Комментарий. Современный мезальянс сахарного рынка.

Понедельник, 20 марта 2006, 03:00

Небывалый за последние 20 лет рост котировок мировых цен на сахар уже несколько месяцев держит операторов сахарного рынка в напряжении. Скачки биржевых цен превзошли все ожидания, превысив 18 центов за фунт на сахар-сырец и $480/т белого сахара. Эксперты во всем мире называют ряд объективных причин, объясняющих создавшуюся ситуацию. Это снижение урожая тростника в Бразилии и Индии, повышение спроса в Китае и странах ЕС, высокие цены на нефть, а также биржевые спекуляции. Но существует и ряд субъективных причин, одна из которых — процессы глобализации и перспективы вступления России в ВТО.

Недаром в сахарном мировом сообществе этот товар называют высоко политизированным. И не только из-за того, что развитие сахарного производства во многом зависит от государственной политики в этом секторе. Создавшаяся на сегодняшний день ситуация демонстрирует, как можно влиять на политическое решение той или иной страны, практически блокируя один продовольственный рынок. Именно этому, в большей степени, обязан сложившийся сегодня на мировом сахарном рынке мезальянс.

В условиях, когда мировые цены на нефть перешли все разумные для эффективного производства пределы и угрожают мировой экономике, крупные международные корпорации высокоразвитых стран усиливают борьбу за рынки сбыта. Поскольку один из выходов сохранить социально-экономическую стабильность, не допустить снижения доходов населения за счет неминуемого сокращения объемов собственного производства — обеспечение свободного доступа на рынки других стран.

Российский рынок — наиболее подходящий для этого объект. Поэтому можно, с определенной долей уверенности сказать, что в основе развития ситуации на мировом рынке сахара, помимо прочих объективных причин, лежит более серьезный стратегический план глобализации.

Большинство стран регулируют вопросы продовольственного обеспечения на уровне государственной политики, эффективно сочетая при этом интересы собственников (производителей), государства и населения (потребителей). Таким образом, обеспечиваются гарантии по удовлетворению потребительского спроса и создаются условия для роста производства. В динамично развивающемся мире недостаточно свести защиту интересов производителей только лишь к применению тарифной политики. Существует много других критериев, обеспечивающих построение оптимальной модели эффективного производства. Это задача требует комплексного подхода.

Сегодня российский потребитель оказался полностью зависим от биржевой конъюнктуры на сахар-сырец, фрахта, цены на который за последние годы также подвергались существенным колебаниям, экономического и политического положения в странах-поставщиках тростникового сахара, международного положения в целом, стихийных бедствий, а также финансовой заинтересованности производителей. В такой обстановке важно создать условия для сохранения собственного производственного потенциала, который гарантирует обеспечение страны сахаром, не смотря на существующий дисбаланс в ценообразовании, высокую капитализацию производства и недостаток сырья — сахарной свеклы.

На протяжении всей своей двухвековой истории отечественное свеклосахарное производство было синонимом продовольственной, технологической и экономической независимости от интервенции извне и рассматривалось как способ решения социально-экономических проблем. Так, еще в 1895 г. был принят «Закон о некоторых мерах относительно сахарной промышленности и относящихся к нему распоряжений». В этом, прежде всего, выражалась заинтересованность государства в сохранении собственной сахарной промышленности. И сегодня нельзя отдавать этот рынок иностранным купцам. Тем более, что в стране наметились положительные тенденции к росту производства сахара.

За последние 10 непростых лет российские сахаропроизводители осуществили значительный прорыв, увеличив в 2005 г. объемы производства сахара из отечественного сырья до примерно 2500 тыс. т. В пересчете на душу населения, в 2005 г. из собственного сырья в России произведено около 17,5 кг на человека. Для сравнения в 2001 г. из свеклы производилось всего 11 кг сахара на человека, а в 1997 г. — немногим более 9 кг на человека.

Согласно предварительным данным экспертов агентства F.O. Licht, мировое производство сахара из свеклы в 2005 г. ожидалось на уровне 37,4 млн т, что соответствует около 25% всего вырабатываемого в мире сахара, тогда как в сезоне 2003/04 МГ этот показатель соответствовал 31%. Аналитики прогнозируют дальнейшее падение доли свекловичного сахара в общемировом производстве, после реформы свеклосахарной отрасли ЕС и сокращения производства свеклы в европейских странах. В валовом объеме мирового производства свекловичного сахара Россия производит около 7%. И этот показатель последние годы имеет тенденцию к росту, не смотря на общемировое снижение.

Одним из основных производителей сахара из свеклы в мире остается Европейское Сообщество. Объявив о реформировании сахарного «режима», страны ЕС остаются пока еще достаточно закрытым и контролируемым рынком, чего нельзя сказать о России.

Дефицит сахара (более чем на половину потребности внутреннего рынка удовлетворяются все еще за счет импорта сахара-сырца) и отсутствие комплексной государственной поддержки свеклосахарного сектора, оставляют возможность для влияния крупных мировых производителей и импортеров тростникового сахара на российский рынок, что и демонстрирует создавшаяся сегодня ситуация на мировом рынке. Высокие цены на сырец, несовершенный механизм таможенного регулирования импорта и ожидаемый дефицит сахара могут дестабилизировать положение на российском рынке.

Самый простой путь — либерализация. Именно этого шага сейчас ожидают от России, особенно в преддверии ее присоединения к ВТО. Но не следует поддаваться первой реакции и торопиться с принятием решений по освобождению рынка сахара. Поскольку измениться ситуация может под воздействием различных факторов, в том числе и от погодных условий.

Зависимость внутреннего рынка от импорта сырца привела к повышению цен на сахар в России. Причем нынешний уровень цен впервые за многие годы достиг, можно сказать, наиболее реального показателя, при котором возможно обеспечить расширенное воспроизводство. При этом нагнетается паника. Однако, никого не удивляет, что в результате существующего многие годы диспаритета цен на продовольственном рынке плодоовощная продукция в России продается в несколько раз дороже, чем сахар.

О соотношении производственных затрат речи и быть не может. Как известно, государство не дотирует отечественный свеклосахарный комплекс и основная нагрузка ложиться исключительно на производителей. Решение вопроса потребительского спроса невозможно без увеличения производства. Это палка о двух концах. Идеолог хозяйственной реформы в Германии 1948 г., которая в последствии получила название «германское чудо», Л. Эрхард в свое время утверждал, что «необходимо и дальше повышать производство, ибо, только увеличив производство, и только этим путем, можно повысить народный доход, а, следовательно, и покупательскую способность, которая обеспечит сбыт».

Между тем, по сравнению со странами СНГ, в России цены на сахар в 2005 г. были ниже, чем в соседних Украине, Молдове, Белоруссии, а также в среднеазиатских республиках.

Нынешний рост мировых цен на сахар напоминает сыр в мышеловке. Когда они низкие, большинство стран вынуждены защищать свои рынки от проникновения более дешевого товара с помощью тарифных ограничений. При высоком уровне — опасаться вроде бы нечего. Открывайте ворота. Собственного сахара все равно не хватает. И тут мышеловка захлопывается. Дальше не трудно предугадать, как на это отреагируют мировые биржи. А на каких условиях вступим в ВТО, с такими и останемся.

При всей негативности ситуации, в ней есть очень важный для России положительный момент — необходимость пересмотреть действующий тарифный механизм, который формировался при иных рыночных условиях и изначально имел ряд недоработок. В действительности эффективность тарифной политики зависит от того, насколько она отвечает своей главной цели — сохранить прибыльным отечественное производство, не допустить дефицита продукции и обеспечить доступные цены на потребительском рынке, не зависимо от колебаний на мировом рынке. При этом вопросы удовлетворения недостающего объема сахара должны гарантироваться государством.

Решение их возможно путем применения определенных ограничений в виде импортных квот на сахар-сырец, необходимых для покрытия дефицита и недопущения чрезмерных излишков на рынке, а также создания гибкой системы обеспечения гарантий доходов производителям. Без этих мер результат будет иметь негативные последствия.

Прежде всего, это снижение заинтересованности операторов сахарного рынка, что может привести к декапитализации производства. Как следствие, вырастет зависимость от импорта, и мы еще в большем объеме будем обеспечивать товарный кредит импортеров сахара. Ожидать, что при таких условиях появиться дешевый импортный сахар не приходиться. Начало 2006 г. уже тому подтверждение.

Таким образом, на сегодняшний день существует главная проблема — дефицит сахара, а не «высокие» внутренние цены. К ее решению следует подходить очень внимательно, поскольку есть опасность обрушить внутренний рынок. В отличие от большинства стран мира, Россия самодостаточная страна, и в состоянии создать конкурентоспособное отечественное производство сахара. Но для этого надо время, которое, к сожалению, неумолимо сжимается. Что перевесит: решение сиюминутной проблемы или задачи сохранения и развития одной из социально-значимых отраслей экономики?

Только вот восстановить отечественный свеклосахарный комплекс, если он окажется в неблагоприятных условиях будет уже практически невозможно. Древние считали, что существует отличие умного человека от мудрого. Оно заключается в том, что мудрый не попадает в те ситуации, из которых умный с блеском выходит. Хочется надеяться, что в данных обстоятельствах мудрость возьмет вверх.

 
Один комментарий к Комментарий. Современный мезальянс сахарного рынка.
    0

    Грефу бы эту статью почитать.

Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля