«Для России, располагающей мощнейшей углеводородной базой, любые проекты, связанные с производством альтернативного топлива, — экзотика», считают в Российской Биотопливной Ассоциации (РБА), которая объединяет производителей возобновляемого топлива — биоэтанола и биодизеля, и продвигает использование возобновляемых топлив в России.
По информации министерства сельского хозяйства США за 2004 г., этанол содержит на 67% больше энергии, чем требуется для выращивания зерновых и переработки их в этанол. Исследование отмечает, что в сфере производства этанола существенно увеличилась эффективность выхода энергии за счет высоких урожаев зерновых, развития технологий, в частности использования молекулярных сит, а также более эффективной практики ведения сельского хозяйства.
Другие топлива требуют больше энергии для своего производства, чем дают. Очищенный бензин вырабатывает на 15% меньше энергии, чем требуется для его производства.
По данным Argonne National Laboratory, использование 10% смесей этанола снижает выброс парниковых газов на 12-19% по сравнению с обычным бензином. Например, в 2004 г. использование этанола позволило сократить выбросы парниковых газов примерно на 7 млн т, что сравнимо с годовым выбросом 1 млн автомобилей.
Американская Пульмонологическая Ассоциация (Чикаго) подтверждает, что применение реформулированного этанолом бензина уменьшила образующие смог выбросы на 25% с 1990 г.
По данным РБА, мировым лидером в области производства биотоплива сегодня является Бразилия — данная отрасль существует в этой стране уже около 30 лет (кстати, в середине 70-х гг. СССР оказал помощь Бразилии в организации массового производства этанола (этилового спирта), поставив ей большое количество оборудования для изготовления спирта из сахарного тростника). При этом число производителей биотоплива и объемы его выпуска постоянно растут.
Тон в этом процессе задают нефтезависимые США и ЕС. Кроме того, биоэтанол и биодизель производят Малайзия, Индия, Китай, Австралия, Колумбия, ЮАР и ряд других стран.
Мировое производство моторного биотоплива (млрд л):
|
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. (прогноз) |
Биоэтанол |
17,4 |
18,7 |
21,7 |
27,4 |
31,4 |
35,7 |
42,4 |
Биодизель |
0,9 |
1,2 |
1,5 |
1,8 |
2,2 |
4,5 |
7 |
источник: Российская биотопливная ассоциация |
В отличие от США и ЕС законодательная база в России не предусматривает никаких льгот поставщикам альтернативных топлив, а в таких условиях данная отрасль практически не имеет шансов на развитие.
Однако российские агропромышленные компании, похоже, имеют возможность выйти на этот рынок. По данным Российской биотопливной ассоциации, в ЕС действует перспективный план по наращиванию потребления биотоплива, и пока европейские его производители, несмотря на господдержку, с ним не справляются.
На начальной стадии развития отрасли биотопливо во многих странах рассматривалось как один из инструментов сокращения негативного воздействия транспорта на окружающую среду. В этой связи в мировой практике активно применяется стимулирование его производства в виде всевозможных налоговых льгот и дотаций как непосредственно заводам, так и производителям сельхозпродукции, являющейся в данном случае сырьем.
К сегодняшнему дню, в условиях роста цен на углеводороды, роль биотоплива расширилась: теперь внутреннее его производство — уже одна из составляющих (конечно, не самая главная) энергетической безопасности ресурсно-дефицитных стран.
Например, в ЕС действует специальная директива 2003/30/ЕС, обязывающая страны-члены ЕС поддерживать долю биотоплива в общем объеме производства горючего на уровне 2% до 2005 г. и 5,75% до 2010 г. Пока, правда, положения этой директивы не выполняются. Доля биотоплива на рынке бензина и дизтоплива в странах ЕС, по данным Еврокомиссии, составляла около 0,6% в 2003 г., менее 1% в 2004 г. и менее 2% в 2005 г.
Но перспективная цель еще может быть достигнута. По текущим оценкам, к 2010 г. в ЕС ожидается трехкратный рост спроса на биотопливо. Такие показатели должны обеспечить не только около 100 действующих заводов, но и новые мощности: 40 заводов по производству биодизеля и 60 — биоэтанола. Суммарный объем инвестиций в данные проекты оценивается в $3,6 млрд.
Нельзя исключить вероятности того, что росту доли биотоплива на топливном рынке ЕС будет способствовать его производство в России.
При этом у биоэтанола больше шансов на развитие производства в РФ, чем у биодизеля, что связано с сырьевым вопросом. В то время как биоэтанол является продуктом переработки практически любой биологической массы, биодизель получают путем перегонки масла, полученного из различных масличных культур, перепроизводства которых в отечественном сельском хозяйстве не наблюдается. Однако и биоэтанол в промышленных масштабах в России пока не производится.
В прошлом году депутаты Госдумы, правда в рамках урегулирования рынка алкогольной продукции, предлагали низкокачественный и нелегально изготовленный этиловый спирт пустить на моторное топливо, а также снизить налоги на производство технического этилового спирта и уменьшить акцизную ставку на бензин со спиртовой добавкой. Однако ни одна из этих новаций не прошла. В итоге сегодня в законодательной базе есть только технические условия и нормативы на производство топлива на основе спиртовых добавок, сообщает Российская биотопливная ассоциация.
В то же время проекты строительства заводов по производству биотоплива в России имеются. В основе их — рост цен на бензин и солярку, объективно способствующий повышению конкурентоспособности любой альтернативе нефти. Кроме того, биотопливные заводы теоретически должны способствовать подъему сельского хозяйства, а получаемый таким образом синергетический эффект обеспечит рост занятости населения.
Пока реализация спиртосодержащей продукции вне зависимости от ее назначения будет облагаться высоким акцизом, и пока в России не появится рынок для экспорта, весь производимый биоэтанол будет экспортироваться в Европу.
Действительно, в России нет закона, который хоть как-нибудь регламентировал производство и применение биотоплива. А ведь это имело бы важное значение не только для сельского хозяйства, которое неизбежно, из года в год, сталкивается с проблемами роста цен на ГСМ, но и для экологии. В современном мегаполисе, перенасыщенном автомобилями, мы и наши дети задыхаемся от нехватки чистого воздуха, ведь по оценкам управления по охране окружающей среды США бензин является крупнейшим источником искусственных канцерогенных веществ. А благодаря добавлению этанола — бензин обогащается кислородом, что способствует более полному сгоранию и уменьшению выбросов окиси углерода на 30%. Он также уменьшает выбросы токсичных веществ на 30%, а выбросы летучих органических соединений — более чем на 25%!
А, законы — так ведь не на камне высечены, можно пересмотреть, да и переписать.
что и кто мешает????
я бы хоел узнать когда начнуту нас пояится автомобиль а альернатином топливе