В соответствии с «Основными направлениями агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы» в сельском хозяйстве осуществляются меры по развитию земельных отношений и интеграционных процессов, а так же совершенствованию финансово-кредитной и налоговой систем, финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, формированию эффективных рынков продовольствия и материально-технических ресурсов, используемых в сельском хозяйстве, социальному развитию села, совершенствованию аграрного законодательства.
В агропромышленном комплексе, несмотря на неудовлетворительное состояние материально-технической базы, и финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей, сохранилась тенденция роста производства продукции сельского хозяйства и продуктов питания.
Вместе с тем современное состояние сельскохозяйственного производства характеризуется низкой конкурентоспособностью, что предопределяет быстрое исчерпание емкости доступных для российских производителей сегментов внутреннего и внешнего рынка сбыта сельскохозяйственной продукции. Наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства, их отставания от темпов роста экономики в целом. В неудовлетворительном состоянии находится материально-техническая база сельского хозяйства.
Низким остается уровень оплаты труда в сельском хозяйстве. Среднемесячная заработная плата составляет немногим больше 3 тыс. рублей. Большинство сельхозорганизаций испытывает недостаток собственных средств для сезонного финансирования производства, сообщает «Advis.ru».
Продолжает оставаться острой проблема социального развития села. Уровень безработицы на селе превысил 11%.
При сохранении сложившихся тенденций в развитии сельского хозяйства возможности его развития в среднесрочной перспективе будут недостаточны для гарантированного удовлетворения спроса населения на продовольствие отечественного производства, устойчивого воспроизводства материально-технических ресурсов, сокращения разрыва в уровне жизни сельского и городского населения, предотвращения деградации социальной инфраструктуры села.
I вариант прогноза предполагает развитие АПК в условиях сохранения инерционной динамики в аграрной сфере, при этом не прогнозируется активизация инновационной и инвестиционной деятельности, не предусматривается реализации cтратегии развития АПК и рыболовства.
Индекс физического объема продукции сельского хозяйства по этому варианту в 2008 г. к 2004 г. составит 103,8%.
II вариант определяет приоритетным инновационный путь развития АПК на основе реализации мер по институциональным преобразованиям и повышению конкурентоспособности отраслей агропромышленного производства. Прогнозируется динамичное и эффективное развитие АПК на основе совершенствования рыночных механизмов, развития и повышения эффективности использования в производстве ресурсного, кадрового и природно-экологического потенциала агропромышленного производства. Среднегодовой темп роста производства продукции сельского хозяйства в 2006-2008 гг. прогнозируется на уровне 101,9%.
В комплексе намечаемых мер по повышению эффективности агропромышленного производства важное место занимают меры по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Обеспечение ценовой конкурентоспособности предусматривается по следующим направлениям:
— расширение финансовой поддержки сельского хозяйства: увеличение объема субсидирования процентной ставки по кредитам, полученным в — коммерческих организациях, развитие лизинга;
— антимонопольное регулирование, прежде всего, в отношении локальной монополизации покупателей агропромышленной продукции и продавцов ресурсов для сельского хозяйства, в отношениях с торговыми посредниками, переработчиками сельскохозяйственной продукции; развитие рыночной инфраструктуры, способствующей укреплению конкурентных позиций сельхозпроизводителей;
— нормативно-правовое обеспечение товарных бирж, сбытовых и потребительских кооперативов, союзов и ассоциаций сельхозпроизводителей;
— снятие административных барьеров на пути движения агропромышленной продукции;
— развитие системы информационного обеспечения деятельности сельхозорганизаций;
— применение мер таможенно-тарифного регулирования для устранения различий в конкурентных позициях отечественных товаропроизводителей и импортеров сельскохозяйственной продукции, которые обусловлены масштабной государственной поддержкой.
Повышению конкурентоспособности по качеству продукции будут способствовать благоприятные условия доступа сельхозпроизводителей на рынки финансовых, материально-технических, трудовых и инновационных ресурсов; реконструкция и модернизация агропромышленного производства; развитие семеноводства, племенного животноводства и системы распространения передового опыта хозяйствования и применяемых технологий.
В решении проблемы повышения конкурентоспособности агропромышленного производства первостепенное значение придается мерам по сокращению затрат на производимую продукцию. Намечается осуществить (в том числе в рамках федеральных целевых программ) комплекс мер по следующим направлениям:
— повышение плодородия почв и эффективности использования сельскохозяйственных угодий как основного фактора увеличения производства продукции и экономии материальных затрат. В этих целях предусматривается осуществить меры по увеличению внесения минеральных и органических удобрений, проведению агрохимических, гидромелиоративных культур и технических мероприятий. В 2008 г. за счет указанных мероприятий будет получено дополнительно не менее 3,5-4 млн т зерна;
— развитие и совершенствование семеноводства, расширение посевных площадей, занятых высокоурожайными сортами. За счет этого фактора будет получено дополнительно 1,5 млн тонн;
— увеличение парка сельскохозяйственной техники и объема сельскохозяйственных работ, выполняемых с использованием прогрессивных технологий. В 2006 г. по сравнению с уровнем 2004 г. ожидается увеличение спроса на тракторы на 5%, зерноуборочные комбайны — на 10,7%.
В результате повышения удельного веса посевных и уборочных работ, выполняемых в оптимальные сроки, и сокращения допускаемых потерь дополнительно будет получено в 2008 г. около 1 млн тонн зерна; улучшение породного состава поголовья скота и птицы позволит без увеличения затрат на содержание увеличить за 2006-2008 гг. производство мяса на 0,24 млн т и молока на 0,4 млн тонн; укрепление кормовой базы за счет увеличения производства и повышения качества кормов, увеличения удельного веса комбикормов в общем их расходе в 2008 г. по сравнению с 2004 г. позволит получить дополнительно 70 млрд рублей продукции животноводства.
Кроме указанных мер по увеличению производства продукции и экономии затрат на сокращение издержек производства положительное влияние окажет продолжение институциональных преобразований, совершенствование форм государственной поддержки сельхозпроизводителей, улучшение условий для привлечения инвесторов в отрасль.
Комплекс намечаемых мер позволит сэкономить примерно 24,5 млрд рублей или 10% от расходов на произведенную в 2004 г. продукцию сельского хозяйства.
В обеспечении динамичного и эффективного развития агропромышленного производства большое значение имеет увеличение инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования. На 2006 г. инвестиции в основной капитал на развитие АПК за счет всех источников финансирования прогнозируются в объеме 230 млрд рублей, в том числе за счет собственных средств — 77,6 млрд рублей, федерального бюджета — 111,7 млрд рублей. На 2007 г. инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования прогнозируются в объеме 251,2 млрд рублей, на 2008 г. — 280,3 млрд рублей.
Приоритетными направлениями в решении задачи ускоренного и динамичного развития сельского хозяйства будут:
— обеспечение импортозамещения мяса и мясопродуктов в условиях роста потребительского спроса;
— развитие зернового экспортного потенциала с учетом роста потребления зерна на внутреннем рынке;
— устойчивое развитие сельских территорий, направленное на повышение уровня и улучшения качества жизни сельского населения, поддержание экологического равновесия, сохранения и улучшение ландшафта в сельской местности.
Реализация мер по развитию сельского хозяйства позволит поднять к 2008 г. уровень занятости сельского населения в трудоспособном возрасте до 80%, доля сельского населения с доходами ниже прожиточного минимума сократится до 38,5%, удельный вес жилой площади в сельской местности, оборудованной водопроводом, достигнет 54%.
Ключевой задачей в развитии сельского хозяйства в 2006-2008 гг. остается производство зерна.
В 2005 г. ожидается валовой сбор зерновых культур на уровне 77 млн т и к 2008 г. он может увеличиться до 86,8 млн тонн. К 2008 г. производство возрастет против 2004 г. на 11,2%. Практически весь прирост будет получен за счет повышения урожайности.
Наряду с ростом объема производства прогнозируется улучшение структуры валового сбора, прежде всего за счет увеличения производства кукурузы и крупяных культур.
Увеличение производства сахарной свеклы к 2008 г. до 23,5 млн т будет обеспечено за счет роста посевных площадей, внедрения в производство высокоурожайных гибридов с повышенной сахаристостью и использованием ресурсосберегающих технологий.
Увеличение производства подсолнечника к 2008 г. до 5,6 млн т намечено обеспечить за счет роста урожайности на основе увеличения объема применения минеральных удобрений, гербицидов и десикантов, расширения посевов, занятых гибридными семенами и внедрения ресурсосберегающих технологий.
В 2008 г. по отношению к 2004 г. прогнозируется увеличение объемов производства скота и птицы на 12,1%, молока — на 5,4%, яиц — на 8,6%.
Решающим фактором увеличения производства продукции животноводства станет укрепление кормовой базы и повышение эффективности ее расходования. Объем производства всех видов кормов в пересчете на кормовые единицы возрастет к 2008 г. по сравнению с 2004 г. на 10%, в том числе концентрированных кормов — на 19,5%, что улучшит их сбалансированность и увеличит отдачу продукции.
Предусмотрено развитие племенного дела и продолжение государственной поддержки этого направления.
Значительным резервом увеличения производства продукции животноводства располагают личные подсобные хозяйства.
То есть, НИКАК!
Согласен. Сельское хозяйство — основа экономики.
А заказа на сильную Россию от яйцеголовых пока не поступало.
устойчивое развитие сельских территорий, направленное на повышение уровня и улучшения качества жизни сельского населения, поддержание экологического равновесия, сохранения и улучшение ландшафта в сельской местности.
Вот это и есть тот приоритет, на который и нужно навалиться + ремесленный труд на селе в межсезонье для сглаживания диспаритета между городом и деревней. Всё остальное не более чем размытая «агитка».
Болтовни слышали много, и вся она нужна для прикрытия откровенного грабежа.
Уважаемый МЭРТ, а вам МЭРТвые деревни не видятся?
Что имеем на сегодня-А.О.развалили диспаритетом
цен.Они содержали всю инфраструктуру деревни .В верхах решили, что крестьянам иметь центральное отопление,воду и сортир в доме слишком жирно,хватит и бани по субботам, а сортир на улице.
Редкие выжившие А.О. и хозяйства частной формы
собственности ради выживания сократили затраты до минимума 3.3-4тыс.руб.на 1 гектар посева пшеницы и нарвались на ГОП СТОП в виде цены
2500-2700 на 3клас ожидаемой после проведения
очередной аферы-ИНТЕРВЕНЦИИ.Сколько будет пос-
редников и сколько останется от заявленной прави
тельством цены 3300 за 3класс?
Кто наш ГОПник?Конечно не комерсанты покупающие у нас зерно,их самих раздели в 2004-
2005г.На каком уровне властном и финансовом нужно находиться дирижеру чтобы так манипулировать,а ему за это ничего не было
/ и не надо сваливать на законы рынка,проходили/?
Что имеем в итоге на 2005-2006г? При цене пшеницы 3кл.ниже 3500руб.Банкротство 50 процентов
хозяйств остальные на грани /элеваторам за услуги
700-800руб.тонна 3500-700=2800р./
Более дальняя перспектива-регионы с урожайно- стью менее15ц.га. нерентабельны /4000:1.5т.=2666р.т.+ услуги элеватора 700=3366р.тонна./т.е. от Урала до Владивостока.Население переселяется в Москву,там места хлебные,освободившуюся территорию продаем китайцам,деньги разворовывают олигархи и правительство,а че, купим еще пару футбольных команд.
Что делать? Красные прийдут грабят,белые прийдут грабят.У наших мужиков мнение сложилось, что чередовать их надо,белые зажрались пусть красные прийдут,красные зажрутся,белых черед править,так и чередовать.А пока они за власть грызутся,народу передых будет,хай и у них эта клятая конкуренция будет,кто больше для народа добра сделает,а то при рынке и без конкурентов,от того то народ стонет, а властям плевать,монополисты. Нас дурят разными партиями,а по факту их только две,белые и красная .Решим эту проблему тогда и о развитии
поговорим, а пока все это лажа.
согласен. яйцеголовых у нас доху. и больше ,а как жить.