Конец одного года и начало другого — традиционное время высказывания надежд и пожеланий, подведения итогов, публикации всевозможных рейтингов. Мы их уже начали публиковать. И вот недавно узнали о еще одном рейтинге.
5 января исследовательская организация Heritage Foundation и газета The Wall Street Journal по итогам 2004 года опубликовали «Индекс Экономической Свободы» стран мира. Подобный рейтинг публикуется в 11-й раз, ныне в нем были проанализированы данные по 161 стране мира.
При составлении рейтинга учитываются 10 основных факторов. Среди них: торговая, монетарная и фискальная политика государства; степень вовлеченности государства в экономику; уровень защиты прав собственности; динамика иностранных инвестиций и пр. Экономики разделены на четыре группы: «свободные», «большей частью свободные», «большей частью несвободные» и «репрессивные». Максимальная оценка, которую могла получить страна — 1 (идеала не достиг никто), минимальная — 5 (этот балл заработала экономика Северной Кореи).
В мировой экономике действует совершенно «железное» правило: чем свободнее экономика конкретной страны — тем выше благосостояние ее граждан. По сообщению агентства The Washington ProFile, согласно этому упомянутому индексу, наиболее свободны экономики Гонконга, Сингапура и Люксембурга. Эстония заняла 5-е место и стала единственной постсоветской республикой, чья экономика признана «свободной».
США также вошли в эту группу, состоящую из 17 государств, и заняли 12-е место. В группу «большей частью свободные» (всего 56 стран) вошли: Литва (23-е место), Латвия (28) и Армения (42). В группу «большей частью несвободные»(70 стран): Молдова (77), Украина (88), Кыргызстан (97), Грузия (100), Азербайджан (103), Россия (124), Казахстан (130) и Беларусь (143).
«Репрессивными» (всего 12 государств) признаны экономики Таджикистана (144) и Узбекистана (147). Для сравнения: Великобритания на 7-м месте, Германия — на 18-м, Израиль — 33, Япония — 39, Франция — 44, Саудовская Аравия — 77, Китай — 112.
По сравнению с прошлогодним рейтингом Heritage Foundation большинство соседей России, да и сама наша страна, улучшили показатели, сделали шажок вверх. Например, Эстония год назад занимала 6-е место, Литва — 29, Латвия — 33, Армения — 44, Молдова — 92, Грузия — 113, Россия — 135, Беларусь — 151. Но особенно резкий рывок сделала Украина — год назад она была на 131 месте, теперь на 88.
Но и Украина, и наша Россия, все еще остаются в категории «большей частью несвободных стран». Составители рейтинга отмечают, что за последние годы в России были предприняты определенные шаги в направлении большей экономической свободы, но все еще высоким остается уровень инфляции, велика раздутость банковского сектора при господствующем положении двух государственных банков, Сбербанка и Внешторгбанка. Очень дорогим (и постоянно дорожающим) у нас остается государство и его услуги людям.
Особо западные исследователи подчеркивают слабую защиту прав на частную собственность, а также чрезмерно сложное, запутанное и постоянно меняющееся законодательство.
Ну что тут скажешь?
Все правильно, крыть нечем.
И если наша экономика в целом признана несвободной, то, говоря о сельском хозяйстве, на язык просятся слова «крепостная зависимость». Ведь если во времена «развитого социализма» каждое хозяйство было на коротком поводке у райкома партии, который декретировал структуру посевов до последнего гектара, командовал, когда начинать сев и когда заканчивать уборку, то сейчас таких коротких поводков стало намного больше. К традиционному «линейному» начальству добавились энергетики, другие поставщики потребляемых на селе ресурсов, переработчики сельхозсырья, торговля, крупные агрохолдинги?
И ко всем крестьянину надо идти на поклон, превращаясь в безропотного просителя, и каждый норовит свести долю первичного производителя в общем «пироге» к нулю. А то и к отрицательной величине — то есть к постоянной долговременной задолженности всем и вся. Что это, как не крепостной строй?
Так что умные господа в Heritage Foundation и The Wall Street Journal еще потрафили нашему правительству, отметив у него «определенные сдвиги» к лучшему. Надо полагать, в качестве аванса?
Наше издание «Крестьянские ведомости» не зря называет себя газетой агробизнеса.
Основу нашей философии и издательской деятельности составляет именно раскрепощение сельского предпринимателя. И пока его деятельность опутана разнообразными путами и веригами — наша страна будет плестись в хвосте подобных рейтингов и жить на грани социального взрыва.
Вы правы, Пинегин!
Я вот тоже смотрю не на тех, кто сзади… А на то, сколько много ещё опережают нас! А до репрессивных всегда скатиться успеем.