Союзмолоко: ТОП-30 молочных компаний России смогли увеличить объемы продаж на 11,5%
Лидерам молочной индустрии, удалось сохранить позитивную динамику и обеспечить по итогам прошлого года прирост объемов продаж на 11,5%. При этом ТОП-30 компаний молочного рынка в очередной раз обеспечили больше половины прироста всей индустрии. Такие выводы делают аналитики Союзмолоко, Streda Consulting и Milknews по итогам презентации обновленного Рейтинга крупнейших перерабатывающих компаний молочной отрасли.
“Доля ТОП-30 на рынке почти не изменилась — лидеры продолжают удерживать около 50% рынка, хотя внутри рейтинга произошло много перестановок, — объясняет генеральный директор Союзмолоко Артем Белов. — Прошлый год был не самым простым для переработчиков, в первую очередь в части роста себестоимости и трансформации спроса, а внедрение маркировки внесло значимые коррективы в инвестиционные планы многих игроков — компании по-разному смогли пройти этот период турбулентности”.
Прошедший год, по мнению аналитиков, оказался очень насыщенным для отрасли. В пятерке лидеров изменений не произошло, но разрыв между компаниями существенно сократился, что создает интригу для рейтинга в следующем году. Первое место сохранила за собой компания Danone с объемом продаж в 122,7 млрд. руб., на втором — PepsiCo (Вимм-Билль-Данн) со 107,8 млрд. руб., на третьем месте удержалась ГК “Молвест” с 38,5 млрд. руб. В пятерке лидеров также сохранили свои позиции ГК “Ренна” (36,2 млрд. руб.) и “КОМОС ГРУПП” (31,9 млрд. руб.).
Впервые за несколько лет произошли изменения в ТОП-10. Расклад сил существенно изменился благодаря сделкам по слиянию и поглощению и крупным инвестпроектам. Во-первых, компания Ehrmann за счет поглощения российского подразделения FrieslandCampina выросла почти в 2 раза и с выручкой в 25,6 млрд. руб. поднялась сразу с 12 на 9 место. Во-вторых, Lactalis Group, несмотря на значительный прирост выручки в 14%, покинула ТОП-10 игроков, уступив по темпам роста “Юговскому комбинату молочных продуктов”.
“Региональным компаниям с каждым годом становиться все сложнее удерживать долю рынка. Они систематически уступают позиции не только федеральным лидерам, но и сильным нишевым игрокам, — отмечает генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев. — Большинство компаний сегодня стоят перед серьезным вызовом в поисках дальнейших путей своего развития. Драйверами консолидации будут несколько компаний-лидеров индустрии, а всем остальным предстоит пересмотреть свои бизнес-модели и серьезно работать над повышением эффективности бизнеса”. По его словам, сильные нишевые игроки, реализующие интересные бизнес-модели, уже вплотную приближаются к лидерам индустрии и в ближайшие годы в рейтинге появится сразу нескольких новых игроков.
В целом перерабатывающий сектор сохранил положительную динамику развития и по итогам 2021 года продемонстрировал рост практически по всем основным категориям — цельномолочная продукция, творог, сухое молоко, сыры и сыворотка. При этом импорт сократился еще на 2% — до 6,9 млн т (в пересчете на молоко), а экспорт активно растет уже не первый год и впервые превысил 1 млн. т МЭ.
“Мы фиксируем неснижающийся интерес инвесторов к молочной индустрии, — подтверждает управляющий директор департамента развития корпоративного бизнеса Сбербанка Татьяна Крейтор. — Кредитование проектов в сегменте производства молочной продукции в 2021 году выросло на 17,6% — до 68,7 млрд руб. С начала года мы фиксируем рост до 79,12 млрд руб., что на 15,2% больше, чем за весь прошлый год”.
По мнению аналитиков, тренд на консолидацию в секторе в ближайшие годы серьезно активизируется, прежде всего, благодаря постепенному выводу на рынок новых мощностей в рамках крупных инвестиционных проектов. На фоне слабого платежеспособного спроса, разрыва логистических цепочек, санкционных ограничений и других рисков это будет дополнительно стимулировать консолидацию.
Флагманский спонсор рейтинга — ключевой партнер сектора «СБЕР Про». Спонсоры проекта — компании «Меридиан», «Коджент», Cargill, Kieselmann и “Промтехкомплект”.
Все рейтинги молочной отрасли смотрите на https://top.milknews.ru/
Рейтинг ТОП-30 крупнейших молочных компаний (по выручке)
№ | Компания | млрд. руб. |
1 | Danone Group | 122,7 |
2 | PepsiCo (Вимм-Билль-Данн) * | 107,8 |
3 | ГК «Молвест» | 38,5 |
4 | ГК «Ренна» | 36,2 |
5 | КОМОС ГРУПП | 31,9 |
6 | Hochland Russland | 30,5 |
7 | ГК «Фудлэнд» | 28,3 |
8 | ГК «НЕВА МИЛК» | 26,1 |
9 | Ehrmann (вкл. Campina) | 25,6 |
10 | Юговской комбинат молочных продуктов | 23,6 |
11 | Lactalis Group | 22,5 |
12 | ГК «ПИР» | 16,6 |
13 | ГК «Экомилк» * | 13,4 |
14 | ГК «Ростагроэкспорт» * | 12,9 |
15 | ГК «Доминант» | 12,2 |
16 | ГК «Русское молоко» (Свитлогорье) * | 11,4 |
17 | MLK Group (Ува-молоко) | 10,6 |
18 | Холдинговая компания «Ак Барс» (ЗМК) | 10,4 |
19 | Фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева | 10,4 |
20 | ГК «Российское Молоко» | 9,5 |
21 | АО «Барнаульский молочный комбинат» | 9,0 |
22 | Ирбитский молочный завод | 8,8 |
23 | Savencia Fromage & Dairy | 8,6 |
24 | СК «Ичалковский» / СЗ «Сармич» | 8,6 |
25 | Пискаревский молочный завод | 8,2 |
26 | МПК «Сырный дом» | 7,9 |
27 | ТнВ «Сыр Стародубский» | 7,9 |
28 | Valio | 7,8 |
29 | ГК «Сыробогатов» | 7,7 |
30 | ТК «МУЛЬТИПРО» * | 7,5 |
Методология: рейтинг подготовлен на основе официально предоставленных компаниями-участниками данных за 2021 год по совокупной выручке от продаж молочной продукции (включая дистрибуцию продукции сторонних производителей, а также смежных категории продукции, вкл. мороженое и детское питание) с необходимой верификацией и дополнением со стороны Streda Consulting на основе доступных аналитических источников (отмечены *).