Человек становится ключевой фигурой в молочном деле. На каждом этапе от фермы и до прилавка успех бизнеса зависит от людей. О кадровых проблемах и потребительских предпочтениях рассуждали участники многочисленных конференций и семинаров, которые прошли в рамках VI Международного Форума «Молочная индустрия-2008» в МВЦ «Крокус Экспо».
Можно инвестировать миллионы евро в технику и технологии для молочного животноводства, но если люди не смогут всем этим управлять, это будут выброшенные деньги, считает руководитель компании «Вестфалия-Сердж» Бьорн Дрекслер. По его словам, оснастить фермы сегодня не проблема. Специалисты компаний, работающих на этом рынке, не только подбирают необходимое оборудование и проводят его пуско-наладку, но и оказывают технологическое сопровождение. Самой трудной задачей для инвестора становится подбор персонала и менеджмента.
Техника не может изменить людей, соглашается президент группы компаний «Русские фермы» Андрей Даниленко. И одним повышением зарплат проблему не решить. Нужно менять всю систему управления. Потому что даже малейшая ошибка в рационе или ветеринарных условиях для фермы с 1-3 тыс. голов оборачивается огромными потерями.
Подъем в животноводстве, который начался благодаря национальному проекту «Развитие АПК», споткнулся о серьезную кадровую проблему, продолжает Б. Дрекслер. Из-за этого процесс возрождения молочного дела в России может затянуться на 10-15 лет, предупреждает он.
Ситуация усугубляется тем, что животноводы в последнее время едва сводят концы с концами. В Волоколамском и Шаховском районах Московской области, например, несколько хозяйств вообще оказались в критическом положении. За последние две недели закупочные цены на сырое молоко упали почти на 40% — с 14 до 9 руб./л. Для них — это ниже себестоимости. Но даже себе в убыток продавать молоко некуда — и местные и московские молзаводы отказываются его принимать. Причина — переход на переработку импортного сухого молока, объясняют в районной администрации.
Рост закупок сухого молока за границей — проблема, к которой «Крестьянские ведомости» еще вернутся в ближайшее время. По данным Росстата, импорт этого продовольственного товара за последний год увеличился на 14,8%. Интересно, как сей факт будет соотноситься с новыми тенденциями на потребительском рынке. По словам директора подразделения аудита розничной торговли исследовательской компании «Нильсен» Илоны Лепп, люди в городах, особенно крупных, все чаще ориентируются на покупку натуральных и полезных для здоровья молочных продуктов.
Спрос растет на продукты «Био» и так называемые «функциональные» молочные и йогуртовые напитки, замечает она. Так, в 2007 году продажи питьевых йогуртов выросли на 24%, молока с добавлением сока — на 26%. По данным компании «Сиг Комбиблок», среди лидеров также оказались категории УВТ молока (мгновенно стерилизованного при ультра высоких температурах) — 23%, и сливок — 29%. А вот сегмент ароматизированного молока и вовсе установил рекорд — 51% роста.
Изменились вкусы и предпочтения покупателей, замечает ведущий аналитик компании «Сиг Комбиблок» Нана Рубина. Если раньше они выбирали продукты иностранных брендов, то сейчас потребительский спрос повернулся к торговым маркам, ассоциирующимся с российским производством, говорит она.
Российское — значит натуральное, думает потребитель. Но, к сожалению, это не всегда так. Мы вынуждены импортировать молочное сырье до тех пор, пока отечественный рынок не окрепнет, подчеркивает депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Геннадий Кулик. 33 млн т молока — недостаточно для страны, считает он.
Дефицит сырого молока, особенно высокого качества, наблюдается во всем мире. И это основная причина роста мировых цен на него в 2007 году — на 80-100%. Казалось бы, у молочного животноводства появляется отличный шанс заработать дополнительную прибыль и вложить ее в развитие. Только стоимость содержания каждой коровы также неуклонно растет.
В Китае из-за этого чуть было не случился кризис всей молочной отрасли. Как рассказала представитель агентства ББДО Шао Лио, к лету 2007 года цены на сырое молоко в стране выросли на 50% по сравнению с 2006 г. — с 2 до 3 юаней за л (1 китайский юань — 0,09 евро). Чтобы стимулировать потребление, применили политику сдерживания закупочных цен. В итоге держать коров стало невыгодно, и многие китайские фермеры полностью вырезали свой скот. К концу 2007 года в стране образовался катастрофический недостаток сырого молока, при заметном росте потребительского спроса на молочные продукты, замечает Шао Лио. Сегодня закупочные цены на китайском молочном рынке снова растут, однако ситуация остается тяжелой, потому что качество сырого молока продолжает ухудшаться, сетует она.
Опыт «большого соседа» — это наглядное пособие для российских молочников — чего не надо делать. По мнению экспертов, избежать развития событий по китайскому сценарию пока еще можно.
Фото автора
Странно это слышать от господина Даниленко, ведь приглашая на работу иностранных консультантов, которые превратили прекрасную ферму в Насадкине в пример того, как не надо работать, он забыл о том что есть и неплохие Российские специалисты по молочному производству.