В Ростове-на-Дону состоялась первая российская конференция по производству биотоплива. Конференция открылась приветственным письмом министра сельского хозяйства России Алексея Гордеева участникам конференции о важности производства рапса как масличной культуры, и особо подчеркнуто его продовольственное и техническое значение, сообщает эксперт-аналитик аграрных рынков участник конференции Виталий Шамаев на сайте «Гелио-Пакс».
На конференции были представлены технологии производства ярового и озимого рапса. Результаты показывают, что данная культура обязана занять важное место в севообороте масличных. Культура выгодна экономически, превосходно подготавливает структуру почвы, повышает ее плодородие, очищает от сорняков, значительно повышает фитосанитарное состояние поля. Мировыми лидерами производства рапса являются страны с развитыми технологиями земледелия: Европа, Канада, Австралия, Китай, Индия.
Для аграриев встал вопрос о рынке сбыта данной продукции. Действительно, спрос европейских покупателей на рапс огромный, но на вывоз масличных действует 20% запретительная экспортная пошлина. К переработке рапса на внутреннем рынке готовы не все заводы, да и внушительный объем подсолнечника на внутреннем рынке вряд ли будет активизировать спрос на рапс. Провал рынка масличных в этом сезоне испытали все аграрии.
Один из сценариев развития рынка сбыта рапса, предложенный на конференции, предусматривал следующее. Было предложено каждому фермеру, или группе хозяйств, обзавестись маслопрессом, модернизировать двигатель трактора МТЗ 82, что позволит ему работать на рапсовом масле. Такой трактор был представлен, он работал на холостом ходу все время работы выставки. Но результаты испытаний пока надлежащим образом не оформлены. Как поведет себя такой трактор в поле, пока аграрии не знают. Сельхозпроизводителям предлагалось включиться в процесс испытаний.
Также были представлены результаты испытаний двигателя ММЗ-243 трактора МТЗ-82 при работе на смеси рапсового масла с дизельным топливом (25%/75%). Причем эти данные были получены с 1992 по 1997 г., но тогда они представляли малый интерес, поскольку соотношение цен между растительным маслом и дизельным топливом не было таким как сегодня.
Фермеры с сомнением отзываются о программе «каждому фермеру по маслопрессу». Во-первых, она затратна, во-вторых — технологически несовершенна. В-третьих, отсутствуют у фермеров какие-либо знания по технологиям, оборудованию, сроках его окупаемости. Маслодобывающее оборудование должно работать, а не простаивать. Дизельное топливо нужно весной и осенью. Пресс малой производительности заставит фермера стоять около него весь год. Пресс большей мощности будет работать месяц-два в году, и не будет окупаться. Сколько времени потребуется на снабжение всех фермеров прессами и форсунками?
Принцип «если сделаешь сам — будет дешевле» иногда справедлив, но сельхозпроизводитель должен получать свой нормальный доход от технологий земледелия, и не обязан заниматься другими технологиями. Иначе завтра ему предложат построить свой химзавод для производства собственных дешевых удобрений, сделать свой самолет для опыления полей, а заодно — телевизор, холодильник и сотовый телефон. А кто землю пахать будет?
Главное, какие технологии предлагаются нашему аграрному сектору на пороге вступления в ВТО? Не стоит забывать, что в Европе — на родине биодизеля — сегодня его производство ведется на современных заводах мощностью 100-200 тыс. т в год. То есть каждый завод перерабатывает по 250-500 тыс. т маслосемян в год, создавая в регионе устойчивый спрос на сырье. Вот что нужно сегодня нашему фермеру — гарантированный спрос на семена!
Для обеспечения устойчивого спроса должен формироваться рынок этой культуры на федеральном уровне.
Необходимо принять федеральную программу создания современных высокотехнологичных производств биодизеля в России с годовыми объемами производства 100-200 тыс. т, так как именно такие предприятия обладают минимальными издержками, и будут способны конкурировать и поставлять продукцию мировых стандартов на экспорт при вступлении России в ВТО.
Необходимо также принять федеральную программу формирования рынка рапса и биодизеля. Для этого необходимо ввести для внутреннего рынка новый стандарт топлива «Б5» — (смесь 5% биодизеля, 95% дизельное топливо) и применить его на всех автозаправках России. Такое содержание биодизеля в дизельном топливе, который не требует переделки двигателя. Хотя мировое машиностроение уже давно занимается совершенствованием своих дизельных двигателей.
Так Пежо, Ситроен и Рено сегодня гарантируют работу своих моторов при использовании биотоплива «Б30» (смесь: 30% биодизеля, 70% дизельного топлива). А Фольксваген предоставляет гарантии на «Б100» (100% биодизель). В России ежегодно производится около 32 млн т автомобильных бензинов и 60 млн т дизельного топлива. 5% биодизеля составит 3 млн т.
Последующая модернизация дизельных двигателей в России должна свестись, как и во всем мире, к повышению содержания биодизеля в дизельном топливе. Если мы планируем развиваться в рамках ВТО и быть конкурентно интегрированными в мировую экономику, то мы должны переходить на единый принятый международный стандарт биодизеля: Euro Standard EN 14214, который определяет биодизель не как рапсовое масло, а как метиловые эфиры жирных кислот. Соответственно, нужно переходить на единые технологии его производства, рентабельность которых обеспечивается наличием достаточной региональной сырьевой базы. А машиностроение должно развиваться по законам развития топливного рынка.
Изготавливаем оборудование для производства биодизеля из растительных масел. Киев, Украина www.biodiesel.com.ua info@biodiesel.com.ua
Оказываем услуги по уборке Вашего урожая нашими комбайнами(немецкими) servis-urojay@mail.ru
Отработка фритюрного жира не кого не интересует?
Буду благодарен если кто-нибудь отзавется…Мой адрес: korobkov78@mail.ru
Интересуюсь оборудованием и технологией переработки масла (жира) для произв. продукции (любой), также производством биодизеля. Прошу ответить на мой емейл или моб. 8-926-8677310.