Комментарий. Чиновничьи «финты».

Суббота, 18 июня 2011, 03:00

Не успела наша Газета агробизнеса «Крестьянские ведомости» напечатать статью «В селе школу закрыли» («КВ»№ 17-18 за 2011 г.), как поступили еще несколько сообщений из разных мест о готовящихся закрытиях сельских школ в Нижегородской области.

Проводится такая «акция», напоминает издание «Земля нижегородская», с целью оптимизации школьной сети, в ходе которой малокомплектные школы (а они, как известно, преобладают в сельской местности) обречены на исчезновение. При этом в расчетах закладывается так называемое нормативно-подушевое финансирование, когда средства сельским школам выделяются в зависимости от численности учеников.

Надо сказать, что в каждом случае, когда в чиновничьих кабинетах принимается решение о закрытии очередной сельской школы, это встречает бурную и острую реакцию со стороны населения. Дело в том, что по положению на это требуется согласие сельского схода, но, как правило, жители такого согласия по вполне понятным причинам как раз и не дают.

Недавно в школе села Крюковка проходило родительское собрание, куда были приглашены разные чиновники из райцентра. Кстати, Крюковка — это центральная усадьба сельхозпредприятия, одно из крупных, опорных сел в районе. Многочисленные родители, собравшиеся в зале, с понятной тревогой и волнением говорили о завтрашнем дне своих детей. Дело в том, что у здешних старшеклассников нынешний учебный год — последний в родной школе, в которую они когда-то поступали учиться. В дальнейшем им предстоит продолжить образование в других школах, куда их определят с нового учебного года.

При этом школа в Крюковке не закрывается, а в ходе «реорганизации» преобразуется в начальную школу, которая будет работать в здании бывшего детского сада. При этом ретивыми чиновниками достигается главное — по закону подобная реорганизация разрешена, на это даже не требуется согласие сельского схода.

Сейчас в Крюковской школе занимаются 32 ученика, по подсчетам, которые привел в своем выступлении зав. Лукояновским роно М. Майоров, на содержание этого учебного заведения требуется ежегодно 3,6 млн руб, а пока выделен 1 млн руб. Последняя сумма вроде бы как раз и рассчитана на содержание начальной школы , которая сохранится в Крюковке. Но после такой «реорганизации» остаются еще 13 учителей, будущее которых не столь уж безоблачное. Так, лишь троим педагогам найдется работа на месте, остальных предстоит как-то трудоустраивать в будущем. Тут одна надежда на стоящийся в райцентре новый физкультурно-оздоровительный комплекс, но пока все это, как говорится, на воде вилами писано.

Очень точно охарактеризовала нынешнюю ситуацию в селе директор школы Л. Новоженина: «Мы рубим сук, на котором сидим. Легче всего школу в селе закрыть, тем более что сейчас у нас это делается под самым благовидным предлогом. А что касается школьного здания, то оно долгие десятилетия не ремонтировалось, его давно надо было привести в порядок. Кстати, по всем расчетам у нас до 2015 года в школе оставалось более трех десятков учеников».

Жители приводили и такой довод — на средства населения и спонсоров в Крюковке была проложена новая дорога, сейчас достраивается церковь. Словом, ставить крест на этом селе пока рановато, потому по единогласному решению собрания отправлено письмо в министерство образования области с требованием сохранить в Крюковке школу в том виде, в каком она здесь была в течение долгих десятилетий.

Не иначе, как своего рода карикатурной, можно назвать затеянную в чиновничьем усердии «реорганизацию» детского дома в селе Арапово. Решение о его расформировании и переводе здешних воспитанников в другие детские учреждения было принято чиновниками давно, но пока детскому дому дана своего рода отсрочка до нынешнего августа. Сделано это с той целью, чтобы здешние старшеклассники могли закончить нынешний учебный год.

Проблема в том, что воспитанники детского дома сейчас составляют добрую половину всего контингента учащихся в местной школе. Поэтому в Арапове все родители в тревоге — как только расформируют детский дом, придет очередь для закрытия местной школы , поскольку она сразу попадает в разряд малокомплектных и, значит, «бесперспективных» для государства.

Правда, в Арапове предполагается оставить начальную школу, поэтому всем старшеклассникам отсюда придется ездить на занятия в райцентр Богородск, а это, считай, два десятка километров только в одну сторону. Едва ли это скажется положительно на учебе детей, если учесть непроезжие зимой из-за снежных заносов и осенью в слякоть местные «автотрассы».

Казалось бы кое-какие уроки следовало местным руководителям извлечь из поучительной истории с закрытием в Арапове детского сада. Кому — то в районе показалось содержание его слишком обременительным для бюджета, поэтому его в свое время постарались закрыть. Кирпичное двухэтажное здание законсервировано. Единственное, что все-таки удалось отстоять местным учителям,- при школе организовали подготовку будущих первоклассников. А вот обеспечить здесь питанием детей до сих пор не удается. Родителям удается отводить в дошкольное отделение своих ребят только на три часа в день, поэтому многие вынуждены их брать с собой на работу. Кто работает в райцентре, возит детей с собой в здешний детсад, малышам приходится ежедневно в этом случае преодолевать дорогу в четыре десятка километров.

Еще раз вернемся к незавидной судьбе Араповского детского дома, с которого начат наш рассказ в этом разделе материала. После того, как было принято решение о его закрытии, сюда новых воспитанников сразу перестали направлять. Поэтому сейчас здесь в добротном уютном здании проживает всего полтора десятка детей. Вот вам и лишний аргумент для ретивых чиновников, чтобы постараться поскорее закрыть это крайне необходимое для села детское учреждение.

Не смущает чиновников и то, что речь в данном случае идет в большинстве случаев о сиротах, которые обрели здесь настоящий дом. Условия для ребят тут созданы превосходные — они живут по двое — трое в комнатах. У контролирующих органов по этому учреждению за последнее время не было ни одного серьезного предписания. Недавно тут сделали ремонт, со средствами помогли разные спонсоры. Полностью обновлена мебель, имеются компьютеры. Имеется медицинский кабинет, работают удобные душевые, в помещениях чистота и порядок. Надо ли говорить, с какой тревогой ожидают здесь предстоящий переезд в другие детские учреждения, когда придется менять многое привычное в жизни. Помимо того, с закрытием детского дома сразу в разряд безработных попадают почти сорок сотрудников этого учреждения.

В заключение приведем еще одну историю о том, как люди поднимаются на борьбу за сохранение родной школы, без которой подчас оказывается под большим вопросом жизнь в селе или деревне. Когда пронеслась тревожная весть о предстоящем закрытии школы в Маресеве, активисты — общественники постарались побывать в большинстве чиновничьих кабинетов в райцентре, пригласили руководство района принять участие в собрании жителей села. Однако начальство проигнорировало эти приглашения — мол, судьба школы будет решаться не собранием населения.

Школа в Маресеве типовая, кирпичная, с библиотекой, спортзалом, мастерскими, имеется обширный огород, который снабжает школьную столовую разными овощами. В Маресевскую школу возят учеников из нескольких соседних деревень. Всего здесь обучается более 60 ребят. По расчетам, которые недавно сделала директор этой школы А. Петрунина, отпускаемых из бюджета средств может хватить при одном условии, если учителям сократить и без того скудную зарплату. Конечно, такая мера крайняя, но, похоже, в Маресеве решили стоять до конца, во что бы то ни стало сохранить сельскую школу. Поэтому сельские активисты сейчас готовятся к проведению очередного схода, на обсуждение которого намерены вынести столь важный и актуальный вопрос.

 
Один комментарий к Комментарий. Чиновничьи «финты».
    0

    Игорь Борисович, есть же ЭЛЕМЕНТАРНОЕ решение проблемы сельской школы, оно прописано в наших, не всегда бестолковых законах.
    Почему бы не опубликовать его для обсуждения?
    Эксперимент
    В рамках закона «О бюджетных организациях»

    Если «Провинция – фундамент государства» , то фундаментом самой провинции является СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА.
    Следовательно, начинать «модернизацию» разбалансированной экономики надо не с «Курчатовского центра», в частности и высшего образования вообще, а со ШКОЛЫ села Нью-Васюки….

    Высшая школа – это венец ЭВОЛЮЦИОННОГО развития общества. Наша высшая школа – это порочный плод. недозрелых политических «хотелок» почти столетней истории.
    «Стратегическая» программа по возрождению Провинции «переселением соотечественников» в которой заложено, «……требуется учитель музыки…иностранного языка….информатики…….врвч-педиатр……( в глубинке Дальне — Восточной тайги)…..зарплата – 5000 р. предоставляется неблагоустроенное жилье…….» ни какой критике не поддается.
    Желательные условия……..Большое село….школа 8-11 класов……детсад……..медпункт…сельский Клуб ….. Сельское Муницмпальное образование……огрызки селообразующего предприятия…..Не пригород……20-30 км от райцентра.
    Создается СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ГОСУДАРСТВЕННО-КООПЕРАТИВНОЕ, НАУЧНО-ВНЕДРЕНЧЕСКОЕ…. предприятие, фирма, учреждение СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ «Школа» вечерняя школа, заочная школа, школа дистанционного обучения, консультационный пункт……
    Участники : Государство — имущество школы……..финансы на школу…. доля государства в других структурах………… — пай государства. Государство из средств Бюджетного Инвестиционного Фонда образует под эксперимент «фонд прямого инвестирования»
    Муниципальное Образование – земля. леса, реки, озера…….пай МО
    Юридические лица -структура в любой форме…….
    Учителя, родители …… жители села, района, области…………. спонсоры…..меценаты…ассоциированные пайщики ….обязательными и дополнительными паями
    Созданный кооператив — учреждает- организует — создает – кредитно- сберегательного кооператива в статусе юрлица. страхового кооперативов в статусе юридического лица, с ведением бухгалтерского учета центральной бухгалтерией…….состав, статус и география участников кооператива не ограничивается. Лизинговый кооператив создается как отдел кредитного кооператива…..Лучше если «Росагролизинг» войдет в кооператив как ассоциированный пайщик……
    Участие государства в кредитно-сберегательном кооперативе определяется Законом «О сельскохозяйственной потребительской кооперации, — 1995г. Положением о «Россельхозбанке». И неисполненным «Россельхозбанком» условий положения Национального проекта «Развития АПК».
    Кооператив создавший паевой фонд больше -300000 рб. «Россельхозбанк» входит в состав кооператива ассоциированным пайщиком и увеличивает паевой фонд кооператива в – ПЯТЬ раз.
    Кооператив создает (как филиал школы) — кооперативный детсад, без права юрлица ,на полном внутрихозяйственном расчете с субсчетом в ЦБ. Частный детсад, семейный детсад
    Участники детсада — работники детсада,…….родители. дедушки, бабушки……спонсоры…..меценаты… обязательными и дополнительными паями………государство нацпроектами поддержки демографии…….
    Кооперативом- создаются производства….структура которых ,. ограничивается только желанием и возможностями кооператива.
    Условия эксперимента
    Разрешить участие чиновников всех ветвей власти в структурах создаваемых в рамках эксперимента.
    Продукция произведенная структурами. Вошедшими в экспериент, поставляется бюджетным организациям, и направляется в счет выкупа доли государства. За имущество предоставленное государством в аренду с правом выкупа.
    В каждом конкретном случае они могут корректироваться.
    Другого пути, сохранить ПРОВИНЦИЮ как фундамент государства, я не вижу, их просто не существует в пироде.
    Идея Стремоухова Г.Д.

    Эксперты:ПЧП может стать эффективным инструментом привлечения бизнеса к развитию социальных объектов

    Может ли детский сад быть успешным бизнес-проектом и выгодно ли отечественному предпринимателю развивать социальные виды бизнеса? На эти и другие вопросы попытались ответить участники «круглого стола», посвященного проблемам законодательного обеспечения публично-частного партнерства (ПЧП) как эффективного инструмента развития и модернизации объектов социального назначения.
    По мнению экспертов, в развитых экономиках 75-80% всех проектов, реализуемых на принципах публично-частного партнерства, как совокупности форм взаимодействия муниципальной власти и частных предприятий, приходится на объекты социально-культурного и жилищно-коммунального назначения. По словам консультанта Немецкого общества по техническому сотрудничеству Федерального министерства финансов Германии Вальтера Штока, сегодня в Германии наиболее привлекательными для реализации проектов публично-частных партнерств являются школы, детские сады, учреждения культуры и спорта, административные здания властно-распорядительных органов, а также объекты дорожной инфраструктуры и транспорта.
    Несмотря на то, что в России развитие института публично-частного партнерства также включено в экономическую политику государства, как на федеральном, так и на региональном уровне, последнее не оказывает заметного влияния на процесс формирования и совершенствования законодательной базы, а практика успешной реализации публично-частных проектов носит фрагментарный характер.
    Сегодня, в условиях растущих дефицитов региональных и местных бюджетов, именно публично-частные партнерства могут стать эффективным инструментом привлечения внебюджетных средств в проекты по модернизации социальной инфраструктуры.
    «Почему именно публично-частное партнерство? — задается вопросом руководитель проекта «Детские сады — детям», депутат Государственной Думы — член Комитета по собственности Екатерина Семенова. — Потому что партнером бизнеса является не только государство, но и муниципалитеты, и общественные институты. В настоящее время, когда президент поставил задачу модернизации российской экономики, развитие института ПЧП, на мой взгляд, является одной из актуальных тем в современной экономической жизни. Через ПЧП можно решить, как общую задачу ускоренной модернизации экономики в целом, так и более локальные, в частности, проблему сохранения, развития и модернизации детских садов и дошкольных учреждений».
    При реализации проектов на условиях ПЧП, государство привлекает и частный бизнес для реализации своих собственных задач, которое оно не может решить одномоментно в рамках имеющихся бюджетных ограничений
    оригинал•

    Автономное плюс казенное
    Правительство предлагает создать новый тип бюджетных учреждений

    Тамара Шкель
    «Российская газета» — Федеральный выпуск №5099 (20) от 2 февраля 2010 г.
    Версия для печати / сохранить материал

    Нынешняя рабочая неделя у депутатов Госдумы пройдет в регионах. Народным избранникам предстоит проверить, как их законодательное слово отзывается в народе.
    Прежде всего думцы надеются услышать от своих избирателей замечания и предложения по поводу принятого на прошлой неделе в первом чтении законопроекта «Об обороте лекарственных средств».
    Между тем в думском портфеле есть еще один важный законопроект, который трудно будет рассматривать, не посоветовавшись с регионами. Поскольку он касается бюджетных учреждений — и федеральных, региональных, и муниципальных. Правительство вновь предлагает усовершенствовать их правовое положение, чтобы система заработала более эффективно, не ввергая госказну в большие траты.
    В пояснительной записке к документу, который сейчас активно обсуждается и в верхней, и в нижней палатах российского парламента, отмечается, что существующая в стране система бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует «в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления, от принципов оптимальности и достаточности для предоставления государственных и муниципальных услуг». Они получают бюджетные деньги независимо от того, сколько и какого качества услуги оказывают. При этом общее количество учреждений, входящих в эту систему, весьма велико — на федеральном уровне по состоянию на 1 апреля 2009 года насчитывалось 25 287 учреждений, на региональном и муниципальном уровнях по состоянию на 1 января 2009 года — 302 660 учреждений.
    Правительство уже попыталась стимулировать большую самостоятельность, в том числе и финансовую, в деятельности бюджетных учреждений, выступив с законодательной инициативой о создании автономных учреждений. Однако более чем за два года, прошедших с момента вступления в силу соответсвующего закона, на федеральном уровне было создано только четыре автономных учреждения.
    Поэтому правительство на этот раз решило обойтись без принципиальных преобразорваний, а просто создав условия и стимулы для того, чтобы бюджетные учреждения, способные функционировать на основе рыночных принципов, могли это делать с пользой для себя и для тех, кто получает их услуги. Предлагается изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав, переведя их с 1 января 2011 года со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания, предоставить право бюджетным учреждениям заниматься деятельностью, приносящей доходы, с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений, расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган публичной власти — учредитель соответствующего учреждения.
    В то же время создается новый тип государственных (муниципальных) учреждений — казенное учреждение, статус которых по сути совпадает с закрепленным в действующем законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 года всех доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, в соответствующий бюджет.
    Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предоставлено ему в соответствии с учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. При этом казенное учреждение будет отвечать по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
    В соответствии с законопроектом с 1 января 2011 года большая часть бюджетных учреждений, сохранив название, по статусу будет приравнена к автономным. Но в отличие от автономных на них будет распространяться закон о госзакупках. Меньшая часть бюджетных учреждений будет переведена в статус казенных.
    Комментарии читателей:

Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля