Игорь Абакумов: земля без дома фермера – пустое место.

Четверг, 05 марта 2020, 00:00

На XXXI съезде АККОР – ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России – в 31-й раз поставлен вопрос о разрешении строить дом на своей земле.

С 1991-го года, когда фермеры начали получать в собственность участки земли, они начали строить на них дома для своих семей, но довольно скоро убедились, что «прочие» капитальные сооружения на землях сельхозназначения запрещены законом и поставить их на кадастровый учет практически невозможно. В результате большинство фермеров со своими семьями вынуждены официально жить в населенных пунктах, а на поле ездить каждый день на работу: кто за километр, а кто и за сто. Конечно, строили и дома, которые власти могли снести (и сносили) при всяких конфликтных ситуациях, причем на совершенно законных основаниях.

В связи с частыми сменами правительства при президенте Ельцине вопрос, что называется, «подвис». У фермеров было много сторонников, но не меньше было и противников. Сторонники говорили, что принцип «свой дом на своей земле» создал фермерскую Америку, которая стала «номером один» на продовольственном рынке. Противники говорили, что еще неизвестно – останутся ли фермеры вообще, а узаконенный дом посреди поля — уже навсегда, если там прописаны деты и внуки. К тому же отдельно стоящий в поле дом требует коммуникаций – дороги, газа, электричества, водопровода, канализации – а это для муниципалитета большая головная боль.

— Как бы там ни было, а в первые годы число фермеров достигло 270 тысяч, — говорит один из первых фермеров, а сейчас председатель Ростовской областной ассоциации Александр Родин. – Но отказ в праве укореняться на земле многих остановил в развитии. Смысл жизни теряется, люди устают ждать и верить.

Сейчас в России 176 тысяч фермерских хозяйств. В таком кратном снижении численности доля запрета на строительство, конечно, есть. Хотя она и не главная, но фундаментальная. Взять хотя бы расходы на охрану: если фермер не имеет права жить на своем поле, он нанимает постовых – сутки через трое. Это не только деньги, но и нервы, ведь они охраняют не своё, а на полевом стане техники на десятки миллионов.

Этот вопрос фермеры ставили перед Президентом Владимиром Путиным в 2011 году, на съезде АККОР в Тамбове. Президент дал поручение решить – персонально зампреду Правительства, руководству Минпромторга, Минсельхоза, ФАС, Минэкономразвития. Но министры поменяли места службы и воз все еще ныне там.

Между тем крестьянские хозяйства – стратегический ресурс любого общества, он формирует пространственное освоение территории. Когда строился Транссиб от Санкт-Петербурга до Порт-Артура, вдоль дороги по плану Витте-Столыпина размещались хуторяне-переселенцы. Не только для снабжения войск и железнодорожников продовольствием, но и для охраны дороги: ни одной диверсии не случилось, чужих отлавливали сразу и жестко, инстинктивно опасаясь конокрадов. Второе поколение потомков этих переселенцев встретило гитлеровцев в битве под Москвой – те самые «сибирские дивизии», демографический ресурс.

К 1940 году в Великобритании оценили в полном объеме политику сокращения собственного фермерства, когда гитлеровские субмарины начали топить караваны с продовольствием их Европы и колоний. На островах начался голод и там распахали знаменитые газоны под картошку. Вторым откровением для британцев стало настоятельное требование премьера Черчилля вывезти детей из городов на мелкие фермы. Это трудно далось, но их вывезли, сохранив жизни целого поколения. А уже в ноябре 1940 года 500 бомбардировщиков до фундамента снесли город Ковентри и начались бомбежки Лондона. Сохранившееся в деревнях поколение вернулось и отстроило города заново.

Точно не известно – сколько миллионов эвакуированных семей спаслось от смерти в северных, сибирских деревнях России и Средней Азии, когда началась Великая Отечественная война.

Мелкие поселения и фермерские хозяйства – это место сбережения нации в случае войны, техногенных катастроф или эпидемий. Чисто экономически поразить большой город несравнимо дешевле, чем сотни разбросанных по лесам маленьких деревушек. Но, чтобы приехать в эти деревушки, там должна быть не просто жизнь – там должно быть производство. И фермер, который живет в собственном большом доме со своей семьей на своей земле.

Так что вопрос о фермерском жилище не так прост, чтобы отмести его как второстепенный.

 

Автор: Игорь Абакумов – Крестьянские ведомости

Источник новости

 
6 комментариев к Игорь Абакумов: земля без дома фермера – пустое место.
    0

    Неудачное название для такого материала. Почти у всех у нас нет фермерских домов, что же с того- и земля у нас из-за этого-пустое место? Да и не очень актуально сейчас иметь дом на фермерской земле: лишнее уязвимое место для ударов хоть от административных органов, хоть криминала- не оборонять же его с пулемётами? Да и не об этом надо печься- не решены главные задачи, которые может решить единственно наше государство: равенство всех перед законом, справедливое правосудие, ликвидация предательства интересов службы в полицейских и прочих рядах, наведение порядка в финансовой сфере( включая восстановление полноценного наличного денежного обращения), снижение налогового бремени, идиотского ( как в случае с пошлинами на экспорт семян подсолнечника) администрирования на всех уровнях управления, да мало ли тем…А доживать фермеры будут там, где их настигнет старость- для многих даже позитивные изменения в месте жительства не всегда полезны…

    Вы сводите
    0

    фермерство к узкому полеводству. Вот полеводов-"фермеров" вообще быть не должно — вы анахронизм. Развитие территорий — именно и только за хуторами. Любая деревня превращается в поселок батраков и при любой экономической флюктуации исчезает.

    0

    Да ни к чему я не свожу. Было бы озаглавлено-Даёшь фермерский дом на фермерской земле!!!- я бы и слова не сказал. Ваше замечание об анахронизмах в корне неверное- только полеводство столбит население- библейская истина допотопных времён. Согласен- есть огромный перекос в структуре производства, но кто в нём виноват? Виноватить фермера, что он не пускает корни и не вкладывается на линии фронта (фронтов)определения собственности, межевания границ, возведения инфраструктур, битв с гайцами, налоговиками, рэкетменами, пьяницами и нет им числа, ценами, монополистами… А ты ОДИН на этом фронте. И только тебе не хватает- где дом лучше поставить с колоннами- на минном поле или на стороне склона, наиболее опасного при артналётах…

    Шпицвег
    0

    Согласен ,,проблема,, надуманная, и не интересна для среднестатистического
    фермера из глубинки.
    Актуальна разве что для махинаций с земельными участками под застройку вокруг крупных городов.

    Да,
    0

    мнение "полеводов" — которые на поля 3 дня в году заходят — и жить могут в 1000 км от своих латифундий по этому вопросу очень интересно

    0

    Вас что интересует- сформулировать сможете?

Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля