Верховный суд России отклонил апелляцию одного из фермеров Ставрополья, который пытался изменить краевой закон о моратории на приватизацию сельскохозяйственных земель. Решение на днях уже вступило в законную силу.
Запрет на передачу краевых земельных участков в частные руки был принят в начале 2017 года. Его инициаторами стали депутаты краевой думы. Согласно изменениям в законе Ставропольского края «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», приватизацию решили приостановить до 2052 года. Таким образом, предприниматели, арендующие земельные участки в регионе, теперь не смогут их впоследствии выкупить.
С этим не согласился и подал в суд глава КФХ Николай Подберезный, который с 1992 года занимается фермерским хозяйством в Туркменском районе Ставропольского края. А в 1997 году он арендовал земельный участок, который и стал теперь предметом спора. Тогда к нему обратилась местная администрация с предложением привести в надлежащий вид землю недалеко от села Летняя Ставка.
— Там находились кошары, где раньше держали крупный рогатый скот и овец. Но потом их забросили, а я своими силами привел землю в надлежащий вид и стал выращивать зерновые культуры, — рассказал он корреспонденту «РГ».
И каждый раз, когда заканчивался срок аренды, Николай Подберезный обращался в муниципалитет с заявлением его продлить. А в 2014 году впервые решил приватизировать участок.
— Подготовил необходимые документы и в ноябре направил их в минимущество. Но там всякий раз тянули с ответом и постоянно отказывали, — продолжает он.
Как следует из материалов гражданского дела, которое рассматривалось в Ставропольском краевом суде, истец Николай Подберезный «21 января 2016 года обратился в Министерство имущественных отношений Ставропольского края с заявлением о выкупе земельного участка. В ответе от 4 апреля 2016 года министерство отказало ему в выкупе, ссылаясь на отсутствие документов, подтверждающих надлежащее использование земельного участка сельхозназначения».
А уже позже, третьего февраля 2017 года, в силу вступили поправки в краевой закон, в котором на приватизацию наложен мораторий. Тогда фермер и решил обжаловать нормативный документ, лишивший его права стать владельцем земельного участка, и подал в суд на думу и губернатора Ставропольского края.
В министерстве имущественных отношений региона объяснили, что поправки в нормативный документ краевые власти решили внести для того, чтобы сохранить государственный земельный фонд.
— Необходимость законодательной защиты права государственной и муниципальной собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения обусловлена тем, что, по сведениям органов исполнительной власти Ставропольского края, из 6 107 000 гектаров земель сельскохозяйственного назначения в крае предоставлено в собственность граждан и юридических лиц 4 323 000 гектаров. Это составляет 71 процент от площади всех земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории края, — пояснили в минимущества.
В итоге позицию думы и правительства региона приняли в суде Ставрополья, а апелляция, которую направил Николай Подберезный в Верховный суд РФ, была отклонена. Соответствующее решение размещено на сайте судебного органа.
Сейчас полным ходом идет уборка урожая, а я пока даже не знаю, останется ли эта земля за мной
Теперь фермеру остается только в очередной раз продлить срок аренды, так как Верховный суд был последней инстанцией на территории России, где можно было обжаловать краевой закон.
Сейчас полным ходом идет уборка урожая. Я пока не знаю, останется ли эта земля за мной. Решение о продлении аренды должны дать в течение одного месяца с момента подачи документов, а уже прошло два месяца. А ведь пашню для следующего урожая нужно готовить уже сейчас, — говорит Николай.
Председатель ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Ставрополья Виктор Пыленок считает, что запрещать приватизацию сельскохозяйственных земель неправильно, хотя имеется и обратная сторона медали. Муниципалитеты и краевая власть не имеют право решать, кому именно отдавать землю. Действуют рыночные отношения, и главным критерием здесь является сумма, которую частник предлагает за участок. Кто предложил больше, того и надел.
— Часто мы сталкивались с ситуациями, когда в край приходят сомнительные люди со стороны, скупают огромные участки и диктуют свои правила. Идеальный вариант, если бы эти земли достались фермерам. Как показывает статистика, они более ответственные, а в качестве и объемах урожаев почти не уступают крупным агрохолдингам, — говорит Пыленок.
И добавляет, что решение наложить мораторий на приватизацию было ожидаемым действием со стороны краевых властей. Тем более что почти все качественные сельхозугодья и так уже находятся в частных руках.