Этот год выдался очень неудачным для многих европейских пчеловодов, особенно во Франции и Италии, где непредсказуемая погода привела к худшим показателям сбора меда.
Главный сельскохозяйственный профсоюз Италии Coldiretti сообщил, что в 2019 году объемы меда вдвое меньше по сравнению с 23 300 тоннами меда, собранных в 2018 году.
Во Франции, согласно Национальному союзу французского пчеловодства (UNAF), ожидается, что 2019 станет «худшим за всю историю»: менее 9 000 тонн — почти четверть от объема, полученного в 1990-х годах.
Румыния была чемпионом Европы по меду в 2018 году, собрав около 30 000 тонн. Но в этом году производство в стране упадет ниже среднего ежегодного показателя в 25 000 тонн, сообщили изданию AFP в ассоциации ROMAPIS.
А в Испании, ведущей стране по количеству ульев в ЕС, сбор меда уменьшается с 2015 года, с падением на 5,2 процента в 2017 году и не оправдавшим надежд сезоном 2018 года, по данным министерства сельского хозяйства страны.
Климат виноват?
С января по начало сентября в Италии произошло более 1000 экстремальных погодных явлений, вполовину больше, чем в 2018 году, в том числе град, штормы и жара.
Во Франции весной ударили заморозки, а в конце июня обрушилась тепловая волна, да такая, что в некоторых районах на юге Франции жара растопила воск в ульях.
В Румынии «нехватка осадков прошлой осенью и зимой сильно ударила по посевам рапса», что привело к «очень низкому производству меда», по словам пчеловода Мариана Патраску.
По словам итальянских, французских и румынских пчеловодов, мороз, засуха и проливные дожди снизили количество цветов и нектара. Многие пчеловоды были вынуждены кормить своих пчел, чтобы спасти насекомых от голодной смерти.
Что дальше?
Ожидается, что падение производства меда в Италии причинит ущерб пчеловодам на сумму 73 миллиона евро в этом году, помимо расходов на корма. Удар будет особенно тяжелым для молодых фермеров, имеющих долги.
Все надеются на улучшение погодных условий в следующем году, но президент французской ассоциации UNAF, Жиль Ланио, не разделяет оптимизма.
«Чтобы спасти колонии, пчелы убили всех самцов, чтобы избавиться от лишних ртов для кормления. Недостаток самцов для спаривания может привести к нехватке оплодотворенных маток следующей весной, что означает меньшее количество новых колоний и пчел», — пояснил он.
Также в последние годы возросла смертность пчел из-за эпидемии паразитического клеща варроа, неконтролируемого распространения азиатского шершня в Европе и интенсивного использования пестицидов в сельском хозяйстве.
Китайский мед
Европейские пчеловоды бьют тревогу по поводу массового импорта китайского меда, который, по их словам, является «фальсифицированным», например, из-за сиропа.
В настоящее время нет европейского законодательства, обязывающего производителей указывать происхождение меда.
Этикетки могут утверждать, что продукт — это «смесь медов, происходящих и не происходящих из Европейского сообщества», даже если продукт содержит 99 процентов китайского меда и только 1 процент, скажем, французского меда.
В Испании пчеловоды провели несколько акций протеста против дешевого китайского меда, и власти планируют ввести новые требования к маркировке, в которой будет указываться процентное содержание меда каждой страны происхождения.
Во Франции ожидается вступление в силу указа с 1 января 2020 года, обязывающего указывать все страны, из которых поставлялся мед, занимающий долю более 20 процентов меда в банке.
Северная Европа
Благодаря особенно жаркому лету в 2018 году, интерес к пчеловодству возобновился в Норвегии и Швеции.
По данным Норвежской ассоциации пчеловодов, которая в настоящее время насчитывает 4000 членов по сравнению с 2500 членами несколько лет назад, объем производства составляет около 1300 тонн, что далеко не удовлетворяет спрос на местном рынке.
В Дании, где производство также выросло в 2018 году, местным производителям трудно реализовать свою продукцию.
Ассоциация профессиональных пчеловодов страны заявляет, что жесткая конкуренция со стороны более дешевых иностранных медов привела к тому, что ее члены получили около 800 тонн или более непроданных запасов.