Через 18 дней президент РФ спросит с министров: как вы будете наводить порядок на базарах. Чтобы там торговали крестьяне, а не «серые» посредники. Чтобы там не обвешивали и не обманывали. Чтобы человек, сделавший покупку, видел качество и знал, с кого спросить за его отсутствие, пишет «Российская газета».
Минсельхоз выработал ряд, без преувеличения, революционных предложений. Фактически рынки должны перейти под управление кооперативов производителей. К тому же минсельхоз предлагает запретить на «колхозных» рынках торговлю импортом и товарами глубокой переработки.
В чем логика этих идей — в эксклюзивном интервью министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева.
ВОПРОС:
— Алексей Васильевич, откуда вдруг такая охота на «серых» посредников, которые до этого мало кого в правительстве интересовали?
А. ГОРДЕЕВ:
— Никакой охоты нет. Без посредника нет торговли. Это аксиома. Вопрос совершенно в другом: как сделать так, чтобы система торговли работала и на производителя, и на потребителя. Чтобы она была справедливой к ним, а не к посредникам.
Должен сказать прямо: к сожалению, на законодательном уровне эта система не отлажена никак. Я не раз говорил, что в России отсутствует торговая политика.
Нет «большой» торговой политики, но нет и «малой», розничной. В результате эта сверхважная и специфическая сфера экономики вообще не регламентируется комплексным законодательством.
Государство закрывало на это глаза. Больше закрывать нельзя: проблема резко обострилась. Я сразу убираю из своих рассуждений национальный аспект, хотя замечу, что «базар» вскрыл целый пласт застарелых болячек нашего общества. Но, как министр сельского хозяйства, я буду сегодня говорить только об экономической стороне дела.
Что случилось? Началась реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК». И тут же обнаружился вопиющий дисбаланс. С одной стороны, мы работаем над повышением деловой активности на селе, поддерживаем малый агробизнес. Но, с другой, мы не создали условия для того, чтобы рост производства продукции обеспечивался условиями для ее сбыта. Это противоречие нарастает, отсюда — требования навести порядок?
Полностью с интервью в «Российской газете» можно познакомиться на нашем сайте в разделе «Обзор прессы».
Конечно, торговлю отменить нельзя, ибо нужно различать «продвижение товаров» от «спекуляции на товарах». Торговля — необходимая инфраструктура рынка, но она должна зарабатывать трудом, а не стричь спекулятивные доходы с помощью умелого распределения финансовых потоков и хитрых барьеров, отодвигающих производителя от цены покупателя. Колхозный рынок — наглядный пример. Но чем отличается ситуация на колхозном рынке от ситуации на товарном ?
ПШЕНИЦА И ХЛЕБ: Пшеница — производственная себестоимость 2200 руб/тн без НДС, в т.ч. 10% оплата труда или 220 рублей. Для производства 1 тонны хлеба необходимо 737 тонн муки в/с или 1,475 тонн пшеницы. Но за производство 1,475 тонны пшеницы оплата труда составляет 324,5 рублей, а стоимость тонны хлеба в рознице 20 000 рублей, т.е. оплата труда сельхозпроизводителя в стоимости хлеба — 1,6%.
ПОДСОЛНЕЧНИК И МАСЛО: Если подсолнечник поставляется на переработку по 5300 руб/тн в зачетном весе, то себестоимость прессовго нерафинированного масла около 13 000 руб/тн, а фасованного по 1 л. дезодорированного 18 руб/л или 19 565 руб/тонна. Но парадокс — в рознице литровая бутылка фасованного подсолнечного масла стоит 35 рублей, что соответствует цене 38 000 рублей/тонна.
Сравните «колхозный рынок» и «товарный рынок» — проблемы одни и те же…