Официальный Токио, несмотря на протесты соседних стран, объявил о втором этапе сброса радиоактивной воды из разрушенной АЭС «Фукусима-1» в Тихий океан. Россельхознадзор в качестве ответной меры ввел временные ограничительные меры в отношении импорта морепродуктов из Японии.
Представитель контрольного ведомства уточнил, что ограничения вводятся «до предоставления исчерпывающей информации, необходимой для подтверждения безопасности продуктов водного промысла и соответствия требованиям Евразийского экономического союза, а также ее анализа специалистами Россельхознадзора».
Москва, таким образом, последовала примеру Пекина и Сеула, которые еще летом выступили против сброса в океан отработанной воды с атомной станции и, долго не раздумывая, запретили импорт японской радиоактивной рыбы.
Напомню, что в марте 2011 года «Фукусима» была уничтожена цунами, вызванным тектоническим ударом магнитудой 9,0 баллов по шкале Рихтера. В результате стихийного бедствия вышел из строя механизм охлаждения ядерного реактора, расплавилась его активная зона и произошла утечка радиоактивных веществ. Для охлаждения реактора — такова мировая практика — в активную зону закачивалась вода, в том числе и морская.
Сегодня, как и 12 лет назад, когда взорвалась «Фукусима», атомщики в ежедневном режиме сливают пропущенные через реакторы АЭС 100 тонн воды в огромный резервуарный парк, расположенный вокруг развалин станции. В этих цистернах, где уже скопилось более 1,3 млн. тонн зараженной жидкости, закончилось место. Поэтому японцы и приняли решение: после очистки воды от большинства радиоактивных частиц начать сбрасывать ее в Тихий океан.
С этой целью компания Tokyo Electric Power (TEPCO), которая является оператором аварийной станции, прорыла туннель, соединив его на выходе с километровой трубой для сброса очищенной от радиации воды с АЭС в открытый океан.
Чтобы погасить негодование соседних стран – Китая, Южной Кореи и России, — японские власти то и дело подчеркивают, что «практически все радиоактивные частицы будут удалены из сточных вод до их «высвобождения», за исключением изотопа водорода трития. По утверждению японских экспертов, тритий представляет «относительно низкий риск» для здоровья человека. С этим согласны эксперты МАГАТЭ и ООН.
В японском МИД, между тем, назвали русских «баламутами» и пообещали передать Москве дополнительные данные о сбросе воды с аварийной АЭС, якобы «основанные на научной базе».
«Крестьянские ведомости» уже сообщали о том, что, по сведениям Приморского межрегионального управления Россельхознадзора, расположенном во Владивостоке, в начале сентября российские ученые провели порядка 500 исследований рыбной продукции, добытой в промысловых подзонах пяти регионов РФ, расположенных вблизи места сброса воды с «Фукусимы». В частности, российские исследовательские суда работали в Приморье, Хабаровском крае и Мурманской области, а также у Камчатки и Сахалина. В результате проведенных анализов, радиации в морепродуктах не выявлено. И вдруг Москва объявляет о введении временных ограничительных мер в отношении импорта морепродуктов из Японии. В чем тут дело?
По мнению Филиппа Сапожникова, ведущего научного сотрудника Института океанологии РАН, которое он высказал в интервью «КВ», существенной причиной для решения Россельхознадзора является нежелание японской стороны допустить экспертов России и Китая по радиационной безопасности на объекты, связанные со сливом очищенной воды из резервуаров в районе АЭС «Фукусима» в Тихий океан. К настоящему моменту мы, как и китайская сторона, обладаем только данными, которые предоставляют Япония и США. Россия же, согласно международным правилам получения и анализа материалов, связанных с потенциально опасными загрязнениями морской среды, не может полностью доверять японской стороне. Экспертам не известно, в каких районах производится контрольная добыча ее биоресурсов. На этом фоне Россия и КНР вынуждены ввести, по сути, «экономические санкции» на импорт рыбной продукции из Японии.
— Сказать или написать можно все, что угодно. Как говорится, доверяй, но проверяй. Должна быть создана специальная комиссия, состоящая из экспертов всех заинтересованных стран Тихоокеанского региона. Если сейчас мы оставим все как есть, тогда в будущем любая компания сможет сливать в море все что угодно, не допуская туда экспертов из других стран, заинтересованных в благополучии этого тихоокеанского региона, подчеркнул исследователь.
Японцы заявили, что спускать очищенную воду из накопителей «Фукусимы» будут постепенно, порциями, с массивным разбавлением – в течение 30 лет, сказал Филипп Сапожников. Если это соответствует действительности, то вред морской среде будет минимальный. Дальше слаборадиоактивная вода «расползется» по Тихому океану, более тяжелая вода, содержащая тритий, постепенно «провалится» на глубину, сползёт по шельфу в глубоководные области. В то же время, не секрет, что рыба является конечным звеном в накоплении радиоактивных изотопов в морской среде.
Как заявил «Крестьянским ведомостям» Никита Масленников, ведущий экономический эксперт Центра политических технологий, россиянам не стоит переживать из-за возможного дефицита какой-либо продукции из Японии. Россия закупает у японцев тунец, морской гребешок и некоторые другие породы рыб и ракообразных. При этом цены на тот же тунец высокие – на уровне семги или форели. Скорее всего, могут пострадать дорогие рыбные рестораны, которые большого ущерба России с точки зрения питания не нанесут.
— По итогам 2022 года, объем японского импорта составил 192 тонн рыбной продукции (0,04% от общих закупок). По большому счету, решение Россельхознадзора — политико-дипломатический демарш Москвы, ответ на западные санкции, к которым присоединился Токио.
Как сообщил «КВ» аналитик Владимир Крылов, в то время, как Москва вводит ограничения на импорт морепродуктов из Японии, в России продолжается снижение доходности рыбодобывающей отрасли. Прибыль рухнула с 117,3 млрд. руб. до 38,5 млрд. руб. в 2023 году – то есть в три раза! Рыбаки говорят, что все из-за закрытия выгодных экспортных рынков.