Как повысить экспорт продовольствия, не повышая цен и нет ли здесь шаманства?

Вторник, 28 января 2020, 00:00

О «справедливых ценах» на аграрном рынке и роли правительства размышляет постоянный автор «Крестьянских ведомостей», экономист Владимир Суровцев.

Российские производители аграрной продукции решают сложные противоречивые задачи – увеличить экспорт аграрной продукции, обеспечить продовольственную безопасность, экономическую доступность продовольствия для населения. При медленных темпах роста доходов населения это означает –  увеличивать объемы производства и качество продукции, не повышая цен реализации, несмотря на рост цен на ресурсы.

Закономерно обостряется полемика о справедливости цен на рынке аграрной продукции, в том числе и на сайте «Крестьянские ведомости».  

«Справедливая цена»  на рынке — объективная экономическая категория, отражающая общественно-необходимые затраты участников рыночных отношений, обеспечивающая их  расширенное  воспроизводство.  

Справедливая цена на продукцию обеспечивает баланс спроса-предложения на рынке в данный момент и, одновременно,  стабильность рынка в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Условием стабильности рынка является инвестиционная привлекательность участников рыночных отношений, определяющая их возможность развивать производственный потенциал непрерывно и поступательно. Для этого цена должна превышать среднеотраслевые издержки и обеспечивать прибыль на инвестиции, сопоставимую с другими отраслями экономики, как в своей стране, так и за рубежом.  

Справедливая цена обеспечивает рост общественного благосостояния. Большинство производителей и потребителей в этом случая являются эффективными участниками рыночных отношений и получают прибыль, меньшинство — аутсайдеры – убытки. Причем соотношение «успешных и аутсайдеров» сопоставимо как у покупателей, так и у продавцов.

 

Несправедливая цена – цена, при которой общественное благосостояние снижается. Большинство экономических субъектов при этом становятся аутсайдерами и получают убытки, меньшинство -монопольную прибыль.  Соотношение успешных предпринимателей и аутсайдеров среди покупателей и продавцов сильно дифференцировано.  Аутсайдеры несут потери не столько от собственной неэффективности, сколько от ценовой дискриминации.

Справедливые цены на «идеальном» рынке формируются рыночным механизмом «совершенной конкуренции», где отсутствует рыночная и политическая власть, нет возможности присвоения монопольной и политической ренты одними хозяйствующими субъектами за счет других.  Условием устойчивости «идеального рынка» является большое количество участников на всех этапах производственно-хозяйственного процесса, когда абсолютно все продавцы и покупатели являются ценополучателями и не могут влиять на цены, манипулируя объемами продаж-закупок. 

Для поддержания цен на уровне справедливых не менее важно, чтобы государство обеспечило  работоспособность рыночного механизма,  формировало  соответствующие порядки и гарантировало  неукоснительное их соблюдение всеми участниками рынка. В этом случае государство реализует так называемые функции «ночного сторожа»: 

— устанавливает и поддерживает права собственности, предотвращает любое несанкционированное насилие в обществе по отношению к собственности;

— поддерживает суверенитет хозяйствующих субъектов, обеспечивает принцип добровольности заключения контрактов, не допускает «силового давления» и не использует власть при заключении договоров между хозяйствующими субъектами;  

— гарантирует соблюдение обязательств, достигнутых при свободном волеизъявлении участников рыночных соглашений. 

Нарушение хотя бы одного из  базовых условий снижает эффективность работы рыночного механизма, что приводит к отклонению цен на рынке от справедливого уровня. 

Реальный рынок существенно отличается от идеального, поэтому функции государства по формированию рыночных цен для их соответствия справедливому уровню шире.

Во многих случаях монопольное положение отдельных участников производственно-хозяйственных цепочек носит объективный характер. Государство по объективным и субъективным причинам ставит перед отраслями экономики определенные задачи, которые не могут быть решены в условиях совершенной конкуренции. В результате рынок перестает автоматически формировать справедливые цены.   

Производство и потребление всегда имеют определенную инерционность, которая зависит от очень многих параметров. Высокая инерционность производства в аграрных отраслях приводит к низкой эластичности предложения на рынке, что создает предпосылки неоправданного повышения цен поставщиками ресурсов и снижения цен промежуточными потребителями.

Отклонение фактических рыночных цен в каком-либо звене производственно-хозяйственных цепочек от цен справедливых длительный период времени формирует сужающийся тип воспроизводственного процесса, что не отвечает долгосрочным интересам всех участников хозяйственных связей.  Чем меньше становится объем производства на одном из этапов, тем выше становятся среднеотраслевые издержки. Чем выше издержки, тем меньше объем производства, тем выше становится цена, что уменьшает платежеспособный спрос. Объем производства вновь уменьшается, и так по расходящейся спирали. В терминах экономики — расходящаяся «паутинообразная модель», которая была подробно разработана наукой в период Великой депрессии 30-х годов ХХ века, в годы затяжного кризиса на аграрном рынке США.

Для поддержания цен на справедливом уровне в реальной рыночной экономике государство вынуждено вмешиваться в функционирование рыночного механизма: законодательно поддерживать конкуренцию, различными мерами минимизировать отрицательные последствия проявления рыночной власти отдельными хозяйствующими субъектами, не допускать манипулирования асимметрией информации участниками заключаемых  договоров, в ряде случаев  — субсидировать производителей или потребителей, вводить пошлины и квоты.

Ограниченные возможности повышения розничных цен, при стагнации доходов населения и уменьшении объемов потребления многих видов продовольствия, обостряют борьбу между участниками производственно-хозяйственных цепочек за перераспределение маржи. 

Сельхозпроизводители настаивают на получении большей доли от дохода за счет переработки, переработчики – за счет торговли, которая, по общему мнению, получает сверхдоходы.  С мнением одного очень уважаемого в отрасли практика еще недавно согласилось бы большинство сельскохозяйственных товаропроизводителей, переработчиков и экспертов: «Доли ритейла и сельхозпроизводителя [в распределяемой прибыли] несопоставимы. Рекордный прирост магазинов резко контрастирует со слабой экономической эффективностью агропроизводства».  Однако сегодня кризис охватил и розничные сети. Так в Санкт-Петербурге в конце декабря 2019 года обанкротилась одна из крупнейших в городе торговых сетей и на многих улицах можно все чаще наблюдать черную пустоту еще недавно сияющих витрин.  [https://www.rbc.ru/spb_sz/24/01/2020/5e2ae86a9a79478a214f29f5].

Призывы к государству усилить вмешательство в рыночные процессы для борьбы с «провалами рынка»: ввести предельные цены на ресурсы, установить «предельные» наценки или уровень рентабельности, ввести дополнительные квоты и пошлины, как самое радикальное — провести новую кратную девальвацию рубля или директивно устанавливать цены, могут  окончательно заблокировать работу рыночного механизма.  

Следует учитывать, что цены на большинство видов сельскохозяйственной продукции в России не ниже, чем в большинстве развитых стран, несмотря на двукратное снижение курса рубля по отношению к мировым валютам в конце 2014 года. Производители аграрной продукции во всем мире сталкиваются с экономическими проблемами. При этом стремятся всеми путями динамично увеличивать объемы производства, рассматривая рост объемов как один из наиболее эффективных способов снижения издержек. 

В эпоху НТР и глобализации экономики важнейшим фактором формирования «справедливой цены» на внутреннем рынке аграрной продукции становится высокий уровень технологического развития, технической оснащенности сельскохозяйственных товаропроизводителей, их обеспеченность «овеществленным и человеческим капиталом», соответствующие уровню ведущих мировых конкурентов. 

Правительства в развитых странах не только разрабатывают проекты и программы, но формируют экономические механизмы для практической реализации стратегии технологического развития аграрного производства, последовательной замены труда капиталом, развития человеческого капитала, повышения производительности труда и эффективности интенсификации на инновационной основе большинством хозяйств, вне зависимости от форм хозяйствования и размеров производства.  Специалисты, знакомые с работой фермеров в Западной Европе, отмечают их высочайшую техническую оснащенность.  Это хорошо рассмотрено И.Б. Абакумовым в недавнем материале «КВ» —  https://kvedomosti.ru/news/pochemu-u-russkix-v-evrope-srazu-rastet-proizvoditelnost-truda-a-pri-vozvrashhenii-padaet.html

По нашим меркам — количество новейшей высокопроизводительной техники в Европе и США далеко превышает экономически оправданный оптимум. Однако фермеры в этих странах работают с прибылью. Почему так происходит, тема отдельного разговора.  

Механизмы эти достаточно сложные, нацелены  на уменьшение прямых и транзакционных издержек, расширяют возможности привлечения инвестиций и заемного финансирования. Последствия каждого предлагаемого изменения в системе государственного регулирования и поддержки в развитых государствах тщательно «просчитываются» с учетом необходимых затрат, источников финансирования, краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных последствий для аграрных производителей, других отраслей экономики, конечных потребителей, налогоплательщиков, для общества в целом.   

Применение «в ручном режиме» «простых» инструментов для приведения «в принудительном порядке» цен на рынке к справедливому уровню, может привести к гораздо более серьезным проблемам в среднесрочной и долгосрочной перспективе.  

Так, например, введение в «пожарном порядке» запретительных квот на экспорт, кажущихся на первый взгляд «бесплатными», снизит инвестиционную активность сельскохозяйственных товаропроизводителей. Сельские хозяева-предприниматели, планировавшие направить часть прибыли на расширение и модернизацию производства, будут вынуждены отказаться от инвестирования и выбрать более консервативную стратегию. Внешние инвесторы, планировавшие войти в отрасль для создания новых производств, с расчетом на уровень прибыли на инвестиции выше средних по экономике, откажутся от инвестиций в отрасль.  В результате замедлятся темпы технологической модернизации, что отрицательно скажется на уровне конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей и объемах предложения в долгосрочном периоде. Помимо внутренних проблем в экономике страны, данные меры неизбежно вызовут корректировку торговых стратегий стран партнеров, что может привести к необратимым последствиям, многократно усилить потери для общественного благосостояния. 

Для поддержания цен на рынке на справедливом уровне при усилении глобальной конкуренции правительства всех стран стремятся обеспечить развитие аграрного сектора по сценарию отраслей с убывающими издержками, когда отрасли стабильно увеличивают объемы производства и одновременно снижают свои издержки. Государство в развитых странах активно поддерживает технологическое развитие аграрных производителей, чтобы они, в поисках инновационной ренты, повышали производительность труда и других видов ресурсов, качество продукции, снижали ресурсоемкость и издержки производства, обеспечивали издержки ниже, чем цены реализации.  Последовательное и непрерывное освоение инновационных технологий, постоянный рост технической оснащенности производства, научно-консультационная поддержка сельскохозяйственных производителей по всем направлениям позволяют снижать издержки более высокими темпами, чем рост стоимости ресурсов.

Для поддержания цен на справедливом уровне основными задачами правительства являются: препятствовать, а не поощрять поиск ренты политической; не допускать условий для присвоения ренты монопольной; создавать условия и всемерно поддерживать усилия субъектов рыночных отношений в поиске ренты инновационной.  В странах, где уровень цен на аграрном рынке близок к уровню справедливых цен, правительства с этими задачами справляются хорошо, в странах, где большинство участников рынка оценивает цены как несправедливые – плохо.

Автор: Владимир Суровцев, врио директора ФГБНУ Северо-Западный НИИ экономики и организации сельскохозяйственного производства - специально для «Крестьянских ведомостей».

 
Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля