Состоявшееся в середине прошлой недели на заводе Ростсельмаш совещание по вопросам оздоровления ситуации в российском сельскохозяйственном машиностроении под председательством премьер-министра Владимира Путина вызвало оживленную реакцию не только в среде производителей аграрной техники и оборудования. Принятые в ходе заседания решения касаются ситуации во всем отечественном Агропроме.
Имеет смысл повторить, о чем, собственно, договорились высшие руководители Правительства с сельхозмашиностроителями (в обсуждении вместе с Председателем Правительства и членами правления «Союзагромаш» участвовали также вице-премьер Игорь Сечин, глава Минпромторга Виктор Христенко, министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев, руководители ФТС, «Росагролизинга», других заинтересованных структур). Как подчеркивается в пресс-релизе «Союзагромаш», «Владимир Путин согласился с мерами по поддержке отрасли и объявил о следующих решениях:
— с 2009 года субсидировать сельхозпроизводителям процентные ставки по кредитам, направленным на приобретение сельскохозяйственной техники исключительно российского производства; обязать субъекты федерации прекратить закупки иностранной сельхозтехники за счет бюджетных средств;
— увеличить уставный капитал ОАО «Росагролизинг» для закупки отечественной техники скопившейся на складах;
— повысить ставки импортных пошлин до 15% и выше по видам сельхозтехники, аналоги которых выпускаются российскими компаниями;
— принять финансовые механизмы поддержки экспорта сельхозтехники, включая экспортное кредитование, страхование и государственные гарантии;
— компенсировать организациям сельскохозяйственного машиностроения с 1 января 2009 года часть ставки рефинансирования за счет федерального бюджета по кредитам, полученным на техническое перевооружение.
По итогам совещания будут подготовлены протокольные поручения ответственным министерствам. Впервые Правительством Российской Федерации при участии членов «Союзагромаш» были приняты комплексные решения по развитию отечественного производства аграрной техники».
Комментируя по просьбе «Крестьянских ведомостей» итоги совещания в Ростове-на-Дону генеральный директор некоммерческой организации российских производителей техники и оборудования для сельского хозяйства Евгений Корчевой не скрывал своего удовлетворения.
«С самого начала деятельности нашей организации, — заявил он, — в течение семи лет руководство нашего союза вело планомерную работу, направленную на создание комплексной, системной государственной поддержки отечественному сельскохозяйственному машиностроению. Конечно, как отмечалось на совещании, если бы систему этих мер удалось бы реализовать раньше, последствия сегодняшних мировых кризисных явлений для наших заводов не были бы столь драматичными. С такой постановкой вопроса согласился и Владимир Владимирович. Так что сейчас самый важный фактор — это время.
Например, «Росагролизинг» уверяет, что вполне способен в ближайшие три недели довести выделяемые средства до потенциальных российских покупателей техники. Благо, как отмечали руководители этой уважаемой организации, многие процедурные вопросы для скорейшего заключения конкретных договоров на поставки техники в последнее время значительно упрощены».
Но, с другой стороны, практикам и аналитикам понятно и вот какое обстоятельство.
Если сейчас финансово-экономические структуры не сработают сверхоперативно, если выделяемые государственные средства до февраля не станут доступны фермерам, крестьянам и хозяйствам, то эффект от антикризисных мер будет таким, как будто их не было вовсе. Ведь на дворе — преддверие новогодних праздников, а до февральских посевных «окон» остаются считанные недели…
Следующая новелла нашего комментария — повышение импортных пошлин на зарубежную сельскохозяйственную технику. Пока адекватных зарубежных откликов на эту новость получить не удалось. Только «Сиэтл Таймс» (The Seattle Times), ссылаясь на информационное агентство Associated Press, пишет о визите Владимира Путина в Ростов-на-Дону. В сообщении особо подчеркивается, что визит премьера не был заявлен заранее. Авторы сообщили, что Ростсельмаш собирается сокращать от 1300 до 11000 сотрудников. При этом компания является основным работодателем в промышленности Ростовской области, продолжает Associated Press. Сложности Ростсельмаша связываются с растущей неопределенностью среди российских сельхозпроизводителей, из-за чего сократился спрос на сельхозтехнику.
«Россия столкнулась с массовыми сокращениями после того, как промышленные гиганты стали сокращать производство во время падающего спроса на металлы, строительные материалы и другие промышленные товары. Кремль пообещал повысить пенсии и пособия по безработице, в то же самое время пуская огромное количество наличных, поддерживая подорванную банковскую систему и выручая задолжавшие компании. Он также потратил десятки миллиардов долларов на защиту национальной валюты», — подытоживают корреспонденты.
Однако нет сомнения, что реакция с Запада вскоре последует. И в первую очередь со стороны тех мировых гигантов сельскохозяйственного машиностроения, которые еще не запустили производство своей техники в России. Такие фирмы, как «КЛААС», «Джон Дир», отчасти — «Розенлев» наверняка будут благодарны дальновидности тех своих руководителей, которые сделали ставку на производство своих машин в России.
Виктор Христенко сказал на совещании по поводу будущей реакции на меры защиты внутреннего рынка со стороны Запада, что она, конечно, будет не радостной. Но тут же министр признал, что в ВТО наработаны такие тонкие механизмы не допущения на свои внутренние рынки чужаков, которые нам еще предстоит создавать. Так что, наверное, повышение таможенных барьеров на ту продукцию, аналоги которой производятся в России, в кризисной ситуации все же оправдано.
К теме поддержки и развития отечественного производства машин и оборудования для сельского хозяйства AgroNews обращается регулярно, так что за тем, как реализуются ростовские договоренности, издания медиа-группы «Крестьянские ведомости» будут следить постоянно. Но в завершении комментария нельзя не высказать одну очень важную мысль.
В российской агропромышленном комплексе в 90-годы активно создавались профессиональные ассоциации и союзы. Сегодня таких организаций насчитывается около пяти десятков. Их голос становится все более и более слышен, что свидетельствует о реальном, а не «для галочки» процессе постепенного становления гражданского общества. Большая заслуга в их становлении и росте авторитета принадлежит Минсельхозу РФ и лично министру Алексею Гордееву. Однако на опеку всех союзов у министра просто не хватает сил и времени. Это сказывается и на подборе лидеров, и на эффективности самих союзов.
К сожалению, некоторые союзы просто обозначают себя названиями на политической картине, не занимая даже своей ниши. Например, есть некогда крупнейший в мире профсоюз работников АПК. Его вообще не видно и не слышно. Хотя сейчас, в кризисные времена, его позиция была бы не лишней в защите интересов наемных работников. Или обновленный Агропромышленный союз — где он? Или новый союз работодателей АПК — название есть, а смысл создания не очевиден. Зато очевидна проблема выбора лидеров, и эта проблема отнюдь не второстепенна.
Если слушать выступления руководителей европейских агропромышленных и крестьянских союзов, то становится видна их не ангажированная позиция, к которой прислушиваются первые лица власти.
Нельзя не сказать, что ростовскую встречу фактически «проломили» два союза — Зерновой и «Союзагромаш». Первый активно лоббировал выкуп зерна у крестьян за счет бюджета, второй — введение импортных пошлин. В принципе, речь шла об одном и том же — рост покупательной способности крестьян ведет к оживлению промышленности. Ну, а то, что это касается только отечественной продукции, скорее, относится к временным мерам кризисного периода, когда требуются громкие решения, способные успокоить публику. Вскоре выяснится, что в России много чего не производится, и тогда два выхода: новое снижение пошлин, либо зарубежные производители станут активнее строить заводы в России. Здесь, — у кого нервы будут крепче.
Так что союзов много, но тех, на которые Минсельхоз может реально опереться, тех, у которых есть не просто позиция, но и спикеры, способные ее высказывать и отстаивать, — раз-два и обчелся. Если бы их было больше, не пришлось бы обсуждать итоги ростовской встречи сегодня. Она бы состоялась минимум два месяца назад.
Не сам кризис страшен, а наша неготовность к нему, отсутствие прогнозов и вечное запаздывание в принятии мер.
Если кредиты на приобретение ВСЕЙ импортной сельхоз техники не будут датироваться, придется овощи высевать ручными сеялками а картофель еще и убирать Донами. Как следствие двухкратное повышение цен на картофель и овощи к концу 2010 года гарантировано. Власть все больше походит на слонов в посудной лавке!
В России нет хорошей сх/техники,и правительство решило за счёт сх/производителеи поддержать машиностроителей.На такой технике которая сыпится не доходя до поля,сельское хозяйство не подымешь.
Ну вот, должен же быть предлог как красиво деньги «Росагролизингу» дать, вот это в помпой и прошло.О пошлинах, увы братцы поздно уже пить боржоми, уже пол России ,весь крупняк, убирает только Джон Дирами, Нью-Холандами и КЛААСами, кто хотел уже все купил. Ну а мелочь «пузатая», такие как мы, подешевле покупаем ,если сможем, но избавь Бог брать в лизинг, это себе дороже ,чем самый дорогой кредит. При сложной ситуации прилизинге вы лищитесь тех денег, которые заплатили лизинговой конторе.