Кто первым придумал велосипед, не очень понятно. Иные приписывают создание двухколесной машины китайцам, темпераментные итальянцы ссылаются на чертежи Леонардо да Винчи. А вот зерноуборочный комбайн изобретен в России.
В 1868 году воронежский инженер Андрей Романович Власенко сконструировал жнею-молотилку, которая и стала прототипом первого комбайна. Потом идея машины для уборки зерна перекочевала в Европу, а затем и за океан, где предприимчивые янки быстро наладили массовое комбайновое производство.
Об этой исторической правде как-то особенно остро вспоминалось в ходе работы 3 годовой конференции Союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК — «Союзагромаш», которая на прошлой неделе прошла в Ростове-на-Дону.
Союз сельхозмашиностроителей был создан в 1998 году скорее по политической моде, чем по необходимости решать конкретные задачи защиты интересов создателей техники для села. Однако когда три года назад к руководству в организации пришла молодая команда управленцев, прекрасно отдающая себе отчет во всех сложностях и проблемах, которые в кратчайшие сроки необходимо преодолеть этой важнейшей отрасли промышленности, о «Союзагромаше» заговорили, как об организации очень серьезной.
Как отметил в выступлении на конференции лидер Союза Константин Бабкин, вновь избранный на пост президента «Союзагромаша», сегодня в его рядах собраны отечественные компании, фирмы и заводы, которые производят более 80 процентов всего российского сельхозоборудования и техники. Кстати, согласно статье 16 недавно принятого Закона о развитии сельского хозяйства, в случае, если профессиональная организация представляет более двух третей валового отраслевого производства, она имеет право выступать официальной стороной при ведении диалога с государством по вопросам, касающимся предмета ее деятельности.
Правда, вот тут-то и начинаются всевозможные чисто управленческие и организационные вопросы.
По ведомственной принадлежности вряд ли сельскохозяйственные машиностроители имеют прямое касательство к российскому аграрному ведомству.
То есть, с одной стороны, как бы — да, а с другой, — непосредственные администраторы и партнеры промышленных компаний — это Минпромэнерго и МЭРТ. И, поскольку сельскохозяйственное машиностроение работает в первую очередь на российских аграрников, а только после этого — на экспорт, внимание к отрасли, мягко говоря, второстепенное. Конечно, в Министерстве промышленности и энергетики о проблемах машиностроителей для села знают и, как выяснилось из выступления заместителя министра этого ведомства Андрея Реуса, по мере сил стараются помочь, но все же, как и у любого отраслевого министерства в России, реальные возможности для этого весьма ограничены.
Всякая комплексная проблема имеет много измерений. Так и создание машин и агрегатов для села.
То, что без современных почвообрабатывающих комплексов, тракторов, комбайнов, передового оборудования для животноводства конкурировать нашим крестьянам сегодня на продовольственном рынке не представляется возможным — это аксиома. Поэтому аграрный руководитель, фермер остро нуждается в новых надежных машинах. Однако платежеспособность хозяйств сегодня оставляет желать много лучшего. И в первую очередь это связано с тем, что цены на продовольствие лимитируются низкой покупательной способностью россиян. Так что запросить подлинную цену за отечественное продовольствие возможности просто нет, — кто купит, да и политика не даст. Вот и сравнивают крестьяне свои себестоимости с ценами на субсидированный процентов на сорок продовольственный импорт. А при необходимости обновить технический парк смотрят не на качество оборудования, а на цену его.
А бывает ли хорошее дешевым?
Нет, сегодня, конечно, есть процентов сорок нашего сельского сектора, которые успешно развиваются, несмотря на все препоны, — то ли благодаря городскому долгосрочному инвестору, готовому ждать по семь — десять лет, за которые вложения в сельское хозяйство окупятся, то ли вследствие гениальности руководителя хозяйства, то ли за счет близости к какому-нибудь начальству. Эти «маяки капиталистического соревнования» могут себе позволить самое современное, — а, значит, — дорогое оборудование.
Однако в поисках его они тут же сталкиваются с тем, что в основной своей массе отечественные заводы предлагают им тяжелые по весу, устаревшие по технологии, не энергосберегающие машины. И тогда российские аграрники обращаются к западным конкурентам. На конференции представитель таможни привел любопытные факты.
В прошлом году в Южный федеральный округ было завезено машин и оборудования на сумму $280 миллионов. Из них больше половины — техника для сельскохозяйственного производства — комбайны, тракторы, почвообрабатывающие агрегаты, — всего 3800 штук. Кроме того, по временному ввозу на южные нивы прибыли зерноуборочные комбайны на сумму $28 миллионов?
И это — в края, где, по всем позициям должен властвовать «Ростсельмаш»! Где некогда производили зерноуборочный комбайн, удостоенный Гран при на Всемирной выставке в Париже! Правда, было это в 1937 году.
Как-то в поездке с зарубежным коллегой под Ростовом-на-Дону мы встретили колонну зерноуборочных «Джон Диров», которые прибыли в Россию на уборку. Мой приятель едко заметил, что, если бы американские комбайностроители увидали такую картину вблизи главного завода этой компании, они, во-первых, стали бы штурмовать протестами свой Белый дом, а, во-вторых, строго спросили бы со своих сенаторов и конгрессменов, как было такое положение допущено?
В ходе недавнего заседания российского Правительства, посвященного вопросам весеннего сева, министр финансов Алексей Кудрин предложил расширить реестр техники, поставляемой на село через систему «Росагролизинга», комбайнами и тракторами зарубежного производства.
Получается, что российский бюджет, оказывающий поддержку сельским лизинговым схемам, — кстати, это один из очень немногих методов непрямой государственной поддержки наших крестьян, — должен будет за их счет финансировать западные фирмы и компании.
Думается, в Евросоюзе и в Вашингтоне такое предложение главы российского Минфина будет встречено бурными аплодисментами.
Но мы-то живет здесь, а не в Брюсселе или Берлине?
Кстати, этот эпизод не ускользнул от внимания отечественных сельхозмашиностроителей. Президент «Союзагромаша» направил Алексею Кудрину и Герману Грефу приглашения принять участие в работе конференции. Однако никто из представителей макроэкономических ведомств на приглашение принять участие в дискуссии не ответил. Наверняка, очень заняты.
Отставание нашего машиностроения для села от западных фирм и компаний началось, естественно, не сегодня. Оно стало еще при советской власти отражением общего отношения государства к селу, как к чему-то второразрядному.
В предвоенные годы из конструкторских альбомов сельхозмашиностроителей были изъяты все высоколегированные стали. Вообще в советских ГОСТах не предусматривали использование современных качественных материалов для сельхозмашиностроения. Так что стоит ли удивляться тому, что наши чугунные бороны тяжелее западных аналогов.
Первые послесоветские пятнадцать лет новая российская власть на сельское хозяйство обращало внимания достаточно мало. То же можно сказать и о производителях оборудования для аграрной отрасли. Так что вполне можно было говорить о кризисе отрасли.
Правда, в последнее время ситуация постепенно меняется к лучшему.
Как отмечается в Решении конференции, в 2006 году предприятиями отечественного машиностроения было разработано более 20 моделей современных машин, поставлены на серийное производство принципиально новые модели — высокопроизводительный зерноуборочный и кормоуборочные комбайны, сельскохозяйственный трактор 5 класса, энергоэффективные посевные и почвообрабатывающие комплексы, другое оборудование.
Однако, удивительное дело, участники годовой конференции «Союзагромаша» приехали в Ростов-на-Дону вовсе не для того, чтобы лишний раз пожаловаться на отсутствие государственного внимания или написать очередную челобитную высокому начальству. Нынешние лидеры отрасли — прагматики. Они понимают неизбежность и необходимость рыночной конкуренции. Тем более что и сама конференция проходила на площадях выставочного комплекса «Вертол», где работала 10-я выставка «Интерагромаш», так что и своя продукция, и машины от западных конкурентов можно было сравнить тут же.
Требуют же они только одного: создайте нам действительно равные условия для соревнования с западными компаниями.
Примеров такого неравенства участники приводили множество.
Во-первых, западные страны всячески облегчают экспорт своей машиностроительной продукции. Не всегда эта помощь выражается в прямом субсидировании, хотя различные государственные программы в ФРГ, Франции, США порой, предполагают и такие формы поддержки.
Но режимы благоприятствования, низкопроцентные долгосрочные кредиты или прямые списания задолженностей — это повседневная практика. Научно-технические исследования на прорывных направлениях (то, что по-русски называется аббревиатурой НИОКР) чаще всего финансируются с государственным участием. Есть и другие способы государственной поддержки.
Например, современная окрасочная камера для больших машин стоит около двадцати миллионов евро. Но российский завод заплатит за такую необходимую в работе установку полную стоимость. А его западному конкуренту половину стоимости возместят, поскольку современное окрасочное производство? помогает охране окружающей среды.
И таких примеров более чем достаточно.
Так что претензии наших сельхозмашиностроителей к тем, кто, по идее, должен отстаивать интересы российской промышленности, кажутся вполне обоснованными.
В уже упомянутом Решении конференции указывается, что «? до сих пор отсутствуют механизмы таможенной защиты российских производителей сельхозтехники, в том числе, по ограничению закупок зарубежных машин с использованием бюджетных средств. ?Сельхозмашиностроители не имеют возможности использовать средства Инвестиционного фонда на техническое перевооружение. Недостаточно финансирование инновационных проектов, продолжается рост цен на сырье и энергоресурсы?»
«Союзагромаш» предлагает Правительству, Минпромэнерго, Минфину, МЭРТ, другим заинтересованным министерствам и ведомствам разработать стратегию развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения. Свое видение дел организация готова предоставить в который уже раз.
Но, главное, капитаны отрасли хотят-таки получить ответ на вопрос: нужны ли стране хороший отечественный трактор, комбайн, сеялка или борона.
Для них-то ответ на вопрос понятен. А вот для заправил нашей экономики, похоже, не очень.
Но, думается, выход из ситуации все равно будет найден.
Один из выступавших на конференции предпринимателей заметил: мы жалуемся на то, что наши станки ни на что не годятся, так что стремимся закупать импортные. Станкостроители жалуются на некачественные материалы и на то, что их потенциальные клиенты покупают станочное оборудование на Западе. Металлурги тоже в претензии. Горняки и шахтеры тоже не удовлетворены итогами своей работы. А тем временем мы все знаем, что в Европе сталь и дешевле, и качественнее, а станки и машины — лучше?
При этом у каждой отрасли есть свой профессиональный союз.
Так, может, пришло время кинуть клич и собрать за одним столом все эти организации. Этакий собрать Союз союзов?
Думается, такой силе, буде идея реализована, действительно станет по плечу развитие и защита российских экономических интересов. Ну, а сама приведенная декларация — уже большой шаг к тому долгожданному гражданскому обществу, о необходимости создания которого говорит в России не только глава государства.
На снимках: президент «Союзагромаш» Константин Бабкин (слева) и генеральный директор «Ростсельмаш» Валерий Мальцев; рабочие моменты конференции; юбилейная выставка «Интерагромаш» прошла успешно; в цехах «Ростсельмаша» конвейер не останавливается.
Докладчики обвиняли в своих бедах кого-угодно (в частности, представители научных учреждений и МИСов ругали отеч. производителей, абсолютно не владея ситуацией). А докладчики от машиностроения рекламировали свою продукцию перед … такими же производителями. Зачем? Все доклады были скучными (за редким искл.)Презентации — плохо изготовленными. Охрана и обслуга излишне придирчивы. Организаторы зевали. В общем, если бы грефы и кудрины приехали, денег бы машиностроители еще долго не увидели бы. Работать надо!!!
Наши придумали первые наверное все. Радио, паровоз, самолет и т. д. По-моему все это лажа. В России так же как и сейчас в Китае все срисовывают. А потом придумывается история о том, что Александр Попов опоздал на один день с публикацией и поэтому во всем мире считают, что радио изобрел Маркони. Через некоторое время эту информацию заносят в официальные учебники истории (российские учебники) и вся Россия с возмущением требует признать сей исторический факт.
Во! Герои 🙂
Я бы давно уже, на месте владельцев этих заводов все продал и свалил на Багамы. Или спокойно прикупил пивной заводик в Мюнхене. А эти еще не сдаются или цену себе набивают. Что и кому доказывать? Наши чиновники до сих пор не лишились госплановских и ЦК-ных привычек (слуги народа, ха-ха), а все остальные коленопреклонением перед «заморским дивом».
скажу вам по секрету — делать комбайны/тракторы и сеялки с веялками бизнес довольно прибыльный. И не верьте тем, кто говорит обратное.
Бывший сотрудник РСМ и КЗК Николай.