13 августа президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Владимир Плотников рассказал на пресс-конференции: что стоит за предложениями по ограничению поголовья в личных подсобных хозяйствах?
Четвертые сутки будоражит российские села и деревни сообщение о якобы принуждении ЛПХ к сокращению сельхозживотных. В. Плотников сразу подчеркнул, что, учитывая особую значимость личных подсобных хозяйств, руководство страны не допустит перекосов и перегибов при принятии решений относительно регулирования деятельности ЛПХ. «Никакой паники, никакого беспокойства ни у кого не должно быть», – отметил он.
Личные подсобные хозяйства – уникальное российское явление. Это одна из несущих опор воспроизводства сельской семьи, уклада сельской жизни, национальных традиций. Это важнейшая составляющая российского АПК и нравится это кому-то или нет, они – реальные кормильцы, заявил президент АККОР. В ЛПХ содержится 48% коров, 46% овец и коз, производится 71% мяса крупного рогатого скота, 80% картофеля, 70% овощей.
Во многом это достигнуто благодаря разным формам государственной поддержки, в том числе освобождению от уплаты налогов и сдачи отчетности, субсидированию процентной ставки. Люди поверили государству, сумели нарастить объемы производства и увеличили поголовье. В результате появилось много высокотоварных хозяйств. Есть даже такие, в которых содержится по 10 тысяч овец, тысячи свиней, сотни коров.
Казалось бы, таким высокотоварным хозяйствам прямая дорога – в предпринимательский сектор, в К(Ф)Х. Однако, на практике получается наоборот – только за три последних года более 93 тыс. К(Ф)Х преобразовались в личные подсобные хозяйства.
«Главная причина – невыносимое административное давление, невозможность выполнения жестких ветеринарных, санитарных, экологических и иных требований, – сказал Плотников. – К примеру, ферма должна стоять в
Желание вписать высокотоварные личные подворья в систему ответственных рыночных отношений, понятно, заявил председатель Совета АККОР Вячеслав Телегин, но делать это надо грамотно, взвешенно и, в первую очередь, методами стимулирования, а не принуждения.
Журналисты спросили Плотникова, откуда ноги растут о взбаламутившей общество новости. Он сообщил, что по итогам совещания о ходе уборочной 3 августа в Краснодаре. председатель правительства поручил прислушаться к инициативе ставропольского губернатора Владимирова об ограничении численности сельхозживотных, содержащихся в ЛПХ. Такие ограничения должны быть разработаны Минсельхозом, Минэкономики и Минфином при участии региональных властей до 23 сентября.
Глава Ставрополья заявил о том, что «в РФ нет четкого критерия ЛПХ. Есть люди, которые якобы держат личное подсобное хозяйство, у которых отара — 14 тыс. овец, бычков под 1,5 тыс., и они тоже являются участниками личного подсобного хозяйства. При этом он не индивидуальный предприниматель, никаких страховых взносов не платит, и в то же время в отсутствие земли у себя занимается фактически вредительством и создает социальную напряженность», пожаловался господин Владимиров. Сам он оценил предельную численность сельхозживотных в одном хозяйстве в «пять голов крупного рогатого скота и 20 овец», попросив внести изменения в ФЗ-112 «О личном подсобном хозяйстве» или же передать «возможность введения таких ограничений на уровень субъектов».
Напомним, подобные ограничения подсобных хозяйств уже имели место при хрущевских реформах 1950-х, когда участки, предоставляемые колхозникам для ЛПХ, были сокращены с 0,5−0,25 га до 0,1−0,25 га, что вызвало многочисленные протесты и отток около 7 млн селян в города. Ограничение численности индивидуального скота у рабочих совхозов и принуждение колхозников сдавать свой скот государству в счет мясозаготовок привели к сокращению поголовья.
Как известно, в конце августа, состоится третий съезд сельских кооперативов России. Автор строк попросил президента АККОР В. Плотникова сообщить, какие предложения по совершенствованию деятельности ЛПХ он выдвинул бы на форуме. Ответ был таков:
– АККОР предлагает:
– изменить действующие нормативно-правовые акты по содержанию скота и птицы на семейных фермах с учетом особенностей ЛПХ и других малых форм хозяйствования (разумное удаление хозяйств от дорог и жилья, возможность построить свой дом на принадлежащих земельных угодьях, отмена требований по отапливаемым санпропускникам и строительства биотермических ям и т.д.);
– распространить патентную систему налогообложения при переходе ЛПХ в другие формы хозяйствования с уплатой минимально фиксированной суммы 1 раз в год.
– использовать отчетность в статистические органы по самой упрощенной форме (общее количество произведенной продукции 1 раз в год).
– обеспечить доступность всех видов господдержки на семейные фермы (погектарная поддержка, кредитование, субсидии на литр молока и т.д.).
– дать возможность регионам самостоятельно определять пороговые значения параметров ЛПХ, исходя из местных условий и особенностей.
– увеличить государственную поддержку ведомственных целевых программ «Поддержка начинающих фермеров» и « Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств», доказавших свою эффективность и востребованность, с 6 до 25 млрд рублей с учетом поступивших заявок регионов.
Эти и ряд других предложений по вопросам деятельности личных подворий АККОР направит в Правительство РA, Минсельхоз РФ, Государственную Думу.
«При реализации таких мер должны быть приоритетными интересы крестьян, тогда и государство выиграет», – подчеркнул президент АККОР.
P.S. Дней 10 назад побывал в Кикнурском районе Кировской области и беседовал с главой ООО «Братство» Алексеем Куликовым, который содержит полторы сотни овец маточного поголовья. Он без обиняков заявил, что хочет уйти в тень, переоформить ООО в ЛПХ. Вот его слова: «Государство не заботится об агробизнесе. Зачем же я буду платить налоги такому государству, корпеть над отчетностью, терпеть частых проверяльщиков? Погектарная поддержка низкая. В 2014 году возмещение на одну овцематку составило порядка 10 тысяч рублей, в этом году её не будет. Как развиваться малому и среднему бизнесу на селе? В кабалу к банкам не полезу – лучше сразу веревку намылить и на шею. У меня есть Родина, но не приемлю государство, в котором вольготно живется олигархам, а не крестьянам». Что сегодня скажет овцевод?
А вот мнение главы администрации Кикнурского района Арабеллы Шарыгиной уже известно: «Насчет решения о введении для ЛПХ лимитов содержания сельхозживотных могу одно сказать:"1,5 тыс.голов КРС и 14 тысяч овец – это нонсенс! Это не ЛПХ, это агрохолдинг! Как поняла из информационных источников, количество поголовья будут привязывать к площадям и это логично. Но в каждом деле важна мера».
Такие вот настроения в сельской глубинке России. Пока же шараханья и поспешные решения ответственных за АПК руководителей свидетельствуют о непродуманности политики правительства в отношении малых форм хозяйствования на селе!
Александр РЫБАКОВ – «Крестьянские ведомости»
Тэги: земля, животные, ЛПХ, ограничение
Владимир Николаевич, на Вас вся надежда. Не упустите свой шанс войти в историю.
С предложениями на съезд двумя руками. Нужна государственная программа с прямой ответственностью регионов Ппрямой только прямой ответственностью . Надо вывести кфх на землю потом Лпх дышать легче. Сегодня думать о. Фермера который будет жить через 20 и далее лет Т е наши наследники которым оставим усадьбы и будут кормить население