Челябинская область: «теневые» огурцы.

Вторник, 08 июня 2010, 03:00

Большинство организаций, использующих труд китайских рабочих для производства сезонной сельскохозяйственной продукции в Челябинской области, до сих пор занимаются «теневой» экономикой. К такому выводу пришли в областном министерстве сельского хозяйства, проанализировав доступные данные о производстве овощей гастарбайтерами из Поднебесной. Область собирается принять меры, сообщает пресс-центр областного минсельхоза.

С такой остротой, как в Челябинской области, ситуация с китайскими временными рабочими не встает почему-то ни у кого из соседей. Например, в Курганской области власти заняли принципиальную позицию и просто не выделяют квоты организациям на привлечение иностранной рабочей силы, если не понятно, куда эта «сила» будет направлена. Но, как оказалось, от продукции, произведенной китайскими сезонными рабочими, они не могут защититься так же качественно.

Ежегодно областной минсельхоз согласует разрешения местным сельхозпредприятиям на ввоз иностранной рабочей силы из Китая для проведения сезонных работ. Для этого заключаются специальные соглашения с провинциями Китая, оговариваются условия проживания иностранных рабочих, их права и обязанности как граждан иностранной державы на территории России.

В 2009 году в сельхозорганизациях на Южном Урале трудилось 613 таких рабочих из Китая, в нынешнем году – 540 человек. Процесс деятельности таких сельхозорганизаций легко проконтролировать, так как они отчитываются за свою экономическую деятельность как все сельхозпроизводители, состоящие в едином сельскохозяйственном реестре. Соответственно, прозрачна и деятельность китайских граждан, работающих на них. Но есть и другие китайские гастарбайтеры, которые приезжают работать, например, в Челябинск, на стройку, на любое малое предприятие, а оказываются почему-то в полях в качестве сезонных рабочих. По данным минсельхоза, в 2009 году огурцы и помидоры без обозначения направления бизнеса выращивали 1850 человек, а в 2010 году – почти 2000 человек. Если в 2009 году на 27 гектарах закрытого грунта местные сельхозпроизводители произвели 8 тыс. тонн овощей (в среднем по 30 кг с квадратного метра), то 1850 человек сезонных рабочих произвели на 700 гектарах закрытого грунта, по данным статистики, 11 тыс. тонн овощей. Если посчитать урожайность с этих 700 гектаров, взяв хотя бы 20 кг продукции с кв. м, то должно было получиться 140 тыс. тонн. Получается, что официально эти организации показывают только 7% своего производства, это не считая 400 га открытого грунта, которые в прошлом году также возделывали китайцы.

Помимо сокрытия истинных объемов производства, «китайские» хозяйства наносят значительный экологический ущерб. Это в первую очередь использование не разрешенных на территории Российской Федерации химикатов – средств защиты растений и удобрений (эти нарушения не раз фиксировали специалисты «Россельхознадзора»), – воздействие которых на почву и на саму продукцию не изучено. Это использование местных водоемов в неограниченных объемах, что может привести к их иссушению. Это, как комментируют эксперты-агрономы, допотопный способ производства продукции, при котором никто не считается с природными затратами и с грядущими негативными последствиями для экологии.

Еще один негативный фактор деятельности таких организаций – демпинг цен на продукцию местных законопослушных сельхозпроизводителей, которые платят налоги, оформляют все разрешения, подтверждают качество зеленых овощей, а, следовательно, несут большие затраты. Что касается качества, то самое распространенное нарушение «неорганизованных» предприятий с китайскими рабочими – реализация продукции без сопроводительных документов.

Сегодня в минсельхоз Челябинской области продолжают поступать жалобы от местного населения поселков и деревень, которые видят, как варварски используют китайцы их землю, воду в водоемах. Одновременно продолжают поступать заявки на ввоз на территорию области до 12 тыс. китайских рабочих в год! По словам областного министра сельского хозяйства И. Феклина, если не остановить эту «экспансию», то скоро под китайскими теплицами окажется пол-области. К сожалению, современное земельное законодательство способствует созданию таких условий. Любой собственник земли может сдать свой надел в аренду, а проконтролировать затем, как он используется, достаточно сложно. Но, – как считает министр, – контроль все-таки возможен.

Первое, что необходимо сделать, – прекратить присутствие китайских рабочих в сельских районах без выделенных квот: «Если они приехали заниматься строительством, то почему они сегодня строят теплицы и отгружают продукцию?!» – задает риторический вопрос И. Феклин. Как правило, руководители таких организаций, когда удается выйти на контакт, заявляют, что китайцы просто выращивают овощи для их рабочих… Но как же тогда быть с торговлей, которая сегодня буквально завалена таким «нелегальным» товаром? Более того, мы снабжаем им и своих «благополучных» по китайской ситуации соседей: Свердловскую и Курганскую области, Башкирию и Оренбург.

Проблемные вопросы координации работы с бизнесменами, привлекающими труд китайских гастарбайтеров, уже обсуждались в министерстве экономического развития области. В ближайшее время возобновит свою деятельность рабочая группа в обновленном составе, которая будет контролировать и координировать работу всех заинтересованных ведомств в «китайском» вопросе. Решение навести порядок на рынке сезонной иностранной рабочей силы поддержал губернатор области М. Юревич.

 
Один комментарий к Челябинская область: «теневые» огурцы.
    0

    Да никто не сможет разрешить этот вопрос. НИКТО. вы просто умножте теневой сбор на стоимость этой продукции на поле. это же более 7 000 000 000 рублей получается! тут любое ведомство хоть обновляй хоть не обновляй его состав «добро» в любом случае даст! а не даст так эта грозная китайская сила сама направление покажет куда нам всем идти… p.s. ПРОФИЛАКТИКА ДЕШЕВЛЕ ЛЕЧИНИЯ. СРАЗУ ДУМАТЬ НАДО… и где же наши аналитики?!?!?!?

Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля