5 августа зерновой рынок взбудоражили новости о закрытии экспорта зерна из России с 15 августа по 31 декабря 2010 года, и по мировому рынку прокатилась «взрывная волна» роста биржевых котировок на пшеницу. Насколько оправдано неожиданное решение правительства прикрыть торговлю зерном и почему оно вызвало ценовой всплеск на рынке продовольствия, поделился своими соображениями директор агентства «Стратег» Владимир Решетняк.
— Сейчас можно рассуждать о целесообразности решения о запрете экспорта, лишь с точки зрения «выбора из двух зол». Обоснование принятия такого решения недавно весьма доходчиво озвучил эксперт Дмитрий Рылько, представив свои расчеты зернового баланса, и по мнению эксперта, ресурсы зерна – запасы и урожай составят 17,0 + 62,5 = 79,5 млн тонн. Минус состоявшийся до запрета экспорт зерна 3,0 млн. тонн, и при таком раскладе на внутреннее потребление остается не более 77 млн тонн, нулевые запасы и голая Доктрина о «вкусной и здоровой пище». Если целью решения является сдержать цены на внутреннем рынке, не думаю, что при столь ограниченных ресурсах и инструментах их удастся остановить. Разве что притормозить в первой половине сезона, а во второй голову в песок, как испуганные страусы и… на спичках тянуть, кого «козлом отпущения» или «жертвенной овечкой» на этот раз назначить. Хотя, с точки зрения долгосрочного планирования, предвосхитить столь незавидный для отечественного зернового рынка сценарий было проще пареной репы.
— Каким образом, по вашему мнению, можно было предвосхитить столь незавидный для нашего рынка сценарий и почему наши «регулировщики» не сработали на опережение?
— Чтобы предвосхитить дефицитный сценарий нынешнего сезона Минсельхозу России достаточно было в прошлом сезоне воплотить свои планы в жизнь. Провести закупочные зерновые интервенции с августа и по декларированным в марте ценовым уровням. В этом случае и аграриев опускать ниже порога рентабельности не пришлось бы, и очередной глупый экспортный рекорд ставить на дне ценовой конъюнктуры мирового рынка не получилось бы. Почему регулировщики рынка не сработали на опережение им виднее, но позволю заметить, что в подолеке необдуманных поступков и решений кроется либо вопиющая глупость, либо всепоглощающая алчность.
В представленном ранее долгосрочном объемно – ценовом прогнозе, который третий год подряд сходится с фактами, минимум экономики и максимум политики. Чтобы понять где здесь «собака порылась», необходимо оценить позиции России на карте мира в трех измерениях.
— Действительно, по трем диаграммам логика и целевые установки «потусторонних сил» просматриваются вполне отчетливо, но почему прицел подводится под зерновой рынок?
— Потому что зерновой рынок является ключем к агропромышленному комплексу, который в базисе государства представляет собой фундаментальную опору для нашего общества:
Полагаю, надо иметь мужество и признать, что «обманное дижение» пропустили депутаты, проголосовавшие за первый трехлетний бюджет, который со старта ушел на фальстарт, затем «круговой подсечкой» разложенного по трем корзинкам стабилизационного фонда экономику на потустороннюю финансовую иглу подсадили, после чего финансовый кризис замутили, отсосав ликвидность из реальных секторов экономики. После чего провести «удушающее удержание» – это классика восточных единоборств когда дезориентированному сопернику отворотом кимоно горло перехватывают и скрещивающимся движением рук затягивают удавку до «ипона»…
— Когда с потенциальными деловыми партнерами мы ведем переговоры о сотрудничестве, я вывожу на экран комьютера статистические ряды по урожайности зерна в России с 1965 года и отвернувшись от экрана жму на клавишу со стрелкой вниз, называя годы всплеска и падения урожайности. На память я не жалуюсь, но память в данном случае не при чем, а все дело в том, что есть определенные погодные цикличности, влияющие на урожайность, и кто ориентируется в этих закономерностях, может учесть погодные факторы на опережение и грамотно выстроить экономическую стратегию на несколько ходов вперед. В частности, американцы запас зерна за пару предыдущих сезонов накопили, сократив экспорт на 20% от уровня 2007 – 2008 года, а по пшенице, так и вовсе, на 30%. Теперь, когда Россия демонстративно ушла с мирового рынка, а у Украины, Казахстана и Европы по причине погодных форс-мажоров экспортные потенциалы существенно припали, американцы «без шума и пыли» контроль над рынком зерна в свои руки взяли.
Но это лишь «одна сторона педали», а с другой стороны можно педалить цены «черного золота» в процессе товарообмена нефти на зерно между нефтедобывающими и зернопроизводящими странами. В частности, суммарно страны ОПЕК импортируют порядка 45 млн. тонн зерна в год. Россия вышла на мировой рынок с претензией занять лидирующие позиции в сферах экспорта нефти и зерна. По части нефти с нами никто конкурировать и не собирается, поскольку экспорт углеводородов самый низкоэффективный в плане добавленной стоимости сегмент экономики, а вот торговлю зерном с добаленной стоимостью выше чем у нефти в 50 раз и «подавляющим» влиянием на нефтедобывающие экономики, крупнейшие мировые игроки просто так не сдадут. По сути, это весомый рычаг влияния на объемы добычи и цены «черного золота» в глобальном масштабе и глупо было бы мечтать что США согласятся потесниться на мировом пьедестале и уступив России ближневосточный рынок зерна, отказаться от влияния на нефтяные страны.
Есть на Востоке выражение «потерять лицо», и извините меня за откровенность, но после амбизиозных заявлений и намерений вывести экспорт зерна на уровень до 50 млн. тонн в год, решение «никто никуда не идет» со стороны смотрится именно потерей фигуры экспортера.
Импортеров не столько неурожай в России волнует, сколько вопрос: чем кормить население? Их не волнуют российские амбиции, и придется признать, уходя с мирового продовольственного рынка, Россия теряет влияние на энергетическом рынке, рискуя подставиться под взрывной для нашей страны сценарий нефть – вниз, зерно – вверх.
— Скажите, а можем ли мы переиграть хитроумную комбинацию оппонентов, и какие меры необходимо предпринять, чтобы не допустить взрывного сценария в 2011 – 2012 году?
— По-моему, можем, если захотим. Для этого необходимо принять три конкретных закона, способных предохранить нашу страну от взрывных сценариев:
- Закон о квотировании экспорта стратегических ресурсов
- Закон об ограничении ссудных процентов и валютных спекуляций
- Закон о продовольственной независимости и безопасности государства
В первом законе следует прописать, что в случае падения цен на стратегические ресурсы ниже приемлемых для России уровней, государство вправе ограничивать объем экспорта этих ресурсов до тех пор, пока цены мирового рынка не восстановятся.
Логика этого закона проста. Как отреагировал мировой рынок на запрет экспорта зерна из России, мы оценили по импульсивному всплеску биржевых котировок пшеницы на Чикагской бирже, так что можем себе представить, как отреагируют рынки на ограничение экспорта «черного золота» и прочих невосполняемых ресурсов.
Кабинетные эксперты утверждают что рост цен зерна имеет спекулятивный характер. Не буду им перечить и лишь добавлю, что и обменный курс доллара в нашей стране тоже имеет спекулятивный характер.
Ведь глупо было бы полагать, что денежная единица страны которая всем должна, как земля — колхозу, и при этом обеспечена только «честным словом» американского правительства, стоит в 30000 раз дороже, чем обеспеченный природными ресурсами рубль.
По поводу 30000 раз я не оговорился, а учел «тысячекратное обрезание», которое господа финансисты устроили рублю в 1997 году.
Поэтому стоит наложить узаконенное эмбарго на валютные спекуляции, а аппетиты банкиров урезонить ограничительной планкой кредитных ставок. Ссудные проценты свыше 5% ввергают экономику в стагнацию и обрекают общество на деградацию. Финансисты и экономисты должны это знать из истории банковского дела. ЦБ РФ стоит напомнить, что согласно Статьи 3 №86 – ФЗ целями деятельности ЦБ РФ являются защита и обеспечение устойчивости рубля.
Получение прибыли целью его деятельности не является, а в реалиях все с точностью наоборот.
Чистая прибыль ЦБ РФ в 2008 году возросла в 4 раза, до 97,8 млрд рублей, в 2009 году еще в 2,6 до 251,4 млрд рублей. Странно, правда?! В разгар кризиса банкиры в шоколаде и как думаете, с чего они «прибылей накрутили» кроме как не с валютных спекуляций?
Между тем, ЦБ РФ сидит на золотовалютных резервах, словно сказочный Кащей, но регулировать рынки при помощи этих активов даже не думает. По идее, Правительству не стоило «терять лицо» перед мировой общественностью запретами, а вместо этого дать команду из «валютной кубышки» на рынок партию резаной бумаги с портретами «бледнолицых вождей» выкинуть и укрепить рубль. Укрепление национальной валюты экспорт притормаживает, импорт стимулирует, а чтобы нам ничего лишнего под шумок не навезли, на это есть такие инструменты регулирования внешней торговли как квотирование и пошлины. Укрепление национальной валюты выгодно для страны, взявшей курс на модернизацию.
Например, аграрии снизят производственные затраты за счет материально – технических ресурсов, которые импортируются ввиду отсутствия собственного производства. Это же касается и прочих необходимых, но не производимых в России товаров. Конечно, спекулянтам это не понравится, поскольку у тех, кто невосполняемые ресурсы сейчас лихо разбазаривает маржа припадет, а валютой спекулировать так вовсе нереально.
Наконец, почему нам необходим конкретный закон о продовольственной независимости и безопасности, а не обтекаемая доктрина, потому что закон регламентирует взаимоотношения и предполагает ответственность, а доктрина лишь декларирует безответственные целевые установки. Поэтому «хитроумные комбинации» мы пропускаем каждый выборный сезон с нарастающей амплитудой, вызывающей разрушительные резонансы не только в аграрном секторе, но и прочих отраслях, взаимодействующих с сельским хозяйством в спектре макроэкономических взаимосвязей.
Проще говоря, необходим «ассиметричный ответ» формуле глобального влияния, которую сформулировал Генри Киссинджер, а мы лишь дополнили ее третьим элементом, без которого формула не работает, но Генри не был бы Киссинджером, если бы не утаил его в рукаве…
- Контролируешь нефть – контролируешь страну
- Контролируешь продовольствие – контролируешь население
- Контролируешь деньги – контролируешь нефть и продовольствие, страну и население
-Исходя из оценок ситуации на рынке зерна, можете ли сформулировать ценовой прогноз для мирового внутреннего рынка и дать соответствующие рекомендации операторам?
— Что касается стратегических прогнозов, мы как опубликовали их в августе 2008 года так с тех пор не меняли, поскольку рынок зерна развивается по заданным в прогнозе объемно – ценовым векторам.
Что касается рекомендаций, думаю, имеет смысл акцентировать внимание операторов на ценобразовании продуктов питания от нефтяных и зерновых полей до булки хлеба на столе:
Как думаете, кто из соучастников представленной экономической цепи от общего каравая самые большие куски отрезает?! Правильно, их здесь нет…а между тем, аппетит у тех, кого мы с вами не видим такой что «легче убить, чем прокормить» и наводящий вопрос – кто операторов этой цепи «шкурит» убойными кредитными ставками и драконовскими тарифными расценками?! Правильно, банкиры и монополисты, которые у всех и каждого из нас из года в год кошельки трясут, хотя «ни в поле не потеют вволю, ни у печи не пекут калачи».
Буквально на днях состоялся откровенный обмен мнениями президента с представителями агропромышленного сообщества в Таганроге. Ничего не скажешь, конструктивный формат, без «протокольной кислоты» и «слюнявого челобития», однако впечатление не замедлили испортить ФАС и Генеральная прокуратура, заявившие, будто они вычислили факт монопольного сговора на наиболее демонополизированном рынке – «в сфере оптовой и розничной торговли зерном». Это при том, что цены зерна на внутреннем рынке сейчас ниже мировых на $60 – $80 и в розницу разве что бабушки на рынке семечки стаканами продают и пшено для попугаев…
Производители по определению не могут быть спекулянтами, и я так понимаю, вправе распоряжаться произведенной продукцией, исходя из ценовой конъюнктуры и перспектив развития рынка. На мировом рынке цены пшеницы сейчас в пределах $260 – $280 курсируют, что сопоставимо 7800 – 8400 рублей за тонну. Насколько мне известно, аграриям из южных регионов такие цены даже не снятся, а их оценки справедливой цены следующие:
Как видите, оранжевым событиям на Украине предшествовал более чем скромный урожай, а в 2007 – 2008 году генеральную репетицию аналогичного спектакля «потусторонние силы» на российской сцене прогнали. Наша страна, представляющая на карте мира 1/8 часть суши, где сосредоточена 1/3 природных богатств контролируемых 1/50 населения. Это ли не главный приз XXI века? И для «любителей легкой наживы» такая цель оправдывает любые средства, а тупить на острие атаки непозволительная роскошь для граждан России. Если атаки «потусторонних сил» вызовут в системе разрушительный резонанс, можете не сомневаться, что банкиры, олигархи, политики кинутся «тихую гавань» за пределами Отечества искать, а на народ им и сейчас наплевать.
Так вот, с точки зрения «прагматичного реализма», оперативные меры сейчас необходимо сосредоточить на реальной поддержке аграриев, а не «докторов» в лице ФАС и Генпрокуратуры к ним засылать. Президенту представители агропромышленного сообщества в Таганроге свои проблемы вполне доходчиво изложили. И не надо питать иллюзий, будто 35 млрд. рублей все дырки в агропромышленной сфере могут заткнуть. Поэтому в ближайшей перспективе необходимо развеять иллюзии, что мы в сказке живем, где из пяти сольдо, посаженных на поле чудес, за одну ночь денежное дерево вымахивает…
Беларусы, минимум десяток лет порядка 25% от общероссийского бюджета в свою землю инвестировали и удобрений 70% от общероссийского показателя вносили. Последние три года, урожайность трех важнейших зерновых культур у них явно превзошла мировые показатели:
Такой подход в отличие от «ручного управления» настроен на стратегические перспективы, а не «сиюминутные рекорды».
Так чем мы хуже?! Тем что наши депутаты, когда бюджет принимают, тоже «сказочные иллюзии» питают и на сельское хозяйство «ноль целых, шишь десятых» выделяют. Извините, но если агропромышленное сообщество им в соответствующей пропорции на выборах ответит, вряд ли они сохранят свои мандаты.
Между тем, мировое население прирастает со скоростью ~78 млн душ в год и по оценкам ООН до 2050 года необходимо увеличить производство продовольствия на ~70%. Это значит, производство зерновых и масличных культур надо увеличивать на 1,8 млрд тонн.
Как думаете, станет мировое сообщество дожидаться, пока мы от своих иллюзий будем избавляться?!
Как жаль, что таких экспетров в нашей стране единицы
Решетняк прав. Рынок зерна надо жестко регулировать для обеспечения стабильности развития собственного производства, потребления, а затем и роста экспорта. И обеспечивать хорошую рентабельность собственному производителю, как зерна, так и животноводства. А у нас жмотятся, а деньги выводят за рубёж.