Россия намерена занять 25% ($25 млрд) мирового рынка органической продукции — продуктов питания, выращенных без химудобрений. Минсельхоз делает ставку на экспорт такой продукции, так как она в 1,5-2 раза дороже обычной и не находит сбыта в России.
Органическая продукция — это продукты питания, корма для животных и посевной материал, производимые без использования пестицидов, синтетических минеральных удобрений, регуляторов роста, искусственных пищевых добавок, а также генетически-модифицированных продуктов.
Мировой оборот рынка такой продукции — $100 млрд в год. Российский — пока лишь $120 млн. Из-за особых условий выращивания и хранения себестоимость ее производства на 30-40% дороже, чем традиционных продуктов питания, а из-за торговой наценки в магазинах органические продукты стоят в 1,5-2 раза дороже обычных. Поэтому спрос на нее в России очень небольшой. В отличие от зарубежного, который растет на 20-30% в год, вдвое опережая рост предложения. Поэтому Минсельхоз РФ намерен стимулировать отечественных производителей заниматься органикой на экспорт. Для этого власти создают нормативную базу: 19 июля Госдума РФ приняла во втором чтении законопроект «О производстве органической продукции», в целом его утвердят на днях. После чего Минсельхоз разработает меры государственной поддержки производителей органической продукции.
Как говорит руководитель Союза органического земледелия (СОЗ) Сергей Воронцов, речь идет об уменьшении или отмене платежа за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку такое производство работает по замкнутому циклу, и воздействие минимально. Также необходимо предусмотреть компенсацию на сертификацию, стоимость которой составляет от 300 тыс. до 1 млн рублей ежегодно. Кроме того, погектарная поддержка производителей должна составлять не менее 2 тыс. рублей на 1 га (при среднем по России — 1,2 тыс. рублей), считает Воронцов.
Рынок в полный рост
Исследователи СОЗ насчитали в России 70 сертифицированных органических сельхозпроизводителей. Из них международным стандартам соответствуют 53 хозяйства, российским — 17. В сфере растениеводства работает 20 органических хозяйств, в животноводстве — 5, дикорастущими растениями занимаются 14 хозяйств, производством алкогольной продукции — одно предприятие, переработкой органической продукции — 2. Органическое земледелие ведется на 0,12% сельхозземель (246 тыс. га), которые сертифицированы как органические по международным стандартам.
Органическая продукция едва ли превышает 0,2% от общего объема рынка продуктов питания и оценивается в $120 млн, из них 90% — импорт. При этом потенциал производства органики на внутреннем рынке эксперты оценивают в 10% рынка, то есть $6 млрд.
Чтобы довести объемы производства до этого уровня, ежегодно 200-300 сельхозпроизводителей должны переводить свои земли в «органик». Около 27% сельхозпроизводителей готовы к переходу на органическое сельское хозяйство при гарантированном сбыте, говорят в СОЗ.
По данным ООО «Сибирские органические продукты», основные проблемы выращивания органической растениеводческой продукции — невысокая урожайность и необходимость обеспечивать такой продукции особые условия хранения и перевозки. Например, из-за отказа от химических удобрений и средств защиты урожайность органического земледелия снижается на 30-50% по сравнению с обычным.
Не все производители готовы к таким потерям. Советник гендиректора РАПТИ Виктор Санец отмечает, что переход на органическое производство — это трудоемкое занятие и требует серьезного подхода к агротехнологиям, а также больших затрат при минимальном урожае. «Наверное, надо и нам идти по этому пути, но такая продукция будет очень дорогой и подойдет только для состоятельных людей», — добавляет он.
По мнению руководителя Ассоциации фермерских хозяйств Ленобласти Михаила Шконды, отечественные игроки еще не созрели для массового перехода на органическое производство. Он отмечает, что и натуральную фермерскую продукцию все еще довольно сложно продавать, в том числе потому, что на прилавках обилие фальсификата.
Как отмечает Сергей Воронцов, в среднем себестоимость производства органической продукции в растениеводстве на 35-40% выше, чем обычной. В молочной отрасли разница может составлять 10-15%, а, например, органические яйца вдвое дороже традиционных, так как требования к содержанию птицы весьма жесткие. На прилавках магазинов органическая продукция стоит дороже обычной примерно на 30%, но зачастую она вдвое-втрое дороже традиционных продуктов — за счет торговой наценки ретейлеров.
Управляющий партнер агентства Agro&Foodcommunication Илья Березнюк добавляет: «Во-первых, в России отсутствуют современные лаборатории для проверки и сертификации органики. Во-вторых, чтобы закон полноценно работал, необходимо встраиваться в мировую систему сертификации такой продукции, а это займет длительное время. В целом рынок перспективный, но узко сегментированный. Основная масса потребителей, даже несмотря на растущую тенденцию в сторону здорового питания, будут ориентироваться на ценовой диапазон и классические виды конечной продукции, без модной этикетки с надписью «органика», товары с которой будут дороже».
Экспортный потенциал
Перспективы для роста российские производители видят в экспорте. Сейчас 16 хозяйств из России продают свою органику в страны Евросоюза. В основном это зерновые, масличные культуры, а также эфирные масла. Но объем экспорта сложно оценить, поскольку в отсутствии закона органической продукции не присвоен ОКВЭД.
Международный рынок органической продукции составляет $100 млрд, и, по прогнозам экспертов, ежегодно растет на 15%. Причем, по данным ED Organic, спрос растет в 1,5-2 раза быстрее, чем предложение, что дает России перспективы для развития органического производства на экспорт.
По оценкам Минсельхоза, в течение 5-7 лет Россия может занять до 10-25% мирового рынка, так как у нее есть главное условие для этого — много подходящей земли. Более 20 млн га российских сельхозземель свыше 3 лет не получали агрохимикатов, поэтому пригодны для введения в оборот как органические, отмечают в СОЗ. Именно дефицит таких земель сдерживает развитие органического производства в мире.
«Потенциал Европейского Союза и США по развитию органического земледелия существенно исчерпан, прирост объемов предложения на рынке возможны, в первую очередь, за счет России, Казахстана и Украины: Украина и Казахстан наращивают экспорт в разы», — говорят в ООО «Сибирские органические продукты». Эксперты компании прогнозирует рост мирового рынка органики к 2020 году до $200 млрд.
Цитата:"Минсельхоз делает ставку на экспорт такой продукции, так как она в 1,5-2 раза дороже обычной и не находит сбыта в России" Это шедевр в области экономики.Кто сказал. что более дорогая продукция более выгодна? Оценивают маржу и емкость рынка.И кто сказал. что нас ждут на мировых рынках?
почему все верят цифрам ассоциации производителей органической продукции, что у нас объем продаж 120 млн. рублей.С точки зрения российского потребителя вся продукция бабушек с дороги и, выращенная на своей даче или у себя в хозяйстве- органическая.Так что можно смело увеличивать эти цифры в разы.
Да, такие критерии себестоимости принято декларировать. Принято…….
Для тех же, кто искренне желает получать органическую агропродукцию с себестоимостью на 50% ниже, чем обычную, и с урожайностью, не ниже обычной, как минимум приглашаю для личного общения по поисковому слову -гумиреактор. Дискутировать на эту тему ни с кем не буду — нет смысла.
а, такие критерии себестоимости принято декларировать. Принято…….
Для тех же, кто искренне желает получать органическую агропродукцию с себестоимостью на 50% ниже, чем на обычную, и с урожайностью, не ниже обычной, как минимум, — приглашаю для личного общения по поисковому слову -гумиреактор. Дискутировать на эту тему ни с кем не буду — нет смысла.