Совместная экспедиция ученых Владивостока и Москвы по изучению обычаев и культуры тазов — одной из малых народностей Дальнего Востока помогла выявить ряд традиций и обычаев этой достаточно малоизученной культуры. В основном эти обычаи не афишируются на массовых мероприятиях, а сохраняются внутри семей, сообщил ТАСС заведующий лабораторией антропологии Северной Пасифики института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, кандидат исторических наук Юрий Латушко.
В экспедиции, которая прошла летом 2024 года, участвовали ученые института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. Осенью в ходе работы круглого стола ученые обсудили итоги поездки и перспективы дальнейшей работы. Кроме того, Латушко подчеркнул, что это — одна из первых этнографических экспедиций, которая прошла после многолетнего перерыва.
"Если внимательно приглядеться к археологическим материалам, представленным коллекциями Ольгинской культуры позднего железного века, послушать своеобразие речи, якобы утраченного родного языка, который все еще используют пожилые тазовки, рассказы о поминальных домиках и других обрядах, взглянуть на местную культуру питания, нет-нет, да мелькнет идея, что древний культурный субстрат тазов — уникальное местное и еще не достаточно изученное явление таежной и морской адаптации Приморья. Тазы не спешат манифестировать свою этническую культуру — петь свои песни, танцевать свои танцы и щеголять в национальной одежде. В экспедиции мы собрали новые материалы по культурной экологии и природопользованию, языку и духовной культуре тазов, семейной истории, которые послужат дальнейшему изучению традиций народа", — подчеркнул Латушко.
Он добавил, что ученые не часто посещают тазов, по сравнению, например, с более известными удэгейцами. Тазы — уникальный симбиоз культур — местных тунгусо-маньчжурских народов и выходцев из Китая, который сложился в условиях среднего Сихотэ-Алиня. Традиционная культура тазов — пример адаптации к местной среде обитания.
"Экспедиция прошла совместно с коллегами из Московского государственного и Российского государственного гуманитарного университетов. <…> Мы ездили к тазам, которые сейчас проживают в Ольгинском районе. Согласно переписи населения от 2021 года, их только 235 человек. Некогда территория их расселения была иной, она включала Чугуевский, Лазовский, Кавалеровский районы", — отметил Латушко.
Ученый отметил, что о тазах многое известно. В 1830-1850-х годах на территорию Уссурийского края начинают проникать китайцы, первоначально остававшиеся здесь только в теплое время года. Со временем некоторые из них оседали на этой территории, занимаясь земледелием и торговлей. Среди китайских переселенцев преобладали мужчины, поэтому они вступали в брак с женщинами местных племен — удэгейками на юге края и нанайками в его северных районах. Постепенно складывалось метисное население. Значительную роль в признании тазов отдельным народом сыграл Владимир Арсеньев.
Интересные детали о культуре тазов
Младший научный сотрудник лаборатории антропологии Северной Пацифики Арина Левченко добавила, что тазы не афишируют собственную культуру — редко участвуют в этнических фестивалях, народных выставках и в других массовых национальных культурных событиях.
"Эта культура в основном проявляется в семье, там ее можно наблюдать. Это блюда на праздники, национальные сладости, которые многие современные тазы помнят с детства. Также у них существует ряд обычаев, которые также проявляются во время семейных застолий", — сказала Левченко.
Она добавила, что также у тазов сохранились элементы уникального похоронного обряда, связанного с почитанием духов мест и духов предков. Они хоронят своих родственников на родовых кладбищах. Сам обряд отличается от тех же обрядов удэгейцев или нанайцев — местные жители не озвучивают его деталей — похоронная традиция остается внутренним таинством.