировать цены на технику, с учетом внесенных в указанное постановление изменений, и направить их в кратчайший срок в министерство.
Цифра и факты
В справочных документах для аграрного комитета ГД много интересного можно почерпнуть. Объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйства населения) в апреле 2015г. в действующих ценах, по предварительной оценке, составил 268,4 млрд.рублей.
На конец апреля 2015г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей, по расчетам, составляло 20,2 млн. голов (на 1,7% меньше по сравнению с аналогичной датой предыдущего года), из него коров — 8,6 млн. (на 1,9% меньше), свиней — 21,2 млн. (на 5,0% больше), овец и коз — 27,0 млн. (на 1,0% больше).
В структуре поголовья скота на хозяйства населения приходилось 45,9% поголовья крупного рогатого скота, 19,0% свиней, 46,3% овец и коз (на конец апреля
Не дается информация по фермерским хозяйствам, но, по данным АККОР, в КФХ за последние 5 лет численность коров выросла более чем на 500 тыс. Почти в 2 раза!
В январе-апреле
Надои молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях (кроме субъектов малого предпринимательства) в январе-апреле
В январе-апреле 2015г., по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, возросла продажа сельхозорганизациями основных продуктов сельского хозяйства. За этот период реализовано по всем каналам 9,1 млн. тонн зерна, 3,0 млн. тонн скота и птицы (в живом весе), 4,5 млн. тонн молока, 9,6 млрд. штук яиц.
О текущей ситуации на агропродовольственном рынке
На 29 июня индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в январе-мае
(в
По оперативным данным ФТС России (по состоянию на 24 июня
21324 тыс. тонн (в 2013/2014 схг. – 18238 тыс. тонн). Темпы экспорта зерна остаются выше прошлогодних на 19,1%.
Запасы зерна по оперативным данным Росстата в сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих организациях (без учета малых форм) на 1 июня
Отмечается тенденция к снижению оптовых цен на муку пшеничную и ржаную в Европейской части России. Средняя цена на муку пшеничную высшего сорта по состоянию на 29 июня
Средние потребительские цены на хлеб по оперативным данным Росстата
(на 22 июня
В январе-мае 2015 года производство скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий составило 4,9 млн. тонн и по сравнению с аналогичным периодом 2014 года увеличилось на 5,2%. В сельскохозяйственных организациях производство скота и птицы (в живом весе) составило 3 823,0 тыс. тонн (+ 7,8%), в том числе КРС – 354,8 тыс. тонн (- 1,4%); свиней – 1206,4 тыс. тонн (+ 7,9%); мяса птицы – 2247,1 тыс. тонн (+ 9,4%).
По данным Росстата в мае 2015 года цены сельскохозяйственных производителей составили на КРС (в убойном весе) – 193,54 руб./кг (- 0,1% за месяц, + 9,3% с начала года), на свиней (в убойном весе) – 159,36 руб./кг (+ 1,0% с начала месяца, + 7,3%
с начала года), на птицу (в убойном весе) – 95,94 руб./кг (- 0,5% в начала месяца, — 2,3% с начала года).
По данным Росстата объем промышленного производства мяса и субпродуктов (всего) в январе-мае 2015 года составил 2638,5 тыс. тонн (на 12,2% больше аналогичного периода 2014 года), полуфабрикатов мясных (мясосодержащих) охлажденных, подмороженных и замороженных – 1147,1 тыс. тонн (на 5,4% больше), изделий колбасных – 972,0 тыс. тонн (на 0,4% меньше) и консервов мясных (мясосодержащих) – 211,6 туб. (на 2,9% меньше).
Цены промышленных производителей в мае
(+ 5,4% за месяц, + 7,2% с начала года); мясо птицы – 92,89 руб./кг (+ 0,3% за месяц,
0% с начала года).
Средние потребительские цены на 22.06.2015 составили: на говядину – 309,34 руб./кг ( 0% за неделю, +12,6% с начала года); на свинину – 277,42 руб./кг ( 0% за неделю, + 1,3% с начала года); на мясо птицы – 135,02 руб./кг (- 0,2% за неделю, — 0,9% с начала года).
На 21.05.2015 г. импорт мяса в Россию (без учета торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан) уменьшился с начала года в 2,1 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 248,6 тыс. тонны, в том числе: говядины — 118,4 тыс. тонн (меньше на 35,14% к аналогичному периоду
Средняя цена закупки сырого молока 1 сорта базисной жирности по Российской Федерации за неделю уменьшилась на 0,4% и по состоянию на 22.06.2015 составила 18,03 руб./кг (без НДС).
Средние цены промышленных производителей в мае
Средние потребительские цены на 22.06.2015 составили: на молоко пастеризованное – 45,96 руб./кг (- 0,1% за неделю, + 4,9% с начала года); на масло сливочное – 385,74 руб./кг (- 0,1% за неделю, + 7,6% с начала года); на сыры – 407,35 руб./кг (- 0,5% за неделю, + 4,7% с начала года).
В январе-мае 2015 года валовой надой молока в хозяйствах всех категорий составил 11,9 млн. тонн, что на 0,2% выше аналогичного периода
в сельскохозяйственных организациях – 6107,0 тыс. тонн (+ 3,0%).
Объем импорта в Россию основных видов молочной продукции в пересчете на молоко (по данным ФТС России и Белстата) в январе-апреле 2015 года уменьшился в 2,6 раза и составил 1 050,6 тыс. тонн (в январе-апреле 2014 года – 2 721,2 тыс. тонн).
По данным Росстата объем производства сахара-песка в 2014 году составил 5 212,7 тыс. тонн, что на 6,5% больше, чем за аналогичный период 2013 года. В январе-мае 2015 года – 490,5 тыс. тонн, что на 21,4% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. За неделю оптовая цена на сахар в ЮФО увеличилась на 0,5% (- 4,3% с начала года) и составила 38,20 руб./кг. Потребительская цена по состоянию на 22 июня
Мониторинг импорта чувствительных товаров
В январе-мае
По состоянию на 21 июня
Об оценке индекса потребительских цен с 16 по 22 июня 2015 года
За период с 16 по 22 июня
За период с 16 по 22 июня
В мае 2015 года в среднем по Российской Федерации стоимость минимального набора продуктов питания составила 3824,3 рубля и по сравнению с предыдущим месяцем выросла на 1,0% (с начала года – на 15,2%).
Александр РЫБАКОВ – «Крестьянские ведомости»
Тэги: Дума, отчет
Было бы очень кстати если бы депутаты ещё и озвучили цифры сумм изьятых средств из сельского хозяйства разными налогами-поборами, фондами и ведомствами в результате их деятельности!
Россия — единственная страна в мире, в которой депутаты живут на зарплату. На вашу.