Комментарий. Наш ответ на критику национального проекта «Развитие АПК».

Понедельник, 30 января 2006, 03:00

Если верить результатам опроса ВЦИОМ, проведенного в середине января, то в умах наших сограждан национальный проект «Развитие АПК» по важности занимает позицию позади здравоохранения (70 % респондентов отдали приоритет здоровью) и образования (47 %). За первоочередное развитие (а, значит, — финансирование и поддержку) аграрной сферы высказываются лишь 29% россиян. Кстати, по статистике — это как раз та часть граждан России, которая в деревенской местности и проживает.

На этом фоне в СМИ начали появляться скептические оценки национального проекта в области сельского хозяйства. Так, на сайте одного политического агентства «Развитие АПК» размашисто ставят в один ряд с брежневской Продовольственной программой и горбачевской перестройкой в Агропроме. Автор «исследования» опрерирует, конечно же, данными официальной статистики.

При этом валит в одну кучу сокращение площади посевов, количества тракторов и комбайнов и резко упавшее число занятых в сельскохозяйственном производстве. У него даже не возникает законных и простых вопросов: «А, собственно, сколько деревенских людей должны работать в сельскохозяйственном производстве, чтобы оно было и рентабельным, и конкурентоспособным? Сколько и чего нужно сеять? Много ли надо тех же тракторов и комбайнов, и каких?».

До таких «мелочей» редко опускаются те, кто привык орудовать средними по стране показателями, которые в наше время часто не только не дают представления о тех процессах, которые происходят в сельском хозяйстве, но даже просто дезинформируют.

При подсчете пресловутого «среднего по стране» приходится суммировать абсолютно несопоставимые данные. С тех пор, как рынок воцарился в России, началась, действительно, деградация производства в хозяйствах советского типа. Несколько позже в сельском хозяйстве выявился противоположный процесс: некоторые «маяки» прошлого адаптировались к новым правилам игры, пришли инвесторы из сырьевых отраслей, сумели подняться наиболее успешные фермеры, часть личных подсобных хозяйств по степени товарности производства приблизились к уровню средней европейской фермы. То есть два противоположно направленных процесса встретились в одном времени на одной территории. Сваливать все в одну кучу — ошибка. Такая же, как если сложить жизнь и смерть и поделить на два.

Приведу простой пример. В некой деревне — двести семь дворов. На двухстах люди маются от безделья, пьют горькую и ненавидят будущее. Хозяева семи дворов построили новые кирпичные дома на кредитные деньги, и расплачиваются произведенной сельскохозяйственной продукцией. Работают в поте лица своего.

Средние показатели уровня производства и жизни в этой деревне — ниже нижнего.

Но на семи дворах — все гораздо лучше, чем было пятнадцать лет назад. При этом их хозяева совсем недавно находились ровно в тех условиях, что и обитатели двухсот прозябающих. И для них национальный проект «Развитие АПК» — это шанс подняться на новый уровень.

Тем, кто на любой сигнал извне способен реагировать исключительно негативно, не поможет никакая государственная поддержка.

Ставить общий диагноз на основании средней температуры по больнице — преступление.

Критики национального проекта часто указывают на то, что сумма, выделяемая федеральным бюджетом, слишком мала для скорейшего вывода отечественного сельского хозяйства на передовые рубежи в мире. Но при этом они очаровательно упускают из виду, что по духу эта программа рассчитана на достаточно успешные предприятия и ответственных крестьян. Ведь ни один банк не вложит ни копейки в бизнес, которого нет, и не выдаст кредит безответственному крестьянину.

Успешных предприятий пока меньше, чем хотелось бы. Но благодаря национальному проекту может стать больше. А положительные примеры, удачно реализованные проекты всегда вызывают к жизни мультипликативный («умножительный») эффект. То есть успешное, скажем, развитие сельской кредитной кооперации в Волгоградской области с удовольствием воспримут (и уже воспринимают) в Ростове-на-Дону. А в Саратовскую область на семинар по построению сбытовой и потребительской кооперации уже едут целые группы из Татарстана и Башкирии.

Смысл национального проекта «Развитие АПК» не в том, чтобы быстренько накормить всех семью хлебами, а в том, чтобы создать точки роста, инициировать позитивные процессы в сельском хозяйстве.

Можно, конечно, критиковать национальный проект за то, что он не приведет к чуду. Но мы полагаем, что «чудес» на нашем веку было уже вполне достаточно, сельскому хозяйству нужно от них отдохнуть лет четыреста как минимум. И слава Богу, что отличие национального проекта «Развитие АПК» от брежневских и горбачевских аграрных прожектов в том и состоит, что он основан на знании реальных, а не среднеарифметических, проблем села, на действующих экономических механизмах, которые продемонстрировали свою состоятельность и в мире, и у нас в стране.

Давайте подождем результатов. Мы не сомневаемся, что проблемы есть и будут. И их надо квалифицированно выявлять. Но просто облаивать караван, который даже еще и не тронулся в путь, по нашему мнению, непродуктивно.

Ну, а данные опросов ВЦИОМ, которые мы привели вначале, показывают, что тяга к здоровью и знаниям у нас в стране значительно больше, чем к куску хлеба. Это неплохо, и свидетельствует о том, что агропромышленный комплекс справляется с задачами, которые ставит перед ним общество.

 
2 комментария к Комментарий. Наш ответ на критику национального проекта «Развитие АПК».
    Аноним
    0

    Убежден, что национальный проект развития АПК, в настоящем виде (с теми задачами, ресурсами и исполнителями) вреден. Так как он отвлечет, на несколько лет, внимание агросообщества от решения главных проблем и противоречий, которые возникли в АПК и сельской местности. Может быть, освоив бюджетные деньги, и будут решены пустышные задачи по увеличению количества скотомест, закупке скота заграницей и т.д., а вот как решить задачу, чтобы работая в сельском хозяйстве, крестьянин мог заработать. Сейчас же зарабатывают на крестьянине (истощая ресурсы, ликвидируя мотивацию к труду и т.п.) и эта ситуация, подобными проектами не устраняется, а «консервируется».

    0

    Работаю в «Россельхозбанке» экономистом. Могу сказать, что национальный проект для крестьян нашей области — это как раз то, что надо. Интерес к нему колоссальный.
    «Может быть, освоив бюджетные деньги, и будут решены пустышные задачи по увеличению количества скотомест, закупке скота заграницей и т.д.» — ну-ну, «пустышные», значит? Может для кого-то и «пустышные», но для многих из тех хозяйств, что я веду — первостепенные. Национальный проект, чтобы дать весомые результаты, и должен решать конкретные задачи, а не абстрактно-демагогические, типа «чтобы работая в сельском хозяйстве, крестьянин мог заработать». Увеличится количество скотомест — вырастет количество рабочих мест — вырастут и прибыли, и зарплаты. Ведь зарабатывают на селе не из воздуха деньги делая, а реализуя произведенную продукцию, в том числе мясо и молоко.
    Пока все идет хорошо, если будет реализована большая часть обещаний — результат должен быть весьма и весьма обнадеживающим.

Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля