Государство может получить 750 млрд рублей в год, повысив налог на сельхозземли, которые не используются по назначению. Однако для этого придется найти владельцев этих земель, а половина их не известна.
Чтобы стимулировать владельцев не используемых сельхозземель привести эти участки в порядок и заняться на них производством, Минсельхоз намерен повысить ставку земельного налога на такие земли с 0,3% до 10% кадастровой стоимости. С идеей Минсельхоза согласен Росреестр, а также депутаты Госдумы, которые считают, что эта мера стимулирует собственников таких участков либо работать на земле, либо продавать ее или передавать в аренду. Однако собственники половины таких участков не известны, и претензии предъявлять некому. По той же причине возникают проблемы с изъятием не используемых земель. Кроме того, на подготовку участков к продаже на торгах или к передаче эффективным пользователям потребуется 600 млрд рублей. Этих денег у регионов нет, и без создания федерального органа, который бы занялся этой работой, проблему не решить.
СПРАВКА
Земли сельскохозяйственного назначения — это земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства: для ведения сельхозпроизводства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей и т.д.
Сельскохозяйственные угодья — земли, предназначенные для выращивания культурных растений, разведения скота и выполнения сопутствующих работ: пашни, пастбища, сенокосы, многолетние насаждения.
В 33 раза дороже
В России 384 млн га земель сельхозназначения — это 22% всей территории страны. В том числе сельхозугодья занимают 198 млн га. По приблизительным подсчетам, около 40 млн га сельхозземель не задействованы в сельхозобороте. Причем ежегодно их площадь прирастает на 1 млн га, говорит заместитель министра экономического развития РФ — руководитель Росреестра Виктория Абрамченко. Причем среди наиболее распространенных причин — не застройка этих территорий, как принято считать, а зарастание заброшенных земель, отметила она.
Чиновники имеют право по суду изъять у владельцев участки, которые не используются по назначению более трех лет. Такие участки поступают на торги. Если торги дважды признаются несостоявшимися, проводятся публичные торги в форме публичного предложения. Если и в этом случае не удается найти покупателя, то его предлагают в собственность муниципалитету, а в случае отказа муниципалов — передают в государственную собственность за 50% от начальной цены торгов.
Такой порядок начал действовать с июля 2016 года, и с тех пор до начала 2018-го в оборот вернули более 120 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, говорит Андрей Комиссаров, руководитель коллегии адвокатов «Комиссаров и партнеры».
Столь медленные темпы вовлечения земель в сельхозоборот не устраивают чиновников, поэтому они намерены стимулировать собственников возделывать угодья, иначе это грозит им резким ростом налоговых ставок. К примеру, если сейчас владелец 100 га сельхозземель в Краснодарском крае по ставке 0,3% платит налог 25 тыс. рублей в год, то после повышения налога до 10% отчисления вырастут в 33 раза — до 833 тыс. рублей в год.
Если повысить налог для неэффективных землевладельцев, то государство сможет получить дополнительно 750 млрд рублей в год, подсчитал Анатолий Милюков, генеральный директор компании «Точка Юга».
Росреестр также намерен упростить процедуру признания участков используемыми не по назначению. «Необходимы четкие критерии, чтобы инспектор Россельхознадзора, осмотрев земельный участок, мог понять, используется он или не используется, устранимо нарушение или нет», — считает Виктория Абрамченко.
Пашни зарастают
Производители согласны с тем, что законодательство по изъятию земель должно быть ужесточено. Земля, которая не обрабатывается, с каждым годом теряет свои свойства, отмечают они. Ранее эксперты «Мираторга» оценивали затраты на рекультивацию 1 га заброшенных земель в 40 тыс. рублей. То есть на приведение в порядок всех не задействованных в сельхозпроизводстве участков на территории России может потребоваться до 1,6 трлн рублей.
Как говорит советник генерального директора РАПТ Виктор Санец, для возвращения в сельхозоборот земель надо иметь огромные деньги не только на обработку этих земель, но и на выкуп или аренду. «Надо внести поправки в закон о том, чтобы вся земля сельхозназначения, которая не используется, была изъята в собственность властей региона, передана в управление администрации района, которые уже подберут ей эффективных собственников», — считает он.
Ничья земля
Проблема в том, что землю изымать не у кого, говорят эксперты. На кадастровом учете в целом по России стоит не более 25% от общего количества сельхозземель. В основном это связано с тем, что их основная масса — паевые участки, и пайщиков крайне сложно определить, а тем более разыскать для предъявления претензий.
«Суды все чаще отказывают нам в правах на бесхозные доли. Они исходят из того, что собственники этих долей в свое время отдали их в пользования совхозам. Но, с нашей точки зрения, подтверждающих это документов, нет. Кроме того, все акционерные общества, образовавшиеся после совхозов, обанкротились. Мы не понимаем, как земли могут числиться за юридическими лицами, которых уже давно не существует. Но Росреестр не хочет ставить их на учет как бесхозные, хотя по факту никто не знает, кому они принадлежат. У нас почти 20 тыс. га земли сельхозназначения, большая часть из них не используется», — рассказал Сергей Мухин, глава администрации Бокситогорского района Ленинградской области.
В Ленобласти за последние несколько лет удалось вернуть в оборот 11 тыс. га. Сейчас под пашнями находится 226 тыс. га, а не используется 134 тыс. га.
Как говорит зампред правительства Ленобласти по АПК Олег Малащенко, регион готов начать работу по созданию земельного банка. Пилотным районом может стать Лужский, где планируется оформить и выставить на аукцион для дальнейшей продажи или сдачу в аренду аграриям 8 тыс. га земли. Она находится в ведении властей района, однако на нее нет свидетельства о праве собственности, и она не поставлена на кадастровый учет.
Чтобы провести такие работы по всему региону, потребуется 2-6 млрд рублей. Но губернатор Александр Дрозденко готов выделять на эти цели не более 100 млн рублей в год.
Примерно такая же ситуация и в других регионах России. Если взять минимальный уровень затрат, то для подготовки к аукционной продаже всех не задействованных в России участков потребуется около 600 млрд рублей. У регионов таких денег нет. И это главный тормоз, мешающий вовлечь в оборот хотя бы те участки, владельцы которых установлены.
Единственным выходом из ситуации эксперты РАНХиГС считают создание федерального органа, который занялся бы этой работой. «Это вещь затратная и не быстрая, но государство должно показать, какие земли не имеют нормального хозяина, и передать их тем, кто готов работать», — убеждены эксперты.
Можно сколько угодно говорить о целесообразности таких действий, но задача одна- земля должна работать. Зачем далеко ходить.В пределах 50 км от каждого города есть много участков, которые не обрабатываются.даже если там наведут порядок, то страна выиграет.
Земля так и будет и дальше зарастать бурьяном , если она не даёт прибыли ,что от неё толку , повышай не повышай налог процесс этим не остановишь , если на верху не понимают или не хотят понять сути вопроса . то земля как предмет производства хлеба никому не нужна в нынешних экономических условиях , нет рентабельности нет производства, а какая может быть рентабельность при росте цен на топливо , на запчасти, на технику , а цена зерна даже упала в прошлом году, на западе село на искусственной рентабельности , созданной государством , а наше государство всё пустило на самотёк , и ему деревня по- видимому пока не нужна , поэтому она и зарастает бурьяном